Sekundomer | Композиция кинокадра. Начало.
Одно время в народе пользовалось популярностью определение 25-го кадра. Приводились примеры из кинотеатров где якобы при показе фильма двадцать пятым кадром демонстрировалась бутылка "Кока-Колы", после сеанса зрители испытывали жажду и спешили купить бутылочки прохладного напитка. В различных материалах на тему таинственного кадра часто говорилось о задаче эффекта - управление зрителем, мотивацией зрительского подсознания. Вопрос даже сейчас спорный, но удивляет то, как мало вспоминали о целой науке в изобразительном искусстве о мотивации и управлении зрительским вниманием, прививании настроения, мыслей и даже эмоционального характера. Это учение композиции, и художники с фотографами изучают ее ибо понимая и используя композицию имеешь все шансы зацепить зрителя и оставить надолго возле картины или фотографии. Естественно композиция используется в кино, и операторы вместе с режиссерами управляют зрителями используя чередование кадров. Грамотно построить кадр это целая наука и оператор не просто берет камеру и снимает происходящее на съемочной площадке, он в первую очередь ставит композицию кадра и сцен, а для этого учитывается множество аспектов в том числе и освещение. Актерам даются указания где стоять, куда идти, куда говорить, куда махать руками и куда же смотреть. Расставляется мебель. Все мелочи учитываются, абсолютно все. Это очень интересная вещь, надо казать. Однако есть но! мало информации по композиции кинокадра, можно отталкиваться от информации для художников и фотографов, но и их не так много, статьи и книги повторяют друг друга, а еще это все не все - кадры нужно соединить, а они меняются и их слияние тоже необходимо учитывать.
Для чего вообще стоит заморачиваться этой композицией? Приходишь в кинотеатр, или садишься дома перед телевизором, смотришь фильм, получаешь удовольствие. В первую очередь это интересно - знать что-то скрытое, скрытые подводные камни что да как. Второе каждый отдельный фильм это монолог режиссера со зрителем - передача информации, мыслей, идей, наконец настроения. И чтобы понять сильнее, уцепить идею покрепче полезно знать немного теории кино. Третье - это дает возможность вступить с режиссером в диалог - сцепление мыслей происходит сильнее, увереннее соглашаться и не боясь ответить если нет согласия. Да и эмоции от просмотра сильнее, когда на сознательном уровне видишь ходы сценариста, оператора и режиссера.
Композиция кадра уходит корнями в композицию картин, и вместе уходят в тот момент человеческой истории когда пещерный человек нарисовал на стене первый рисунок. Со временем появились философы, художники изучающие теорию построения картин и ищущие способы усилить воздействия полотна. Всегда отмечалось, что композиция эта штука неуловимая и трудно подающая осознанию. Но люди искусства вцепились в нее, ломали свои жизни. Так или иначе даже сейчас над ней корпеют.
В жизни мы видим, если есть зрение, множество визуальных составляющих окружающего мира. Глаз и сознание, подсознание сами выбирают на чем остановить взор и что рассмотреть подробнее. Когда же жизнь перемещается на плоскость то тут человеку чаще всего нужно подсказать куда и на что смотреть, чтобы выразить мыль, характер или атмосферу. Если не подсказывать то взгляд блуждает или остановиться на не нужном участке, а то вообще не вызовет интереса.
Человеческий глаз построен так, что самой активной частью глаза является центр глазного дна, именно в этом центре точнее и подробнее воспринимаются световые лучи. Поэтому же чаще всего центр кадра попадает в наше восприятие. Но центр кадра не всегда центр композиции. О нем поговорим позже. Центр композиции всегда взаимодействует с другими точками/участниками кадра, взаимодействие других элементов с центром демонтируются линиями. И есть даже такой момент в композиции, что эмоциональная составляющая кадра может зависеть от углов этих самых линий. Это помогает режиссеру усилить эмоциональное настроение.
Обо всем этом поговорим по мере продвижения темы и о размере кадра, и его составляющих и другом. А пока можно сказать о интересной детали изображения. Отмечается, что если художник, фотограф и оператор при запечатлении "жизни" на полотно находятся в эмоциональном состоянии - грустят, печалятся, смеются, радуются и так далее то при просмотре картины улавливаются настроения создателя.
Продолжение следует...