filmz

Рецензия на байопик «Мистер Нокаут»: история знаменитого боксёра, не желающего драться на протяжении всего фильма

filmz

Образцово-показательный байопик о боксёре Валерии Попенченко: детство, отрочество, победы. Но факт, до сих пор будоражащий умы поклонников, - таинственная гибель спортсмена – авторы фильма решили не задевать.

У каждого человека, чья биография удостоилась экранизации, есть несколько реперных точек, от которых отталкиваются авторы их жизнеописания. Это какие-то важные победы, травмы, амурные приключения и так далее. Удивительно, но дорога к Олимпу Валерия Попенченко (Виктор Хориняк) совершенно лишена каких-то неожиданностей, интересных баек и историй, по которым пишут книги, ставят оперы и снимают фильмы. Даже наоборот, судя по сценарию «Мистера Нокаута» (а мы будем придерживаться именно его), Валерий с самого детства упорно не хотел ни драться, ни надевать боксёрские перчатки, ни побеждать. Его дразнили Пончиком, но всё, на что он был способен, это беспомощно броситься с кулаками на хулиганов, в несколько раз превышающих его по силе и по возрасту. Понятно, что он постоянно огребал от обидчиков за эти слабые вспышки ярости, шёл домой плакать, где мама любовно называла его тоже Пончиком, а отец учил его, что мужчины не плачут. Отец погибнет на фронте, и эта трагедия станет одним из побуждающих мотивов в становлении Валерия как спортсмена.

Удивительно, но календарно-постановочные планы кинематографистов и графики релизов прокатчиков так устроены в этом году, что сразу несколько фильмов чудно переплелись в российских кинотеатрах. Это вторая спортивная лента за одну неделю, сценарий к которой написали братья Пресняковы (предыдущий фильм их авторства, «Одиннадцать молчаливых мужчин», появился на больших экранах за шесть дней до выхода «Мистера Нокаута»). Провокаторы и скандально известные драматурги («Изображая жертву», «Терроризм», «Воскресенье. Супер») внезапно создали сценарии в самом традиционном и консервативном жанре спортивной драмы. Это первое странное совпадение. Второе – в один и тот же день, 23 февраля, выходят одновременно два фильма с Сергеем Безруковым: киноальманах «Папы», в котором актёр играет военного лётчика, и, вот, «Мистер Нокаут», где Сергей исполняет роль тренера Григория Кусикьянца.

Именно с появлением Кусикьянца фильм начинает оживать. До него Попенченко влюблялся и дружил, разлюблялся и раздруживался, поступал в «суворовское» и в «мореходку», обижался и бегал плакать в Эрмитаж. На фоне всего этого молодой спортсмен упорно не хотел боксировать, но постоянно побеждал, не желал, но выигрывал. Кусикьянц, прозванный «тренером уличной драки» за то, что находил чемпионов во дворах и в подпольных боях, убедил Валерия заняться профессиональным боксом. И как только в картине появляется дуэт «Драчуна и психа», как называли завистники наставника и его подопечного, «Мистер Нокаут» начинает делать крен в сторону «бадди-муви» с юморком и розыгрышами. Вот Попенченко влюбляется в будущую жену Таню (Ангелина Стречина, советуем запомнить это имя, поверьте), но теряет её телефон, и тогда спортсмен и тренер пытаются вспомнить номер по играм, победам и таймингу чемпионатов. Или идут знакомиться с родителями невесты, но застревают в диковинной штуке под названием «лифт». Вот мама Тани (Инга Оболдина за пару эпизодических минут чуть ли не крадёт весь фильм) разносит спортсменов из-за ужасной профессии и обещает, что Таня не выйдет замуж, пока её жених не выиграет какую-нибудь «Нобелевскую премию в области бокса».

Неизвестно, что послужило мотивом к участию Попенченко в главном бое на Олимпиаде в Токио, где он взял золото и Кубок Вэла Баркера. Боксёр снова проявлял строптивый нрав, отказывался от участия в чемпионате, его не хотели брать партийные функционеры, тренеру запрещали лететь в Токио. Но то ли упорство Кусикьянца, оравшего во всех кабинетах, что нежелание брать Попенченко – это предательство, то ли роман с Таней, то ли воспоминание о погибшем на войне отце, но мистер Нокаут всё-таки летит в Японию и выигрывает самый сложный, но самый важный бой.

Если же вы думаете, что фильм откроет тайну смерти Попенченко (спортсмен погиб при странных обстоятельствах, упав в лестничный пролёт недостроенного здания), то это вы зря надеетесь. Вероятно, авторы решили не браться за рискованную тему при живых-то родственниках легендарного чемпиона. Хотя намёки присутствуют: спортсмен во время очередной ссоры с Кусикьянцем работает на стройке и в перепалке с тренером стоит на огромной высоте в опасной близости от края бездны. Но если бы эту детективную историю подняли, то это был бы совсем другой фильм, и его уж точно не показывали в кинотеатрах России 23 февраля.


Все новости