Семен Сибирцев | Сериалы прошлого: «Сопрано» навсегда
Сериал из сериалов гигантов, тот телевизионный продукт, который учит в каком-то смысле плохому, крестный отец на телевидении — все это «Сопрано» от того самого канала, который подарил нам «Тюрьму Oz», «Прослушку», «Игру Престолов», «Подпольную империю» и много-много других вещей, которые мы любим, пересматриваем, и о которых мы можем часами говорить с друзьями.
Вышел этот сериал в далеком 1999 году и в один миг стал культовым. Почему именно так вышло, а не иначе? Наверное это будет странно и субъективно, но все-таки творение Дэвида Чейза (шоу-раннер и автор сериала) многие воспринимали как действительный феномен, ведь не каждый день снимают сериалы о буднях обычного итальянского босса-мафиози, пользующегося услугами психоаналитика. К тому же шоу привлекало весьма натуральным изображением мафии, приправленным черным юмором и злободневными шутками, да и не обошлось без отсылок к творчеству Мартина Скорсезе, который промелькнул еще в пилотном эпизоде в роли самого себя, и «Крестному отцу», одного из главных героев которого, Майкла Корлеоне, шуточно изображал Сильвио Данте в исполнении Стива Ван Занда. И все это, если принять в абсолютный факт то, что ты готов наблюдать и полюбить самых настоящих социопатов и мерзавцавцев, будет как бальзам на душу людям, которые любят продолжительные, интересные и чрезвычайно правдивые по отношению к зрителю истории о мафии.
Знакомство с двумя лучшими персонажами этого сериала начинается с данного эпизода
Хочу сразу оговориться, что сериал в некоторых сезонах действительно провисал и топтался на месте, но при этом он никогда не терял той планки, которая была задана тем самым первым сезоном, вышедшим по странной случайности в один год с фильмом «Анализируй это», в котором также боссу мафии (Роберту Де Ниро) пришлось пользоваться услугами мозгоправа (Билли Кристалл). Но что именно это была за планка и как она была высока, можно понять по некоторым характерным особенностям данного телевизионного шоу.
Первое и самое важное - перед нами один из самых неопределенных и привлекательных антигероев на телевидении — и речь идет о Тони Сопрано, которого блестяще сыграл ушедший от нас в мир иной Джеймс Гандольфини, сумевший затмить своим образом множество культовых мафиозных персонажей. Тони, на первый взгляд, обычный итальянский упитанный боров с явными психическими отклонениями, нестабильным поведением и признаками социопата. Но таким он мог бы быть в любом фильме подобного жанра, умещаясь в обычную десятиминутную карикатуру. Да, он - гангстер со всеми вышеперечисленными определениями, но товарищ Чейз уже с самого первого эпизода дает нам понять, что обычный мафиози не стал бы падать в обморок из-за того, что дикие уточки покинули его бассейн. И да, в обычный фильм про мафию никогда не сможешь уместить всю ту бытовуху, что имеет место быть даже в жизни босса семьи из Нью-Джерси.
Второе — про каждого персонажа в этом сериале можно делать отдельный сериал. Всего не выговоришь. Здесь есть абсолютно неблагодарные дети, Эй-Джей и Мэдоу, у каждого из которых на протяжении всего первого сезона есть абсолютно все причины быть теми, кто они есть, плюс сама стилистика конца 90-х доставляет неимоверное удовольствие, будь то одежда всех вместе взятых персонажей. Здесь есть расчетливая жена-стерва, которая на деле не такая уж и стерва, хоть и домохозяйка. Здесь есть священник, который ходит по домам домохозяек, чтобы, минуточку внимания, опустошать холодильники! Но более других мне хочется выделить Криса Молтисанти в исполнении Майкла Империоли. Его персонаж является эдакой карикатурой на гопника-итальянца конца 90-х, который хочет всего и сразу. На протяжении сезона его герой чаще всего и упоминает о стареньких фильмах про мафию, общается с рэперами-гангстерами, стреляет в магазине пончиков, отсылая нас прямо к дебюту актера в «Славных парнях», пытается писать сценарий, и вся эта мина настолько серьезна, что зрителю не остается ничего иного, кроме как смеяться втайне от всех над таким тупым и жестоким, но чрезвычайно обаятельным персонажем.
Полный состав семьи
И третье — в сериале есть своя философская составляющая, разжевывать которую нам, зрителям, помогают на терапиях Тони с его психоаналитиком, доктором Мелфи (Лоррейн Брако, знакомая по роли жены героя Рэя Лиотты в «Славных парнях»). Этот кабинет, в котором все те, кто с замиранием сердца смотрел это сериал, был неким пристанищем, где есть три человека — ты, Тони и Мелфи. Можно смотреть на эпизоды в этом кабинете по разному — смеяться, задумываться, искать главные идеи или просто скучать, хотя навряд ли вообще тогда имеет смысл смотреть шедевр Чейза.
Тот самый кабинет и самое милое лицо на свете
Ой, я сказал шедевр? Да, точно! Шедевр вообще весьма субъективное понятие, как то, какой сериал вообще лучший. Но «Сопрано» действительно один из лучших в своем роде как минимум потому, повторюсь, что нигде и никогда вы более не полюбите настолько антигероя, насколько это вообще возможно, и Тони Сопрано будет на то явным доказательством, если вы на то решитесь.