Voyager | О сценарии «Мэг»
Мегалодон (в переводе с греческого — «большой зуб»), возможно, был крупнейшей акулой в истории Земли. По оценкам палеонтологов, его длина достигала 15, а возможно даже 25 метров, а вес превышал 25 тонн. Сила укуса наиболее крупных мегалодонов составляла 10 - 18 тонн и позволяла с легкостью вскрыть грудную клетку небольшого кита. Мегаладоны вымерли примерно 3 миллиона лет назад, так и не узнав, что в 21 веке на китайские деньги про них снимут кино с Джейсоном Стэтхэмом…
История фильма «Мэг» началась еще в конце 1990-х после публикации одноименного романа Стива Олтена. Как ни странно, изначально им занималась студия Дисней. Но не самые выдающиеся финансовые результаты «Глубокого синего моря» привели к тому, что проект на несколько лет положили на полку. В 21 веке про «Мэг» снова вспомнили. В свое время, на пост режиссера рассматривались Гильермо Дель Торо, Ян де Бонт и Элай Рот. Но шли годы, а фильм так и не сдвигался с мертвой точки — в основном, по причине слишком большого бюджета, требуемого для съемок.
Скорее всего, «Мэг» так бы и почил в производственном аду, если бы не Китай. Буквально через пару лет китайский кинорынок обгонит американский и станет крупнейшим на планете. Но, несмотря на все квоты и ограничения против иностранных фильмов, пока что Поднебесная все же не может закрыть кинопотребности лишь за счет собственных сил. Поэтому китайские фонды сейчас очень активно вкладываются в Голливуд.
«Мэг» как раз и стал таким совместным проектом. Формула уже стала классической: берем голливудскую звезду (в этом случае Джейсона Стэтхэма), окружаем его китайским кастом и переносим место действия в Китай. На Западе такое кино может и не собрать денег, но к счастью для киноделов, китайские зрители куда менее разборчивы. Так что я решил ознакомиться со сценарием «Мэг», чтобы понять, можно ли ждать от него хоть чего-то. Прочитанная версия за авторством Дина Георгариса датирована 26 февраля 2015 года и насчитывает 116 страниц.
В открывающие сцене «Мэг» мы вместе с группой толстосумов-инвесторов знакомимся с подводным развлекательным центром Мауна-Один. Он построен китайцами прямо над Марианской впадиной. В Мауна-Один есть все, начиная от огромных обзорных палуб, и заканчивая сувенирным магазином.
Вишенкой же на торте высоких технологий должна стать система камер, установленных прямо на дне Марианской впадины. Посредством ее богатые посетители смогут следить за диковинными обитателями подводного мира. Но когда команда впервые включает подводные прожектора, все заканчивается не лучшим образом. Некая неведомая сила уничтожает камеры и нападает на две исследовательские подлодки. Экипаж одной погибает, другая остается на дне с запасом воздуха на 24 часа.
После этого китайцам не остается ничего другого, кроме как обратиться за помощью к Джонасу Тэйлору. Некогда он был лучшим подводным спасателем в мире. Но пару лет назад с ним произошел инцидент, закончившийся гибелью людей. Тэйлор утверждал, что причиной трагедии стал мегалодон. Разумеется, ему не поверили и с позором уволили. Теперь Тэйлор занимается преподаванием и раскопками.
Хочу отметить, что тот сценарий, что я читал, писался еще до прихода Стэтхэма (а именно он и сыграет Тэйлора). При всей фантазии, я все равно не могу представить Стэтхэма в роли эдакого Алана Гранта. Так что, не удивлюсь, если в фильме амплуа героя несколько изменят. Возможно также, что при этом заодно и ускорят время его первого появления, ибо в этом скрипте мы знакомимся с Тэйлором лишь на 21-й странице.
В итоге, Тэйлор соглашается помочь. Он опускается в Марианскую впадину и спасает экипаж подлодки. Но проблемы лишь начинаются — ведь мегалодон следует за батискафом до самой поверхности….
На бумаге, «Мэг» представляет собой что-то вроде более масштабной версии «Глубокого синего моря» — это касается как сюжета, так и общего настроения. Вообще, по духу «Мэг» очень похож на фильмы эпохи 1990-х — начала 2000-х (учитывая, что проекту уже 20 лет, это неудивительно). С одной стороны, в скрипте все вроде как очень и очень серьезно. Персонажи гибнут, героически жертвуют собой ради общего блага, а последствия попадания мегаладона в открытое море нам описывают так, словно это пришествие антихриста. С другой стороны, воспринимать многие моменты без смеха достаточно сложно. Мегалодон в этой версии обладает всеми качествами суперзлодея — он плавает с такой скоростью, что обгоняет катера, за пару секунд топит большие корабли, с пары ударов разрушает подводную станцию.
К моему огромнейшему сожалению, в скрипте не нашлось ни одной сцены, в которой главный герой дерется с акулой. Надеюсь, их вписали туда после прихода Джейсона Стэтхэма. Иначе, согласитесь, какой тогда смысл смотреть это кино? Но к счастью не все так плохо. В скрипте есть сцена, где мегалодон выпрыгивает из моря и сбивает вертолет хвостом с разворота. А значит, у нас все же есть надежда на действительно качественный фильм.
Ну а если серьезно, даже по самому общему описанию очевидно, что «Мэг» откровенно говоря не такое кино, от которого нужно ждать какой-то свежести. Если не ошибаюсь, даже сами создатели в интервью не скрывали, что делали кино категории Б, просто с большим бюджетом. Если в первой половине, когда действие разворачивалось в Марианской впадине, еще казалось, что нас могут чем-то удивить, то со второй половины авторы уверено сворачивают на дорожку ведущей через все штампы фильмов про акул. Ну, вы знаете, типа глупой попытки убить монстра погрузившись в морские пучины в «прочной» клетке, последствий беззаботного стояния у кромки воды, попытки взорвать акулу и т.д.
Добавим к этому прекрасное сочетание убийственной серьезности, пафоса и сценарной глупости — и получим неплохую заявку на потенциальный guilty pleasure 2018 года. Если повезет, может быть нас еще и порадуют какими-то спецэффектами — при условии что заявленная цифра бюджета хотя бы наполовину соответствует реальности. Ну а если же нет, то, по крайней мере создатели всегда могут добавить сцену, где Джейсон Стэтхэм избивает огромную акулу. А если кино соберет в Китае большие деньге, в сиквеле можно будет натравить на Стэтхэма гигантского кальмара. И это даже не шутка, ибо в концовке «Мэг» есть намек на что-то подобное. Но, как говорится, поживем – увидим. В Штатах фильм должен выйти в августе 2018 года, а в китайских же кинотеатрах «Мэг» вроде как появится весной.