В российский прокат выходят сразу две картины о Первой мировой войне. Первая лента — «1917», снятая Сэмом Мендесом. Вторая — «Мальчик русский», дебютная полнометражная художественная картина Александра Золотухина. «1917» — фильм о том, как двум юным солдатам поручают опасную миссию: пересечь вражескую территорию и доставить секретное сообщение, которое должно предотвратить неминуемую гибель сотен солдат. «Мальчик русский» — о деревенском пареньке Алёше, который идет на войну добровольцем. В первом бою после газовой атаки он теряет зрение, но решает остаться на фронте и стать «слухачом».
Вспоминаем фильмы о Первой мировой войне разных декад последнего столетия.
«На плечо!» (1918)
Чарльз Чаплин первым снял издевательскую пародию на войну в разгар этой самой войны, в то время как власть призывала: «Все на фронт!»
Бродяга Чарли записывается добровольцем на фронт и попадает в тренировочный лагерь американской пехоты. После тренировок он ложится спать и видит сон, в котором его забрасывают на передовую во Францию. Взрыв бомб, канонада, он вспоминает о мирной жизни. Когда приносят почту, в ней не оказывается писем для Чарли, и он через плечо солдата читает чужое письмо. Приходят посылки от Красного Креста, в ней оказывается ужасный сыр. Чарли отшвыривает кусок в немецкую траншею и захватывает в плен тринадцать немцев. Здесь начинается череда военных подвигов Чарли…
Здесь нет эпичности и пафоса. Щуплый Чарли мужественно восстает против абсолютной злобы и мирового конфликта. Он устраивает прилюдную порку взятому в плен немецкому офицеру на потеху немецким солдатам, которым тоже до смерти надоела эта страшная грызня. Режиссер весело и легко насмехается над войной, настрой ленты воодушевленный и оптимистичный, но в конце Чарли просыпается, и все его подвиги оказываются прахом. А впереди — тяжелые солдатские будни в бессмысленной мясорубке войны.
Это первый антивоенный художественный фильм, с то тут, то там брошенными легкими насмешками, выявлявшими подлинное отношение режиссера к герою, поступкам и Первой мировой войне.
Немое кино о рабочем восстании, произошедшем на киевском заводе в 1918 году – против Центральной Рады Украинской Народной Республики. Трагичная и страшная страница украинской истории. И в то же время – ужасающий образ Войны, навеки оставшийся в истории мирового кино.
В качестве прелюдии — кадры, очень похожие на кадры документальной хроники: Первая мировая война, непонятно куда бегущие гурьбой немецкие солдаты, тучи угарного газа. Реалистично показано катастрофическое положение женщин, стариков и детей, которые остались без кормильцев, беспомощность Николая II («Убил ворона. Погода хорошая»), смертельно уставшие от пустой войны немецкие солдаты.
Молодой революционер Тимош организовывает восстание на заводе «Арсенал», желая привести к власти рабочих и крестьян и свергнуть Центральную Раду. Киев охватывает хаос, повстанцев расстреливают одного за другим. Фильм нудноват, но прекрасная операторская работа и яркая игра Семена Свашенко не позволили ленте остаться забытой.
«Арсенал» - пропаганда коммунистического движения, но не слепое его восхваление, а страх за свой народ и сопереживание его страданиям. Примечательно, что в 1918 году 23-летний Александр Довженко служил добровольцем в армии Украинской Народной Республики и участвовал в штурме завода «Арсенал».
Фильм Льюиса Майлстоуна о «потерянном поколении», основанный на одноименном романе Эриха Марии Ремарка. Антивоенная лента о нелегкой судьбе солдата, передающая всю уродливость и трагизм войны и собравшая множество наград.
Это повествование о простых немецких старшеклассниках, которых подхватывает вездесущая патриотическая пропаганда, и они бодро идут на фронт Первой мировой войны. Принимая ее как увлекательную игру, приключение, они не представляют, что впереди — убийства, голод и страшная смерть.
Довольно крупнобюджетная для своего времени картина — масштабные боевые действия, взрывы снарядов, окопы, оторванные конечности. Вместе с тем незамысловатые и жизненные диалоги о бессмысленности войны, вдовы, контраст между довоенным городом Пауля Боймера и военным городом, первое убийство, голод, гибель друзей, искалеченные тела и души, сапоги из чудесной кожи, попадающие после гибели их владельца от одного к другому. Лента пронизана смертью, кровью, трагичной нелепостью мирового конфликта, грязью изрытой дождем и снарядами фронтовой земли.
Сыграв роль Пауля Боймера и получив определенный моральный опыт во время съемок, актер Лью Эйрз отказался от воинской службы в период Второй мировой войны.
Вторая экранизация одноименной пьесы Роберта Э.Шервуда, осуществленная режиссером Мервином Лероем.
Молодая балерина Майра и красавец-офицер Рой знакомятся во время бомбежки Лондона на мосту Ватерлоо и влюбляются друг в друга. За роман с военным Майру выгоняют из труппы, и она остается без работы, но с надеждами на свадьбу со своим возлюбленным. Война разлучает их. Рой отправляется на фронт, и Майра вскоре замечает его имя в списках погибших. Безработица, голод и отчаяние приводят молодую женщину на панель.
«Мост Ватерлоо» — история о чистых, даже невинных отношениях между мужчиной и женщиной без лжи и предательства. Надломленная, но воздушная и невероятно красивая Вивьен Ли, благородный офицер с его добрыми намерениями (Роберт Тэйлор) — все прекрасно в этом фильме. Возвышенность, чувственность и незыблемая честность главных героев и делают ленту трагичной. Многие сравнивают ее с советской драмой «Летят журавли»: та же безысходность, трудные годы войны и большое честное сердце главной героини.
Фильм претендовал на «Оскар» в двух номинациях: «лучшая операторская работа» и «лучшая музыка».
Самая первая – классическая – трехсерийная экранизация одноименного романа Алексея Толстого, поставленная Григорием Рошалем. Судьба сестер Кати (Руфина Нифонтова) и Даши (Нина Веселовская) во время Первой мировой войны, затем развала Российской империи и Гражданской войны.
Повествование начинается в Петербурге, 1914 год. Контраст: мрачный рабочие окраины и яркая аристократическая жизнь. Картина — не подстрочник романа, но бережет его атмосферу и язык. Подробно показана динамика развития характеров, взаимоотношения двух любящих пар.
В отличие от более поздней 13-серийной экранизации 1977 года с Ириной Алферовой и Светланой Пенкиной, лента Григория Рошаля более живая, выразительная, яркая, как и большинство советских фильмов той эпохи. Фильм Василия Ордынского более тусклый, серый, депрессивный. Даша в исполнении Ирины Алферовой не такая бойкая и яркая, а в Катерине Светланы Пенкиной нет такого надрыва, как у ее героини фильма 1957 года. Поначалу она кажется слишком жеманной, но усталость и отчаяние постепенно наполняют ее, и зритель начинает сопереживать героине.
Драма Джека Голда о летчиках Первой мировой войны.
Молодой, даже юный, пилот Королевского воздушного корпуса лейтенант Стивен Крофт (Питер Фёрт) прибывает на аэродром во Франции. Крофт, налетавший только 14 часов, наблюдает за ветеранами, постепенно набирается опыта и понимает, насколько иллюзорны и возвышенны были его представления о войне. На место воодушевления приходит разочарование, но желание воевать против врагов только возрастает.
Картина рассказывает об изнанке воздушной войны и об обычных мужчинах со своими судьбами и проблемами (невралгия, алкоголизм, кратковременные вспышки трусости, драки), которые оставляли на земле все свои страхи, а в воздухе отчаянно вгрызались в битву и бились до последнего. Ничто человеческое летчикам-асам не чуждо — недаром майор Джон Грешэм (Малкольм МакДауэлл) находит некоторое успокоение в лошадиных дозах спиртного, а его сослуживцы еще и в посещении публичных домов. Есть здесь и красивые замысловатые полеты, и напряженные перестрелки, и воздушные бои.
«Асы в небе» — достаточно честный (насколько позволяет цензура) и лаконичный фильм о летчиках 76-ой эскадрильи, боровшихся за победу своей страны в Первой мировой войне.
Мрачная и гнетущая советская двухсерийная картина Александра Муратова, снятая по мотивам одноименного романа Валентина Пикуля, ярко показывает сложность и трагичность эпохи, жизнь и судьбы обыкновенных людей, ставших заложниками горьких исторических потрясений.
Балтика, 1915-1917 годы. Российский флот Первой мировой войны, трагически разваливающийся в условиях революционных событий. Храбрый и волевой старший лейтенант Артеньев берет на себя командование батареей у мыса Церель.
Здесь нет восхваления ни творцов революции, ни царского режима, сохраняется удивительный для 1987 года нейтралитет. Лента начисто лишена пафоса, которым переполнены многие современные фильмы о войне. Олег Меньшиков играет одного из немногих положительных «белых офицеров». Старший лейтенант во всем требует порядка и дисциплины, и долг перед страной первостепенен.
Это картина о людях, прекрасно знающих, что такое чувство долга, мужество и честь. Они все еще верны своему государству, несмотря на революцию, и до последнего исполняют свой нелегкий воинский долг, защищая Отечество от немецкого врага. Не зря Артеньев заявляет, что «Россия одна, и любить ее надо всякую». Кульминация — героическая оборона Моонзундского архипелага последними верными моряками от прорыва германских кораблей к Петрограду.
Многосерийная драма о нескольких десятилетиях из жизни молодого врача и поэта Юрия Живаго (Олег Меньшиков), разворачивающаяся на фоне исторических и социальных потрясений начала XX века. Повествование о любви, муке, духовных терзаниях и исканиях. Довольно смелое видение Александром Прошкиным бессмертного и горького романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Если смотреть картину, ревностно не сравнивая ее с литературным первоисточником, можно прочувствовать всю горькую и надрывную глубину, о которой писал Борис Пастернак и которую удалось показать режиссеру.
Трагизм и ожидание страшных событий, потрясших Россию, — почти в каждом кадре и каждой мелочи. 11 серий вмещают события Первой мировой войны, неотделимой от нее Революции и Гражданской войны. Из Москвы Юрия Живаго забрасывает то на фронт, то к красным партизанам в суровые зимние леса Сибири. И где бы он ни был, он лицом к лицу или мыслями сталкивается с Ларой (Чулпан Хаматова), в которую влюбляется, глубоко и навсегда.
Пронзительная музыка Эдуарда Артемьева — сладкая мука и смертельная печаль. Это тяжелый и мучительный роман о любви, роке, трагедии эпохи и многих тысячах изломанных судеб в шторме русской истории начала XX века. И режиссеру по-своему, но удается передать весь истомный и горькой дух пастернаковского «Доктора Живаго». Весь фильм — красивая, чувственная и глубокая экранизация страдания человека и всей эпохи, от самого начала и до самого конца, о чем и говорит герой Олега Меньшикова «Не бывает незаслуженных страданий».
Фильм получил четыре премии «Золотой орел» и две премии «ТЭФИ». Это самая русская и полная экранизация романа Бориса Пастернака. Были и другие, но менее выразительные: американский фильм 1965 года с египетским актером Омар Шарифом в главной роли. Картина получила пять премий «Оскар» и пять премий «Золотой глобус». Другой британский мини-сериал с Кирой Найтли был снят в 2002 году, но там атмосфера времени теряется на фоне любви главных героев.
1914 года. Юная Вера Бриттен (Алисия Викандер) мечтает стать писательницей и поступает Оксфордский Сомервиль-колледж. Начинается Первая мировая война. Ее жениха Роланда (Кит Хэрингтон) и брата Эдварда (Тэрон Эджертон) забирают на фронт…
Киноадаптация мемуаров английской пацифистки и феминистки Веры Бриттен. Фильм Джеймса Кента – о разрушенных войной мечтах, о юности и первой любви. Лента глубокая, местами резкая, местами светлая и грустная. Потрясающие пейзажи, солнечный луч, который теряется в колосьях, засушенный цветок во фронтовом письме, отражение заката в воде воронки от снаряда.
Картина о сильной женщине, попавшей в обстоятельства, которые сильнее нее. О том, что надо ценить близких и простые вещи, которые мы разучились ценить. Грустный, сентиментальный, драматический, честный и тяжелый фильм с приятными проблесками юмора и тепла. Лента не о физиологическом ужасе Первой мировой войны, а его моральной трагедии и боли. Героиня шире посмотрела на конфликт: не немцы отобрали ее любимых и родных, а кровопролитный хаос политики, которому необходимо положить конец. Особенно актуально для последнего десятилетия, в котором люди захлебываются от ненависти друг к другу.
1917 год, март, революция. Царь отрекся от престола. Большевики в окопах ведут свою пропаганду, призывая к миру с врагом. Армия разлагается и дезертирует, братается с немцами и пьет шнапс. Временное правительство создает женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой. Призвание батальона — подать пример храбрости, мужества и спокойствия и поднять дух солдат.
Художественный фильм Дмитрия Месхиева, посвященный женским батальонам смерти. В меру пафосная, в меру трагичная картина о внешней женской хрупкости, которая резонирует с их внутренний силой и способностью не хуже мужчины колоть штыками и стрелять из ружья в защиту своего Отечества. Даже стальному командиру Марии Бочкаревой не чужды чувства и слезы. Блистательная Мария Аронова эмоционально и выразительно сыграла крестьянку, командовавшую одним из батальонов смерти, страдавшую от побоев пьяницы-мужа, несгибаемую и волевую.
Фильм был принят неоднозначно. Кто-то обвиняет картину в отсутствии историчности, кто-то — в отсутствии талантливых актеров. Но это одна из немногих лент, которая приоткрывает завесу на женский вклад в защиту своего Отечества.
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).
За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.