Voyager | Как закалялась сталь: история адаптации «Железного человека»

21.04.2015 11:17, внесены изменения 21.04.2015 19:28

Совсем скоро на экраны кинотеатров выйдут «Мстители: Эра Альтрона» - для весьма многих один из самых ожидаемых проектов этого года. Всего же в кинематографической вселенной Marvel к настоящему моменту находится 10 фильмов, в общей сложности собравших в мировом прокате более 7 миллиардов долларов. И это только начало – в планах студии еще 10 фильмов который выйдут в течении ближайших четырех лет. Сколько же их будет снято всего, вероятно известно одному лишь Одину.


Сейчас даже сложно поверить в то, что все это началось всего лишь семь лет назад после выхода на экраны дебютного проекта Marvel Studios - первого «Железного человека», успех которого до премьеры вовсе не был столь очевиден. Судите сами. «Железный человек» являлся первым фильмом, самостоятельно финансируемым Marvel. Главную роль в ленте исполнял Роберт Дауни Мл. – одна из самых перспективных звезд начала 1990-х, которую после проблем с наркотиками и тюремного срока, практически все в Голливуде списали со счетов. Конечно, в начале нулевых Дауни начал возрождать свою карьеру, снявшись в нескольких хороших лентах – но на тот момент никто не мог поручиться, что актер внезапно не сорвется и не возьмется за старое. Плюс, Дауни вообще не был кассовым актером – все его домарвеловские фильмы нулевых, где он играл более или менее значимые роли собрали в американском прокате меньше, чем его вместе взятые гонорары за первых «Мстителей» и третьего «Железного человека».

Режиссер Джон Фавро тоже являлся далеко не самым очевидным выбором. У него в фильмографии было всего две более-менее крупные ленты, последняя из которых («Затура») провалилась. Ну и наконец, проект был запущен в производство без законченного сценария, что обычно имеет тенденцию заканчиваться для студии не самым лучшим образом. Но на каждое правило есть свое исключение – и первый «Железный человек», это вероятно один из лучших примеров того, что в редких случаях все может получиться как надо, даже когда сюжет ленты придумывается на ходу. К тому же, если ознакомиться со сценариями «Железного человека» тех времен, когда права на его экранизацию находились в руках других студий, можно лишь порадоваться, что все сложилось именно так, как сложилось.


«Железный человек» от 20 Век Фокс



Еще в 1990 году права на «Железного человека» были проданы студии Universal, которая собиралась поставить по его мотивам низкобюджетный фильм. С учетом этого, а также того, что режиссером проекта должен был стать Стюарт Гордон, наиболее известными фильмами которого на то время являлись «Реаниматор», «Извне» и «Крепость», представляется, что этот «Железный человек» скорее всего имел бы весьма мало общего по настроению и размаху с фильмом 2008 года.

Однако данный проект забуксовал и не был реализован. В 1996 году Universal уступил права на историю Тони Старка студии 20 Век Фокс, которая сравнительно недавно приобрела права на других супергероев Марвел – «Людей Икс». Вскоре Стэн Ли и Джефф Винтар написали для студии небольшой набросок сюжета будущего фильма. Он устроил руководство Фокс и вскоре Винтар уже занялся работой над полноценным сценарием и представил несколько вариантов скрипта.

Датированный августом 1997 года сценарий Винтара начинался со сцены, в которой Тони Старк демонстрировал для публики разработанный его компанией костюм «Спаситель» - автономную роботизированную броню, не имеющую никакого оружия и предназначенную исключительно для поддержания жизни и эвакуации раненных. Демонстрация проходит на ура, и Джереми Бланд - второй человек в компании Старка – предлагает создать ее военный вариант. Однако Старк наотрез отказывается от этого предложения, чем вызывает его гнев. И уже на 8-й странице с Бландом связывается главный злодей (которой до поры до времени остается в тени) и предлагает тому помощь с убийства Старка.


Во время торжественного приема в здании Stark Industries, в Старка выпускают самонаводяющуюся пулю, которая поражает героя в его кабинете, попадая ему прямо в сердце. Однако каким-то образом Старк с пулей в сердце не умирает и умудряется добраться до лаборатории со «Спасителем», системы которого сохраняют ему жизнь. В это же время на здание Старка с задачей украсть костюм совершает налет группа киборгов, состоящая из Хлыста, у которого в пальцы вживлены сверхострые нанонити, Вирус, у которой рука состоит из нанороботов, способных при прикосновении убивать людей и взламывать любые замки, и еще одного персонажа, который может менять форму своего тела, пролезая в абсолютно любые отверстии. Злодеи быстро обнаруживают, что «Спаситель» активирован. Далее следует сцена, во время которой нехорошие парни пытаются извлечь Старка из костюма, но у них это не удается и в итоге после драки, свидетелями которой становятся гости на приеме, им приходится ретироваться. После покушения Старк не может жить без центральной пластины «Спасителя», однако он скрывает свое ранение и объявляет публике о том, что в «Спасителе» находился охранник его компании, которого СМИ разумеется называют Железным человеком.

Старк начинает слежку за Бландом и вскоре выходит на след компании A.I.M. Проникнув в принадлежащее ей здание, он наконец узнает, кто же пытается его убить. Это Модок (M.O.D.O.K.) – существо представляющее собой огромную голову на атрофированном теле, которое передвигается с помощью летающего кресла. Его цель заключается в создании мира, где люди и машины стали бы единым целым – а для того чтобы это стало реальностью, необходима чтобы нынешняя цивилизация погибла в результате войны, и превращение «Спасителя» в оружие каким-то образом должно помочь данному процессу.

Узнав кто его враг, Старк скрывается из здания (в чем ему помогает таксист, которого судя по сценарию должен был сыграть Стэн Ли) и начинает переоборудование своей брони, оснащая ее оружием чтобы быть готовым отразить нападение. Чтобы успокоить акционеров компании, взволнованных последними событиями, Старк устраивает пресс-конференцию, на которой демонстрирует Железного человека (разумеется, не открывая публике, кто именно находится внутри). Однако вскоре выясняется, что злодеи тайно пробрались в его лабораторию смогли изменить настройки его костюма. В результате, Модок берет на себя управление броней, на глазах у публики раздавливает одного из спонсоров Stark Industries, а затем отправляет Железного человека в свой штаб. Но в последнюю минут Старку все же удается восстановить управление костюмом и вернуться в лабораторию.

Однако у него практически не остается времени – полиция врывается в здание Stark Industries и герою приходится бежать. В процессе погони он сталкивается с одним из киборгов, который угрожает ему взорвать бомбу, если тот не сдастся. Однако Старку удается застрелить его из полицейского пистолета, а затем он успевает надеть костюм Железного человека (который в этой версии настолько мал, что помещается в чемоданчик) и унести бомбу, которая как в «Ангелах и демонах» взрывается высоко в небе не причиняя никому вреда.

В финале, Старк в одиночку и без оружия отправляется в здание A.I.M.. Как оказалось, Модок уже изъял из его лаборатории все костюмы Железного человека. Однако он не предусмотрел то, что Старк добавил в них функцию автосборки (как в фильме «Железный человек 3»). Костюм собирается прямо на теле Старка, после чего герой без особых проблем убивает всех нехороших киборгов и Модока. Что касается Бланда, тот погибает после активации одного из устройств Старка, которое разрывает его на части, после чего мы узнаем, что он тоже был киборгом.

После прочтения моего описания сценария может сложиться впечатление, что оно оставляет желать лучшего. И это действительно так, ибо на самом деле сложно хорошо описать эту достаточно бессвязную историю. Интересно, бывший в то время главой 20 Век Фокс Том Ротман как-то заявил, что сценарий Винтара заставил его «понять суть» Железного человека. Возможно конечно, что речь идет о какой-то другой, написанной позже версии, иначе это утверждение скорее похоже на неудачную шутку, так как в этом сценарии Старк фактически остается бездушным болванчиком, который выполняет лишь функцию двигания сюжета вперед. За все 114 страниц скрипта мы практически ничего не узнаем о нем, как о человеке - ни о его личных качествах, ни об увлечениях, прошлом, желаниях, семье, слабых местах и т.б. Все что нам сообщают о нем, так это то, что он изобретатель и миллиардер, который внезапно отказался от переделки своей брони на военные нужды (хотя до этого он всю жизнь спокойной выпускал оружие) из-за чего его вдруг все резко решили убить.

Конечно, можно заметить, что не всякий комикс-фильм должен представлять собой историю происхождения персонажа, рассказывающего о его прошлом и как он дошел до тяжелой супергеройской жизни. В конце концов, герой это лишь половина истории, есть же еще и злодеи. Проблема в том, что со злодеями дела тут обстоят еще хуже, чем с героями. Нам абсолютно не объясняют их происхождения, откуда взялись все эти невероятные девайсы, раздутые головы в летающих креслах, нанонити и самое главное, почему имея эти невероятные технологии, злодеи уже не использовали их для уничтожения мира, что следуя какой-то непонятной логике должно привести к появления машинной цивилизации, а вместо этого гоняются за броней Старка? Да и сама по себе идея использования раздутой головы в летающем кресле в качестве злодея попахивает больше какими-то дешевыми мультиками, нежели серьезным фильмом.

Ну и конечно нельзя не заметить, что для проекта с названием «Железный человек» в скрипте было убийственно мало самого Железного человека. В большей части сцен в которых Старк находится в костюме он или разбирается с его техническими проблемами или ищет, где же подзарядить броню и сценарий было бы логичнее озаглавить «Разряженный человек». По назначению Старк использует броню лишь один раз в короткой трехстраничной сцене. А три минуты полноценного Железного человека на весь фильм это явно не то, что привело бы в восторг зрителей.

В течении нескольких последующих лет проект находился в подвешенном состоянии. Известно, что возможностью исполнить главную роль в фильме тогда интересовались Николас Кейдж и Том Круз, а для переписывания сценария студией был нанят Джефри Кейн. Интересно также, что продюсеры всерьез предлагала Квентину Тарантино стать режиссером фильма. Но в конце концов в декабре 1999 года Фокс продал права New Line Cinema мотивировав это тем, что у студии в разработке находится слишком много фильмов про героев Marvel и потому экранизировать все невозможно.

«Железный человек» от New Line Cinema



У New Line в запасе имелось несколько лет, пока права на экранизацию не должны были вернуться к Marvel. С новой студией в проект пришли и новые авторы. Первые несколько лет сценарием занимался коллектив из Тэда Элиота, Терри Россио и Тима МакКэнлиса. О содержании их сценария известно не так и много подробностей, сообщалось лишь, что МакКэнлис предусмотрел в своем сюжете камео Ника Фьюри.

Параллельно, в New Line искали режиссера. В частности, некоторое время представители студии вели переговоры с Джоссом Уидоном. Однако в конечном счете была достигнута договоренность о том, что режиссурой ленты займется Ник Кассаветис. Релиз фильма был запланирован на 2006 год. К этому времени у проекта была уже абсолютна новая команда сценаристов, состоящая из Альфреда Гоффа, Майлза Миллара и Дэвида Хэйтера. В 2004 году они представили несколько вариантов своего сценария.

Датированная 21 октября 2004 года версия начиналась со сцены высадки в Северной Корее группы морских котиков, которые должны расследовать странную активность на одном из секретных объектов (хотя есть подумать, то в Северной Корее наверно найдется не так уж и много несекретных объектов). Как бы то ни было, вскоре отряд попадает в засаду и его атакуют с использованием новейшего лучевого оружия и беспилотников. В итоге, в живых остается лишь один боец.

Мы переносимся в США. В то время, как Говард Старк открывает новый завод своей компании на Лонг-Айленде, его сын пробует совершить полет в космос на частном космическом корабле собственной разработки. Оба события чуть не заканчиваются гибелью для героев – Говарда Старка пытается застрелить один из его ведущих инженеров, в то время как Тони чудом остается в живых после того, как теряет управление кораблем.

Вскоре на связь со Тони Старком выходит его давняя знакомая Бетани Кейб, которая сейчас работает в министерстве внутренней безопасности. Посмотрев фотографии корейской техники, сделанные уцелевшим членом отряда морских котиков, она опознает на них новейшую технологию Старка. Старк тоже узнает на них свою технологию. Начав расследование вскоре он выясняет, что второй человек в его компании шпионил на его отца и передавал в Stark Industries информацию обо всех технологических новинках Тони.

Прибыв на встречу со своим отцом и его правой рукой Джастином Хаммером, Тони угрожает засудить их за кражу свой технологии. Как можно догадаться, вскоре Тони становится жертвой покушения – во время поездки с ветерком на Бугатти, его с Бетани атакует беспилотник. Осколки от взрыва попадают в сердце Тони, и чтобы выжить ему приходится имплантировать грудь специальную пластину поддерживающую его сердце. После исцеления, Тони снова встречается со Говардом Старком и обвиняет в том, что с ним случилось, Джастина Хаммера, который как считает герой хочет захватить компанию отца. Однако Говард Старк сообщает сыну, что уверен в том, что Хаммер тут не причем, после чего достает пистолет и стреляет ему в грудь. Да, все верно, главный злодей в этом сценарии – это отец Тони Старка.

Разумеется, поскольку в груди Тони установлена пластина, он выживает, после чего при помощи Джима Родса (в этом скрипте он является начальником службы безопасности Старка Старшего) скрывается в уединенном месте, где начинает создавать броню Железного человека. Вскоре ему предоставляется повод ее использовать – плохие парни похищают Бетани и Старк врывается на завод отца и полностью его разносит, спасая девушку.


Вскоре нам наконец рассказывают, в чем состоит гениальный план злодеев. Используя технологии сына, Говард Старк построил в странах третьего мира кучу новейшей военной техники, которая теперь вместе с наемниками плывет на кораблях в Америку. Старк Старший планирует убить планирующего сократить военный бюджет президента США, активировав какой-то чип, который вживлен ему в голову, после чего атаковать страну с помощью построенной им техники. После этого власть в США захватит поддерживающий Старка вице-президент, который использует его технологию чтобы… захватить весь мир (да, знаю, вы тоже наверно удивлены от такого неожиданного сюжетного твиста). Ну а поскольку Говард так и не простил Тони за то, что в детстве он попросил мать покатать его на катере, что привело к катастрофе закончившейся ее смертью, то он совсем не против заодно и убить своего отпрыска.

В итоге, Старк Младший срывает план убийства президента, отправляясь в своем доработанном костюме в космос и саботируя спутник Stark Industries. После нескольких экшн-сцен, Тони встречается с президентом и сообщает ему, кто хочет его убить. Тот незамедлительно отправляет боевые вертолеты, которые топят яхту Старка Старшего. Но разумеется, это не конец. Почему-то никем не перехваченные (хотя к этому моменту Тони уже давно рассказал президенту о плане отца) корабли с наемниками все равно высаживаются на восточном побережье. Американская армия абсолютно бессильна против созданных с помощью технологии Старка танков и беспилотников и Тони фактически в одиночку приходится отдуваться за весь Пентагон, уничтожив всю армию нехороших парней.

Поняв, что его отец жив и руководил неудавшимся вторжением, он отправляется на завод Stark Industries. Там Тони встречает облаченного в броню «Воитель» Старка Старшего, который только что убил его подружку Бетани и теперь сходится с ним в последней схватке. В итоге, Старку ничего не остается кроме как убить своего батьку. В финале, герою переходит контроль над Stark Industries, после чего он решает заняться поиском и уничтожением созданного с использованием своей технологии оружия. Конец.

В теории, история экранного противостояние Младшего и Старшего Старков могла бы быть интересной, драматичной и наполненной политическими аллюзиями. Однако в данном случае все портилось слишком большой некомпетентностью Старка, который согласно сценарию абсолютно не разбирается ни в людях, ни в своей компании, и очередным невменяемым планом злодеев, которые в своем патриотизме хотели оккупировать родную страну по причине того, что у них не хотели покупать их новейшее оружие. Ей богу, я могу поверить в Старка летающего в своем костюме в космос – но что Пентагон откажется от не имеющих аналогов неуничтожаемых существующим оружием чудо-танков и чудо-самолетов которые к тому же судя по всему и не слишком сложны в изготовлении (раз уж их наштамповали в Корее и Китае)? Уж увольте, это фантастика. Да и вся эта история с тем, что Старк Старший спустя 30 лет вдруг остро захотел смерти своему сыну подана отровенно на от... отстань.

Как бы то ни было, сочетание New Line Cinema и «Железного человека» не сработало: студию не устраивал ни один из существовавших сценариев, и пока проходили переписывания, Ник Кассаветис устав ждать, покинул проект. Не имея ни режиссера, ни готового сценарий, студия уже не могла уложиться к релизу в 2006 год – а это означало, что права будут возвращены к Marvel.


«Железный человек» от Marvel Studios



Marvel начал работы над проектом с нуля и вскоре столкнулся с проблемой «нехватки» сценаристов. Очень многие авторы, которым студия предлагала поработать над проектом отказывались – кто-то по причине того, что считал Тони Старка слишком малозначительным и потому неинтересным персонажем вселенной Marvel, а кто-то просто не хотел связываться со студией, для которой это был дебютный фильм и от которой можно было ждать любого подвоха.

Разумеется, такие мелочи не остановили Marvel от запуска проекта в производства. Вскоре фильм обзавелся режиссером. Первым кандидатом на этот пост был Лен Уайзман, однако в итоге вакансию занял Джон Фавро, чему по всей видимости немало помогло то, что со времен съемок в «Сорвиголове» он сохранил неплохие отношения с продюсером Ари Арадом. На радостях от того, что ему доверили такой крупный проект? Фавро сел на диету и сбросил около 30 килограммов веса.



Однако несмотря на наличие режиссера и начало кастинга, у фильма по прежнему не было сценария. Создатели попали в традиционную блокбастерную ловушку, когда дата премьеры объявляется еще до завершения работы над скриптом, что приводит к тому, что сюжет фактически приходится придумывать на ходу. Над скриптом «Железного человека» параллельно работали две команды сценаристов. Артур Маркам и Мэтт Холлоуэй написали один набросок сценария, в то время как независимо от них Марк Фергус и Хоук Отсби набросали второй вариант. Джон Огаст пытался свести обе версии воедино, в то время как Фавро дополнительно консультировался по поводу сюжета с несколькими авторами комиксов.

И, несмотря на такую толпу народа, к началу съемок сценарий был все еще не готов. Это привело к некоторым забавным случаям. К примеру, когда Джефф Бриджес подписывался на роль, Обадая Стейн был еще положительным персонажем – планировалось, что он станет злодеем лишь в сиквеле. Однако посоветовавшись с Марком Милларом, Фавро решил отказаться от прямого введения в сюжет заклятого комиксного врага героя – Мандарина, оставив того за кадром. Так Чувак остался без сиквела.

Сам Бриджес позже вспоминал, что перед съемкой крупных сцен актеры вообще не знали их подробностей (поскольку ввиду отсутствия законченного сценария, их как правило просто не было) и прямо на съемочной площадке созванивались с командой сценаристов, спрашивая у них идеи и вырабатывая детали. Свою лепту вносили и представители Marvel, которые постоянно очерчивали рамки возможного для фильма. Вся эта неразбериха так бесила актера, что он в итоге принял для себя решение считать, что участвует в съемках студенческого фильма. С бюджетом в 140 миллионов долларов.

Тут то Фавро и помогло то, что он взял именно Роберта Дауни Мл. на роль. Актер активно работал над своим персонажем и сценами, фактически сымпровизировав большую часть своих диалогов и выступив неофициальным сценаристом. Фавро активно помогал ему, давая актеру столько дублей, сколько он просил и снимая их с нескольких ракурсов, поскольку Дауни каждый раз играл сцену по иному и добавлял от себя новые реплики. Свою работу продолжала и бесконечная команда сценаристов. Одной из последних была придумана сцена после титров – она была отдельно написана Брайаном Бендисом.

В абсолютном большинстве случаев подобная формула – верный путь если не к катастрофе, то просто к очередному проходному блокбастеру. Однако в случае с «Железным человеком» Джону Фавро и Роберту Дауни Мл. удалось в буквальном смысле на ходу собрать фильм из того что было. Причем не просто фильм – вышедший в мае 2008 года фильм стал вторым по кассовым сборам в американском прокате, уступив лишь «Темному рыцарю». Роберт Дауни из возрождающего карьеру актера стал звездой, а Marvel смог доказать серьезность своих амбициозных планов.

Этот успех оказался весьма важен в свете вышедшего в июне 2008 года «Невероятного Халка», который при бюджете в 150 миллионов долларов собрали совсем не невероятные 260 миллионов в мировом прокате. По сей день, это единственная явная (в финансовом плане) осечка студии – все остальные фильмы приносили Marvel очень и очень хорошую прибыль. И если учесть этот факт, то можно придти к однозначному выводу, что успех «Железного человека» во многом спас кинематографическую вселенную Marvel – ведь если бы он подобно «Халку» тоже не собрал кассу, то еще неизвестно, сколько бы еще пришлось ждать третьего самостоятельного фильма Marvel и вышел ли бы он вообще. Так что представители студии могут сколько угодно жаловаться на непомерно завышенные гонорары Дауни, однако им стоит помнить, что во многом благодаря нему они могут продолжать штамповать фильмы, позволяющие выплачивать ему эти самые гонорары. Ну а зрители по всей планете точно знают, кто же все такой этот несокрушимый Железный человек.



Материал в ЖЖ автора

Упомянутые фильмы: Железный человек
Упомянутые персоны: Джон Фавро, Роберт Дауни-мл., Стэн Ли
7754

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×