акробат | «Labyrinth» (реж. Джим Хэнсон, 1986 г.) [BD, 30th Anniversary Edition, Zone Free, Sony Pictures, USA, 2016 г.]

30.07.2017 18:10, внесены изменения 30.07.2017 18:48

Когда на глаза попадаются картины, подобные «Лабиринту», появляется неловкое чувство обязательства выразить благодарность его создателям за ощущение взбалмошного внутреннего ренессанса от просмотра. Любая несуразица и всякая неказистость в фильме вынуждает зрителя молодеть, теряясь в реальности – пожалуй, главная прихоть Джима Хэнсона, адресованная в наш адрес. Без этого начинать общение с произведением просто не рекомендуется, иначе не было в вас ребенка, когда-то только начинавшего смотреть на жизнь сквозь вещи, вызревавшие до того момента годами. Рукотворному волшебству знаменитого кукловода явственно отводится роль путеводной звезды в этом путешествии вглубь самого себя в поисках заветного клада – скромного мужественного поступка в признании, что ты не такой, что ты добрее и способен открыть светлое в других.

Дети полюбят это кино таким, какое оно есть на самом деле, преобаятельнейшим времяпрепровождением с добрым и отзывчивым нарративом, исполненным искренним весельем и дуракавалянием. Зритель более зрелый будет подходить к «Лабиринту» как явлению скорее культовому и поп-культурному, чем сказке в традиционном ее понимании – приятная подножка от авторов в виде приглашения на роль Джарета Дэвида Боуи. Один из самых влиятельных музыкантов прошлого столетия влился в творческий поток создателей этого балаганистого капустника, превратив его в объект обожания любителей творчества певца в том числе. Это никоим образом не должно замыливать здравый ум и чувство прекрасного, ведь певец с присущей ему созидательной аритмичностью выстраивает образ короля, ищущего свою королеву, не только лишь именем. Его персонаж - синоним неосторожности в желаниях, душевной расточительности и пульсирующей рефлексии и подросткового эгоизма. И кто мы такие, что бы упрекать Боуи в романтизации сыгранного им искушения и наказания? Среди своих экранных подопечных, даже в лосинах, он выглядит органичнее некуда, что для изначальной целевой аудитории просто находка. Для особо занудствующих почитателей жанра есть свой повод для фетиша – куклы, марионетки, аниматроника, декорации – все как «в лучших домах Парижа». Речь едва ли зайдет о натуральности, но сенсетивно каждый герой воспринимается как живой, так устроен талант, таким образом измеряется трудолюбие, это есть мера небезраличия и сопричастности в искусстве. Вышеуказанные вещи в совокупности образуют очень приятное тождество, ради которого и в огонь, и в воду, и через медные трубы. С учетом того, что такое фэнтези практически идеальный представитель жанра, направляющий действующих лиц на языке метафоры и символа, являющий собой чуть ли не эталонное семейное развлечение, снова недоумеваю относительно кассовых «успехов» творения Джима Хэнсона. И снова радуюсь Времени, расставляющем все на свои места, указывая ему место в пантеоне нетленной классики в одном ряду с другими приключениями по ту сторону фантазии и вдохновения: «Принцессой-невестой» и «Бесконечной историей». Мне только остается сожалеть, что я не посмотрел «Лабиринт» в том же возрасте, что и фильм Петерсена, что мне не суждено отдать ему большую частичку себя, чем две недели назад. А так бы хотелось – картина зеркальцем отразит в себе ребяческие иллюзии, проститься, но не расстаться, с которыми предстоит каждому из нас, как и за каждым всегда будет право поделиться ими.

Изображение. На рубеже прошлого и текущего десятилетия «Лабиринт» уже выпускался в HD при чем достаточно успешно, если полистать тематические сайты. Был выпуск и у нас в стране, но его я так и не заимел в коллекцию. Как выяснилось, не зря. Новый 4K-мастеринг, по заверениям очевидцев, очень неплохо прибавил в резкости и детальности по сравнению с прошлым выпуском. Мне сравнивать не с чем, но, пожалуй, я поверю на слово - практически любая сцена своей отточенностью и проработкой мелочей всячески скрывает тридцатилетний возраст ленты. Благодаря этому изначально сильно зашумленные сцены, взять хотя бы вступительное лого «TriStar», где фон просто-таки «живет», и в котором облака испещрены точками и мельтешением, подчеркнуто зернистые. Об огрехах оцифровки это ни в коем случае не говорит – убрать такое задача непосильная. Такие случаи единичны и не представляют «опасности» для зрителя – больше журить трансфер не за что. Цвета выправлены в правильных направлениях – зеленые растительные ограды лабиринта (и лужайка в начале) сверхконтрастны на фоне небес и пыльной дороги, кирпичные и каменные стены по ситуации всегда являют глазу гору оттенков (смотрим первое попадание Сары в лабиринт при встрече с червяком). Сцен действительно пестрых, не смотря на атмосферу и количество существ, не так много – это интерьер в комнате героини Коннелли и танец огненной шайки. Последняя огненная чуть ли не буквально – красный и его производные сочнее некуда, особенно на лесном фоне, вставленном в процессе постпродакшена. О нюансах нужно знать только одно – их море. Именно этому обязаны феноменально фактурные действующие лица и декорации, которым реставрация подарила вторую молодость. Контуры строгие и точные, ни одна мелочь не улизнет от вас. Первое появление Боуи сопровождается колоссальным количеством блесток в воздухе и это мерцание бесподобно. Шерсть Лудо, Железный Великан, жилетка Хоггла, «говорящие» руки – предела нет! Фоны стабильны, движение без нареканий, черный цвет шикарен и сливается с черными полосками экрана телевизора. Формат BD во всей своей красе и на службе у классики.

Звук. Диск располагает ремастированным в Atmos английским сопровождением и несколькими дорожками в «простых» форматах DD 5.1, среди которых французский, немецкий. С субтитрами тоже не обидели и положили английские обычные, SDH и к комментарию дизайнера фильма Брайана Фроуда. Казалось бы, чего горевать, но на диске с полноценной версией 4K есть и русская многоканалка и русские же субтитры. В Великобритании и восточной Европе, правда, присутствует оный и на обычном издании, но об этом в резюме. Практика для Сони в последнее время обычная – оснащать некоторые UHD-релизы нашим звуком. Простым смертным достался урезанный в плане разнообразия, но никак не в плане качества набор – саунд кристально чистый и при этом аутентичный по характеру. С голосами немного недожали, ощущается некоторая плоскость подачи, чего не сказать о тембрах – сказочные существа в высшей степени обаятельны, особенно Хоггл в озвучке Брайана Хэнсона, который уж очень напоминает Фрэнка Оза. Вокал у Боуи чудесный даже в таких стесненных рамках, но, все-таки, в сравнении с современными дорожками, мне кажется, не достает ощущения выпуклости. Остальные аспекты не оставляют повода даже из вредности побрюзжать: уже вступительные титры окружают приятным басом и работой «боковушек», раскидывающих мелодию в пространстве. Задние тылы слегка стесняются подавать голос в музыкальных вставках, зато оправдывают свое наличие при создании атмосферы путешествия. Достаточно разобрать сцену на болотах бесконечной вони, в которой бурление жижи раскидано на зависть иным технологически более продвинутым аналогам. Здесь свое дело акустика знает и показывает себя во всей красе, как и в более агрессивных по сюжету сценах. В начале нас ждет гроза с громом и молниями, похищение Тоби и явление Джарета, где хватает атмосферных эффектов с намеком на перемещение. Частоты вылизаны и источают свежесть и легкость старомодного звучания с присущей ему грубоватостью (тот же гром доводилось слышать и более натуральный). Разборки с гоблинами позабавят заметной нюансировкой, вой заклинателя камней Лудо заполнит каждый уголок зоны прослушивания – неожиданно приятный многоканальный праздник для поклонников ленты.

Дополнения. На борту издания почти энциклопедически исчерпывающая информация о «Лабиринте», как можно подумать, подсчитав и примерную продолжительность сопроводительных материалов (а это 3 часа!) - разочарованным не останешься. Текущий набор самый полный и окончательный просто из-за того, что запихать туда что-то еще уже не получится (разумеется, дело касается, в первую очередь, старых материалов и архивов). Разделов несколько, некоторые перекочевали из предыдущего издания, некоторые специально отсняли для юбилейного релиза, но начнем мы с самого «диджибука», представляющего собой величественную четырнадцатилистовую (!) брошюру с информацией о фильме: истории со съемок, интервью Боуи, небольшой съемочный дневник, концепты, рассказ о трех кукольных персонажах из уст его создателя: Лудо, Хоггл, Сэр Дидимус и много чего еще. Первоклассная глянцевая полиграфия, к одному из форзацев приклеен прозрачный пластиковый держатель для диска, картонный «переплет» с глянцевым лого с названием. Потрясающе и недоступно на 4K-издании, замечу.

О содержании диска. В порядке, установленном статичным меню, запускаем первую фичуретку (2016 год, 9 с половиной минут) «Reordering time», в которой говорится из уст участников (Коннелли, родственники Хэнсона) о влиянии их картины на себя, ее наследии, сотрудничестве с Джимом. Дженнифер просто красавица, а Брайан (сын) обронил очень трогательную фразу о том, что моменты наибольшей его с отцом близости были, когда они вместе работали на съемках. Все сопровождается архивными производственными врезками, кадрами из фильма, и старыми интервью. Аналогична по времени появления на свет и десятиминутка «The Henson Legacy» - снова родственники и соратники берут слово, и начинаешь завидовать этим тогдашним подросткам и молодым людям, чье детство прошло на площадках рядом с отцом. Снова прошлогодние интервью вперемешку со старыми фото и отдельная увесистая ремарка о Музее Хэнсона, где бережно хранятся и реставрируются оригинальные куклы, костюмы и прочий реквизит из его работ, в том числе и обозреваемого. Последним заведует Расс Уик, за что ему честь и хвала. Замечу, что эта фичуретка носит более личный характер, чем остальные. Дети Хэнсона о своем отце под мелькание семейных фото и фото из студии в окружении бутафории. Все это говорит о человеке, жившем своим ремеслом и делавшим счастливым каждого к этому прикоснулся. «Remembering The Goblin King» - еще пять минут из 2016-го, жаль, что без Зигги Стардаста. Современники вспоминают классика как человека не от мира сего, но в то же время очень приземленного – попить пива в баре со съемочной группой после тяжелого трудового дня самое то в качестве характеристики. Ему же сюжет и посвящен.

Последний бонус, датируемый прошлым годом, это сорок с лишним минут в формате Q&A – встреча участников съемок: Брайан Хэнсон, Карен Прелл и Дэйв Гоэлз – кукловоды «Лабиринта». Ведущий – Адам Сэвидж (тот самый, да). Аудитория, живая и отзывчивая, в театре рукоплескала любому упоминанию героев картины, любой шутке, персоналии – люди любят это кино и каждого, кто приложил к нему руку. Спустя несколько минут с начала этой творческой встречи включили фрагмент с Хогглом и Прелл заметила в зале, недалеко от сцены, Шери Уэйзер. У меня нет слов, что бы объяснить насколько это было трогательно от неожиданности – Карен прямо закричала: «Шари?.. Шари!», - и побежала к ней, что бы затащить на сцену. Уэйзер играла очень значительную роль – гоблина Хоггла. Усадили быстренько ее на стул, дали микрофон в руки и пошло-поехало. Хэнсон же ретировался очень быстро (опаздывал на съемки другой передачи), и компашка осталась вчетвером на сцене. Успел он рассказать только о том, как впятером «оживляли» гоблина с помощью рычажков и что неимоверно сложно было поймать ритм своих коллег и добиться слаженности действий. Сама Шари добавила, что могла хоть что-то видеть только когда Хоггл открывал рот. Вопрос от разрушителя мифов об обычном съемочном дне «Лабиринта» для кукловода и последующий просмотр эпизода с червяком – Прелл сама все контролировала в этой сцене, обе модели (для общих планов с Сарой, и для крупных). Обсудили они и Сэра Дидиуса, и свое ремесло в целом. Сложностей тьма, как психологических, так и чисто технических. Чувство кадра очень важно в таких случаях, особенно, если между тобой и зрителем декорация – многие же просто играли руками (во всех смыслах). Мало приятного и от элементарного дискомфорта нахождения в костюме, редактуры диалогов. Прелл познакомилась на съемках с будущим бывшим мужем, кстати. Сэвидж не мог не пошутить, заметив, что «Познакомьтесь с Фиблами» ПиДжея есть оммаж Дидиусу. За этими разговорами истекли 25 минут, после чего пришедшие на встречу задавали свои вопросы из зала. Шари вспомнила о своем первом наставнике на площадке, постановщика танцев, Шерил Макфайден, помогавшей ей при создании образа Хоггла. Коснулись различий в кукловодстве и актерстве в костюме тогда и сейчас, возможности сделать что-то, что не получалось чисто технически раньше. О «Лабиринте» в их жизни – Шари вообще искала подработку на лето и совсем не планировала стать частью культа. Гоэлз, с юности испытывавший страсть к моделированию и конструированию, поделился личным восприятием фильма. Для него это настоящий пазл, обличающий человека на грани взросления, прежде всего личностного. Вспомнил и «Темный кристал», с которым у него связан определенный страх – после одного из первых дней он упал с постамента при съемках эпизода со Скексисом и сказал Хэнсону, что у них ничего не выйдет. Никак не обошли стороной и CGI – Прелл теперь на «темной стороне», работает аниматором в Pixar. Последний вопрос о Боуи – тут отвечала Уэйзер, так как у нее с тем было много общих сцен.

Остальное – приветы из прошлого, материалы с первого релиза 2009 года. Полноценный «Making of…» длиной 56 минут и годом рождения 1986. Интервью, съемочная площадка, забавные факты, фрагменты репетиций и сессий звукозаписи с Боуи – великолепно срежиссированный экскурс, ценность которого возросла во сто крат с момента своего появления на свет. Труд десятков показан как есть – процесс захватывающий, живой, интересный и познавательный. По косточкам разложили все аспекты съемок, начиная с концептов и кастинга. Костюмы, декорации, актеры, куклы, трюки, персоналии, эмоции – я настоятельно рекомендую не моргать, это как нечто отдельное. «Лабиринт» буквально наполняет вас своими воспоминаниями, генерируя магию посредством большой работы и маленьких хитростей, перечислением которых заниматься как-то не с руки, ибо не избежать превращения обзора в формальность. Просто скажу, что именно так горят глаза у людей, радеющих за свое дело, убежденных, что в этом что-то есть. Не важно, не случившийся ли вы ветеринар (сложно в это поверить, но в детстве у Коннелли такие мысли были) или жонглер-виртуоз Майкл Мошен, «одолживший» руку Джарету – время не уйдет в пустоту, вы обязательно подарите кому-то радость своим участием в фантазии Хэнсона. Многое можно почитать в сети, но лучше один раз увидеть, как «конструируют» Лудо и «металлического» стража, как на самом деле «танцевала» огненная шайка и «разговаривали» десятки рук в тоннеле, куда свалилась Сара. За этим следует почти на полчаса рассказ о персонажах в технических подробностях в том числе (2007 год). Сразу понимаешь, откуда растут ноги аналоговых существ из современности типа Крампуса (Карен Прелл, игравшая и старуху со свалки, передвигалась глядя в монитор, спрятанный в костюме персонажа). Рассказ в основном ведет Брайан Хэнсон, большую часть за кадром. Из раритетов фичуретка содержит тестовые пробы костюмов и персонажей. К повествованию присоединяется и сам Джордж Лукас, пару раз мелькнувший и в документалке 1986-го. «The Quest for the Goblin City» (полчаса) представит нетематическую подборку интервью создателей десятилетней давности. Говорят о сюжете, друг о друге, куклах, но почти не повторяются в словах с тем, что уже отсмотрено (а это последний пункт в разделе). Прослушивание Дженнифер, интервью со взрослым Тоби Фроудом (младенцем из фильма), сыном дизайнера «Лабиринта» Брайана Фроуда. Парень пошел по стопам отца, между прочим. Там же и первое (!) упоминание о Четырех стражниках дверей (те, которые на подобии игральной карты). В старых записях по мере возможности искал Уорвика Дэвиса и Кенни Бэйкера – не заметил. Все допы снабжены английскими субтитрами – счастье. В плашке о звуке упоминал об аудиокомментарии. Помимо всего есть три трейлера и функция «картинка в картине» при активации которой врубается фильм и в правом нижнем углу возникает окошко с личностью так или иначе связанной с фильмом. По сути еще один комплексный комментарий. Ультимативная подборка.


Резюме. Впервые посмотрел «Лабиринт» и сразу в таком виде - фантастическое зрелище. Дополнительные рекомендации излишни, чувствуется каждый цент, потраченный на это издание. Тем, кто уже перешел на UHD, желаю заиметь в коллекцию «старший» выпуск классики с русской дорожкой и сабами. Диск мультизонный, как и остальные издания в разных странах. Почему я не взял с русским звуком? Чехия предложила тот же контент, но без буклета, в обычном кейсе. Старушка Британия, судя по отзывам на амазоне, не слишком бережно обходится с той же «картонкой» - проблема с оформлением очевидна – и проигнорировала сабики на нашем языке (что важнее нашей озвучки для меня). Да и все чаще ловлю себя на мысли, что русское аудио уже и не обязательно. Психологически не могу смотреть наши многоканальные фонограммы, зная, что можно переключить на более качественный трек. А от стереозвука на телевизоре при просмотре BD вовсе отвык. Была, вероятно, еще причина, о которой я уже позабыл – просто так ведь не пренебрежешь фактором присутствия родной речи. Но и за тех, у кого есть сокровище с нашей локализацией, могу только порадоваться.

Упомянутые фильмы: Лабиринт
3774

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×