dokerproject | Документальный фильм «НЕПАЛ ФОРЕВА» или «Спектакль как мера всех общественных потребностей»

07.12.2012 21:08

Бессвязные размышления о жизни в нескольких частях на основе нового документального фильма Алёны Полуниной и с цитатами из старого французского философского трактата.

Дамы и господа, если вы цените толк в авантюрах, разбираетесь в исторических параллелях, боретесь с ветряными мельницами и любите документальное кино, то рано или поздно - в следующем ли году или через несколько лет (но уже точно после начала конца света), на арену вашего персонального цирка непременно должны ступить герои документального фильма «Непал форева». Хрупкая и изящная Алёна Полунина в очередной раз обвела вокруг пальца понятия актуальность и действительность, превратив их в пост-модерновый документальный арт-спектакль с двумя отважными ленинцами в главных ролях. Зрители спектакля - многочисленные жители Республики Непал. «Общество спектакля» - мы с вами.

Пусть французский писатель и философ, по совместительству представитель левого ревизионистского течения в марксизме, Ги Дебор в своем «Обществе спектакля» писал совсем не о том, но, во-первых, перевирание смыслов уже было заложено им в его трактате, а во-вторых, этот труд великолепно стилистически подходит для размышлений над некоторыми сторонами фильма «Непал форева».
Итак, приступим к препарации.



1. «Мы находимся под влиянием проживаемого нами исторического момента»


Предыдущая картина Алёны Полуниной «Революция, которой не было» била точно в цель и очень больно. Тогда, в далёком 2008-ом году сильных фильмов о героях оппозиции в России не существовало как класса, а протестные шествия еще не согласовывались властью. Общество даже не помышляло о разрешенном бунте, а постановочная рокировка первых лиц страны почему-то никого не возмущала. И только маргинальные отщепенцы из запрещенной партии творили свой одинокий протест, становясь романными героями Полунинского фильма. По прошествии времени эта картина только приобрела силу. Она с легкостью пережила подъем и спад новой российской оппозиции, а вместе с ней и гору новоявленных политических фильмов. Пересмотрите «Революцию…» - вы обнаружите, что атмосфера там, действительно, была гораздо больше похожа на предреволюционную, чем в реальности последнего года, а внутреннее напряжение перешкаливало самые массовые болотные митинги. И вот теперь настало время «Непал форева».


2. «Спектаклю не нужно ничего иного, кроме самого себя»


Многим становится ясно, что активная часть общества, очень быстро пройдя через подъем и спад протеста, разочаровалась в этом самом протесте и начала глумиться над ним, превращая в иронию как действия власти, так и свои собственные. Непрекращающийся стёб льется на общество из уст известных персон и деятелей культуры, из телевизоровов, блогов и газет, из ютюбов и твиттеров. Это трагикомедия, в которую жители России сами себя пригласили, потому как что-то не то однажды выбрали, при чем на всех фронтах. Период жалкой саркастической эвтаназии продлится примерно до следующих перевыборов.

3. «Во всей своей полноте спектакль - это краеугольный камень
нереальности реального общества»


И вот именно на этом душещипательном фоне появляется фильм, в котором героев не пытаются осмеять - они смешны по своей органике и судьбе, сказка не выдумывается, а претворяется в быль, условия игры не скрываются, а двигают сюжет. Фабула проста: два коммунистических депутата планируют навести мировой порядок и подружить коммунистов Вселенной для того, чтобы двигаться в светлое будущее планеты. Вы не ослышались, речь идет о документальном повествовании и о нашем времени.

4. «Таким образом, реальность возникает в спектакле, а спектакль - в реальности.
Это взаимное разделение и есть сущность и опора существующего общества»


Герои «Непала…» фантастичны не только по сюжету фильма - в них нереально абсолютно всё. Самозабвенное симбиотическое существование двух мужчин, окруженное исключительно атрибутами двадцатых годов прошлого века. Алогичное вызывающее поведение на публике и упоительная интимность наедине со съемочной группой. Провозглашение веры в давно умершие идеалы и глупое саморазоблачение по части этих самых идеалов. Алёна Полунина вторгается в этот спектакль подобно лунатику, выходящему в окно - в полной уверенности, что она не спит, а на месте окна её ожидают кулисы театрального помоста.



5. «Анализируя спектакль, мы, в какой-то мере, сами вынуждены разговаривать его языком, тем самым, вторгаясь на методологическую территорию того общества, которое и выражает себя в спектакле»


«Женщина-техник» - иногда так для удобства объяснения представляли Алёну непальцам в «красной» коммуне. Она носила осветительный прибор на бамбуковой палке, пока длилось нескончаемое документальное действо. Вместе с оператором Дмитрием Раковым и непальским помощником они пустились за двумя своими героями в трип, протяженностью в человеческий абсурд. Способность мимикрировать всегда помогала документалистам. Если что, в авторском неигровом кино режиссер - это не тот, кто сидит в кресле за монитором и карпит над сценарными выкройками, а, чаще всего, как раз тот, кто никому не заметен и держит условную бамбуковую палку с фонарем. Съемочная группа «Непала…», наверняка, столкнулась со всеми сложностями диких южных экспедиций - с жарой, влажностью, отсутствием электричества и всем прочим, но умение отстраниться от «здесь и сейчас», несмотря на все труности, взглянуть на спектакль и с галёрки тоже - именно это позволяло режиссеру уже во время съемок заложить в материал сильнейшие образы и метафоричность момента.

Совершенно очевидно, что Алёна Полунина мастерски владеет языком своих героев, изредка провоцирует их и не скрывает этого от «общества спектакля». Но наравне с этим, она не встраивает их жизнь в свою авторскую схему. Подталкивая героев к чему-то, она затаившись, ждет от них чудес. И, конечно, получает. В этом магия авторского документального кино. В картине нет насилия над образом. Он рождается самостоятельно, благодаря способности авторов разглядеть его и поймать под единственно-верным ракурсом.

6. «Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью»


Пренебрежение к изображению в таком кино было бы пренебрежением к подсознанию зрителя. Стиль и характер подачи этой истории - часть самой истории, рефлекторно воздействующая именно на скрытые эмоции наблюдателя. Вся жизнь героев фильма Алёны Полуниной окружена динозаврами - вещами и ценностями, которые для большей части «общества спектакля» давно вымерли. Герои же культивируют их, а изображение фильма этому вторит: всегда чувствует мрак, компонует кадр заговорщически, любит красное, не спешит никуда и, конечно, вглядывается. Вглядывается через дверные проёмы, через тусклые ламповые рефлексы, через комнаты непальских гостиниц, через тот самый отсвет фонаря, висящего на бамбуковой режиссерской палке… К слову о стилистике повествования, Алёна Полунина как-то призналась, что во время создания этого фильма её вдохновляла картина Комара и Меламида «Большевики, возвращаются домой после демонстрации». Это вдохновение, очевидно, перешло в фильм. Вглядитесь в эту картину - она настолько же реалистична, насколько сюрреалистичен документальный «Непал форева».



7. «Спектакль не реализует философию, но философизирует реальность»


Ленин, Ким Чен Ир, Прачанда, маоистская партия, арестованный непальский король - эти знаки, символы, атрибуты мало влияют на современную повседневность «общества спектакля», по крайней мере, нашего с вами. Но ими можно пользоваться, спекулировать и даже бравировать, особенно в другом обществе, где они имеют какую-то ценность. Именно этим и заняты добрую часть фильма его герои. Попадая в новую необычную обстановку, они, кажется, теряют ощущение привычной реальности, а, может быть, напротив, попадают в свою истинную среду и поэтому раскрываются по-новому. Для «общества спектакля» важнее метафизика происходящего на экране. Непал - потому и «форева», что - это личное зазеркалье двух коммунистических депутатов из Петербурга. Они оказались в нём на глазах у изумленной публики. Возникающий при этом диссонанс между непростой действительностью чужой страны и очевидной комедийностью двух главных героев позволяет хотя бы отрезвляться иногда по ходу спектакля, чтобы водевиль окончательно не поборола документальность постановки.


8. «Культура является бессмысленным осмыслением мира»


В 2013-ом году фильм «Непал форева» увидят очень многие зрители во всем мире. По сложившейся архаичной традиции, в России авторскому документальному кино всё еще нет места. Это не удивительно - осмысленние реальности через неигровой кинематограф - удел слишком развитых стран, до которых наша по понятным причинам пока не дотягивает. К слову, как и в Непале, в России до сих пор не очень разделяют понятия «телевизионный фильм» и «документальное кино», федеральные каналы заняты пропагандой и плоскими информационными поводами, а не федеральные - обладают низким уровнем вкуса и не способны находить редкое хорошее кино для своей «сетки». Тут нам в очередной раз остается ждать мифических перевыборов, чтобы кардинально изменить такое положение вещей.



Однако, и умник Ги Дебор ошибался. Например хотя бы в том, что считал, что «только в Советах практическая теория будет способна контролировать сама себя и ощущать собственное воздействие». Как рухнула эта самая теория в Советах, так и культура, рано или поздно, обретет смысл в своем осмыслении мира. В это следует верить. К этому стоит стремиться. Иначе Непал нам всем форева.

4315

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×