Voyager | О сценарии «Voyagers»
Время от времени я ищу какой-нибудь голливудской сценарий космической тематики в наивной надежде, что уж сейчас мне точно попадется действительно стоящая работа. В этот раз я решил дать шанс скрипту с перспективным названием «Voyagers» за авторством Нила Бургера. Он был заявлен как «межгалактическая версия «Повелителя мух» на космическом корабле».
В настоящее время Бургер занят активной и вроде бы достаточно успешной продажей прав на проект. А это значит, что у скрипта имеются весьма неплохие шансы на реализацию. Так что самое время оценить его и понять, имеет ли смысл ждать потенциальный фильм. Прочитанный мной сценарий датирован 12 января 2019 года и насчитывает 119 страниц.
Нил Бургер
Итак, из вступления мы узнаем, что астрономы наконец-таки осуществили давнюю мечту и обнаружили планету у другой звезды, где есть разумная жизнь. Да вот беда. Даже с использованием самых ультрасовременных силовых установок полет до нее займет 86 лет. А это значит, что астронавты не доживут до конца путешествия.
Что же предпримет человечество? Начнет развивать технологии? Или же может для начала отправит сигнал братьям по разуму, чтобы выяснить, будут ли они в принципе рады увидеть землян у себя в гостях? Конечно же, нет, ведь тогда сюжет бы попросту не получился. Вместо всего вышеперечисленного земляне решают построить самодостаточный корабль поколений. Идея заключается в том, что к пункту назначения прибудут дети и внуки первоначального экипажа корабля.
И вот, ученые клонируют 30 хомо сапиенсов. Все свое детство они проводят исключительно в замкнутых помещениях и практически не контактируют с внешним миром — чтобы у них не сформировалось никакого чувства привязанности по отношению к Земле. Когда ребятишки немного подрастают, их отправляют в космос аж с 1 (одним) взрослым — доктором Ричардом. Что же может пойти не так?
В один прекрасный день подростки узнают, что препараты, которые они ежедневно пьют, предназначены для подавления у них слишком сильных всплесков эмоций. Разумеется, втайне от Ричарда они перестают принимать средство. Разумеется, на корабле нет никакой системы контроля, позволяющей выявить факт нарушения заведенного порядка.
Вскоре, Ричард погибает во время рутинного выхода в открытый космос. После этого подростки мгновенно забивают на правила и тренировки, которым они посвятили всю свою жизнь, и начинают вести себя как обычные гопники — методично разрушать оборудование, обжираться, устраивать драки и т. д. Затем один из героев (17-летний Зак) заявляет, что на самом деле Ричарда убил «пришелец», который теперь попал на борт корабля. Он запугивает остальных, утверждая что «пришелец» может вселяться в кого угодно, и, следовательно, нужно сохранять бдительность. В атмосфере нарастающей паранойи главный герой истории по имени Кристофер проводит небольшое расследование и выясняет, что, конечно же, никакого инопланетянина нет. Смерть Ричарда подстроил Зак, придумавший всю эту историю ради того, чтобы держать экипаж в подчинении. Теперь же он пытается убить Кристофера, чтобы сохранить свой статус лидера...
Что ж, аннотация была честна. Это действительно «Повелитель мух» на космическом корабле. Я бы только добавил, что это «Повелитель мух» для бедных. Бургер пошел по пути наименьшего сопротивления, без особого стеснения заимствовав ключевые элементы книги. Проблема в том, что даже если ты и содрал сюжетную основу культового романа, это не вовсе гарантирует, что у тебя получится такое же по силе произведение.
У «Voyagers» много проблем и, на мой взгляд, основная из них — это персонажи. На корабле присутствует 30 человек, но я не могу практически ничего сказать ни про одного из них, как про личность. Кристофер хороший, потому что он главный герой. Зак плохой, потому что он главный злодей. Персонажи не развиваются. Нам не дают почти никаких деталей, демонстрирующих, почему один из них в итоге слетает с катушек и под конец превращается в маньяка с плазмаганом, а другой делает трудный моральный выбор и пытается спасти миссию. Тут все очень просто. Один герой изначально был хорошим, а другой подонком. Конечно, всегда есть фактор актерской игры, способный передать многие важные нюансы. Но как показывает практика, если на бумаге персонажи изначально слабо проработаны, то скорее всего в итоговом фильме это будет хорошо заметно.
Также много претензий возникает и к логике происходящего. Я уже упоминал про завязку со всей идеей полета и аж одним взрослым, но и в дальнейшем лучше не становится. На ультрасовременном космическом корабле, конечно же, нет никаких защитных систем или ИИ, как раз на случай подобной ситуации, способных взять ситуацию под контроль. И это не говоря о том, что буквально в одночасье экипаж превращается в испуганное стадо, готовое по указке лидера убивать кого угодно. Напомню, что по сюжету они провели всю свою жизнь, готовясь к миссии и отрабатывая все возможные сценарии. Это не беженцы, внезапно попавшие на необитаемый остров. Герои находятся в абсолютно привычной для них среде обитания, где они провели 10 лет своей жизни.
И, наконец, меня очень позабавил финальный посыл. Конечно это спойлер, но поскольку речь идет о голливудской подростковой фантастике, вряд ли он кого-то удивит. Итак, в конце злой Зак разумеется проигрывает — Кристофер выбрасывает его в открытый космос. После этого на корабле тут же воцаряется мир и благодать, после чего мы видим волшебный монтаж, показывающий, что следующие 80 лет полет проходил без каких-либо осложнений. Т. е. оказывается, что все проблемы решаются очень просто. Убей одного плохого человека, и все, дальше можно жить спокойно. В последующие годы у экипажа, который еще за 5 страниц до этого был готов поубивать друг друга, их детей и внуков никогда не будет серьезных конфликтов ни по какому поводу. Ну что тут сказать, это действительно похоже на фантастику.
Ну а в целом же, «Voyagers» меня разочаровал. Да, голливудские подростковые антиутопии как правило не блистают какими-то сильными сценариями, но даже по сравнению с ними в скрипте Бургера слишком много условностей и достаточно слабо проработанные персонажи. К тому же мне не совсем понятно, на какую целевую будет рассчитан будущий фильм. Для тинэйджеров тут маловато экшна, нет традиционных «избранных», да и вместо борьбы со злой системой тут наоборот, борьба за систему. Более возрастное поколение, как мне кажется, вряд ли заинтересуется софт-версией «Повелитетя мух». Ну а обычные любители фантастики просто не найдут в Voyagers никаких особо интересных задумок.