Максим Марков | Рецензия на книгу Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда: Незримые»

26.04.2021 10:37

Спустя несколько лет после «Штамма» – вампирской трилогии, превращённой в довольно успешный сериал, – Гильермо дель Торо и Чак Хоган снова затеяли нечто любопытное. «Архивы Блэквуда» насквозь пропитаны мистикой, в них вольготно разгуливают неистовые духи, а детективный строй повествования гарантирует неослабевающий читательский интерес. Первая книга потенциальной серии – «Незримые» – хороша настолько, что можно не сомневаться: рано или поздно экранизации – быть.

Фрагмент обложки книги Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда. Книга 1. Незримые» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Одним кошмарным вечером 2019 года над Манхэттеном пронёсся угнанный самолёт без сигнальных огней, пилот которого, «по непроверенным данным, палил автоматными очередями по гражданским». Свидетели, незамедлительно обратившиеся в службу спасения, вполне естественно опасались, «не началось ли вдруг “второе одиннадцатое сентября”».

За десятилетия до этого, в 1962-м, в дельте Миссисипи «обнаружили ещё одну жертву линчевания», и расследование с самого начала «обещало быть чем-то из ряда вон», потому как нельзя было не заметить – помимо улик, свидетельствовавших «о ритуальной подоплёке», – что «на сей раз линчеванию подвергся белый».

Столетиями же ранее, в 1582 году, в лондонском Мортлейке, в доме оккультного философа и придворного астролога королевы Елизаветы был проведён ритуал, призванный стереть границы между мирами и вызвать наделённого божественным знанием архангела. Однако его участники «переступили черту», вследствие чего «естественный порядок вещей нарушился», а «грань между добром и злом сместилась».

Конечно, Соломон мог ошибаться, но чутьё подсказывало – в сына издольщика вселился злой дух, неподвластный юрисдикции Федерального бюро расследований. Молодой агент собирался задать вопрос, как мальчик снова открыл рот. Соломон пристально следил за движениями чёрного трупного языка.
Блэквуд.
Правильно ли он расслышал?
– Что? – прохрипел Соломон.
– Приведите Блэквуда. {…} Приведите Хьюго Блэквуда. Сюда.


Фрагмент обложки книги Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда. Книга 1. Незримые» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Главная героиня первой истории – специальный агент Одесса Хардвик, прощающаяся в настоящий момент «с карьерой и честолюбивыми замыслами». В центре второй – её коллега Эрл Соломон, ставший «первым из трёх темнокожих агентов, зачисленных в Академию ФБР».

Хьюго же Блэквуд – «Люди называли его Тенью, правда исключительно за глаза, в лицо не отваживались» – принимает активное участие во всех трёх частях этой книги, причём практически не меняясь внешне; легко догадаться, что он по каким-то причинам бессмертен. «Моё проклятие – появляться там, где во мне возникает надобность», – говорит он сам; «Мистер Блэквуд всегда поступает, как ему угодно. Повлиять на него не в силах никто», – говорят о нём.

«Симпатизировать ему непросто, но водить знакомство полезно» – так характеризует Блэквуда уже сильно постаревший агент Соломон, порекомендовавший оказавшейся в очень непростой ситуации Одессе поскорее с ним познакомиться («Даёт он больше, чем забирает, уж поверьте»).

– Вы специалист по религиоведению или нечто вроде?
– Нечто вроде.
– Похоже, вы не раз сталкивались с подобным.
– Бесчисленное множество раз в бесчисленных уголках света. Это бесконечный цикл, понимаете? Они, если так можно выразиться, инь, а я – ян.


«Они» в данном случае – так называемые Пустоты, незримые злобные твари, «вечно голодные, ненасытные создания», «порождения и адепты хаоса», «исчадия ада», пробирающиеся в человеческие тела, изгоняя оттуда души и начисто блокируя разум. Их можно вызвать из небытия, но практически невозможно контролировать: упустил – и прощай все надежды. Проникая в человеческую оболочку, они не задерживаются в ней надолго, а напротив – делают всё, чтобы как можно быстрее добиться её ужасающей гибели, испытывая при этом «огромное наслаждение».

«Понимаете, агент Хардвик, смерть, и обязательно насильственная, доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие, отсюда и тяга к массовым убийствам», – объясняет научившийся с ними справляться Блэквуд, наставляя соблюдать все меры предосторожности: «Объединившись, они становятся беспрецедентной разрушительной силой, влекущей за собой огромное количество жертв», – и давая самый жуткий из прогнозов: «Если они когда-нибудь вырвутся на свободу, боюсь, человечество столкнётся с крупнейшей по своим масштабам катастрофой».

Едва мужчины очутились на поляне, рассудок агента наотрез отказался воспринимать увиденное. Разрозненные детали открывшейся картины поочередно бомбардировали сознание, пока не грянуло полное, всепоглощающее помутнение.
В жухлой траве полыхал огненный круг диаметром футов пять, чёрный дым взвивался к небесам. {…} Над надгробиями нависла плотная, фиолетового оттенка мгла. Объятый ужасом, Соломон различил очертания тел, лица, протянутые руки. Бесплотные призраки поднимались из могил.


Фрагмент обложки книги Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда. Книга 1. Незримые» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Порождения месопотамской мифологии»;
мистический культ, история которого «восходит корнями к испанской работорговле шестнадцатого столетия»;
религия пало, «завязанная на практически неизвестных науке явлениях природы»;
«непоследовательная и практически не изученная» магия худу из Западной Африки, исповедующая «поклонение предкам и духовное равновесие» («Однако рабство внесло свои коррективы, приравняв равновесие к возмездию»);
сакральная территория кладбища рабов, «сосредоточение боли и горя»

И как сопутствующие всему этому заклинания, ритуалы, проклятия – «иными словами, обращение к высшим силам»… Вот с чем приходится столкнуться как героям, так и читателям этой книги.

По воле рока покинув свой привычный, будничный мир и погрузившись, совсем не желая того, в мир, ей ранее неведомый, Одесса уже не в силах вернуться назад. «Это безумие, чистой воды безумие», – повторяет она, не готовая к увиденному, и наивно, чуть ли не по-детски спрашивает: «А есть вариант отмотать плёнку обратно и притвориться, что ничего этого не было?»

Но нет, конечно, нет: с этими знаниями ей теперь жить. Ну и нам тоже.

Она знает! Одесса нутром чувствовала: Мариэлла прекрасно понимает, о чём речь. Одесса пододвинулась к женщине вплотную и понизила голос:
– Вы видели, как нечто... нечто отделилось от тела?
– Мне померещилось, – испуганно забормотала Мариэлла. – Просто обман зрения.
– А конкретнее?
Мариэлла мялась и не хотела отвечать. {…}
– Там ощущалось некое... присутствие.
В ушах у Одессы звенело.
– Продолжайте.
– Это было не привидение... не призрак. Какая-то сущность.


Логотип книги Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда. Книга 1. Незримые» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Короче, всё это необыкновенно интересно. Читается легко, напряжение не ослабевает, «картинка в голове» весьма устойчивая. И единственное, что может помешать «Архивам Блэквуда» стать со временем телесериалом, так это громкая слава «Настоящего детектива».

Вероятнее всего, именитые соавторы сочиняли свой увлекательный роман без каких-либо подсказок, не имея перед глазами очевидных всем ориентиров (хотя отсылка к Элджернону Блэквуду, «родоначальнику жанра мистического детектива», которого сам Лавкрафт считал своим прямым предшественником, тут более чем очевидна – но лишь для тех, кто знаком с творчеством всё же не самого известного ныне писателя). Очень даже может быть, что вся эта история была придумана давным-давно, многие годы назад.

Однако реальность такова: «Настоящий детектив» не только успел выйти раньше, но и оброс уже как культовым статусом, так и несколькими сезонами. Теперь от сравнений будет никак не уйти – и ещё вопрос, окажется ли к этому готов Гильермо дель Торо, которого и без того зачастую обвиняют в чересчур уж беззастенчивом заимствовании чужих идей (неважно, как именно он трансформирует их в своих фильмах, осадочек-то всё равно остаётся).

С другой стороны, хорошо известно, что популярность одного проекта в определённом жанре открывает дорогу всем прочим схожим в чём-то работам; примеров тому – не счесть. Так что учитывая это обстоятельство, а также неугомонную натуру всемирно известного Мастера, неизменно обрастающего всё новыми и новыми проектами, будем всё-таки лелеять надежду, что однажды нам доведётся увидеть Одессу Хардвик, Эрла Соломона и Хьюго Блэквуда во плоти – кто знает, возможно, даже не на малом, а на большом экране.

Пока же помним:

Если не исправить и не искупить ошибки прошлого, зло хлынет наружу, как гной из незалеченной раны. Это касается не только людей, но и городов…

Обложка книги Гильермо дель Торо и Чака Хогана «Архивы Блэквуда. Книга 1. Незримые» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Рецензия на книгу Гильермо дель Торо и Корнелии Функе «Лабиринт Фавна»
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху» с иллюстрациями Франсуа Баранже
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Хребты Безумия» с иллюстрациями Франсуа Баранже: том 1
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Хребты Безумия» с иллюстрациями Франсуа Баранже: том 2
Рецензия на книгу Грегори Манчесса «В ледяном плену»
Рецензия на «Неполную книгу драконов» Крессиды Коуэлл
Рецензия на сценарий фильма «Фантастические твари. Преступления Грин-де-Вальда»
«Звёздные войны» на бумаге: «Трилогия о Хане Соло»
«Звёздные войны» на бумаге: одиннадцать друзей Хана Соло
«Звёздные войны» на бумаге: новое в истории о ситхах
Ещё одна книга про «Твин Пикс»: плохая, но не без своих жемчужин
Рецензия на книгу Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»
Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала
Киноповесть «Один день на войне» поступила в продажу
«Один день на войне»: фильм, который никогда не решатся поставить. Фрагмент 1
«Один день на войне»: фильм без хэппи-энда. Фрагмент 2
Бумажные комиксы. Мартовский анонс. Часть 3: разное

Упомянутые фильмы: Штамм*
Упомянутые персоны: Гильермо дель Торо, Чак Хоган
2257

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×