Александр Голубчиков | Про Декстера и не только
Появление (и последующее закрытие проекта) в ночном эфире «Первого канала» «Городских пижонов» и званый обед с руководством «НТВ Плюс» - эти два события ничто не связывало до сегодняшнего дня, когда на редакционную почту пришел анонс появления в эфире канала ДТВ сериала «Правосудие Декстера» (Dexter). Эти, казалось бы, мало связанные друг с другом события, подвигли меня на написание этой колонки.
Проект «Городские пижоны» выглядел интересным экспериментом. На канале, где с утра до поздней ночи транслируется жвачка для домохозяек раннего пенсионного возраста, вдруг появился интеллектуальный продукт, нацеленный на аудиторию 30+. На фоне все более ощутимой потери интереса населения страны к телевизионному вещанию, подобный шаг был смелым и заставил о себе говорить, блогеры заскрипели стилусами и застучали клавиатурами. В кои-то веки продукция телеканала (если не брать в расчет «Дом-2» и «За стеклом») стала темой для обсуждения в интернете. Прошел месяц-полтора и проект тихо умер. Что же случилось? Пижонов стало меньше? Или смотреть топовые сериалы с опозданием на год-два желающих маловато?
Поскольку сериалы в последнее время стали продуктом повышенного интереса, я не мог не поинтересоваться у руководства «НТВ Плюс», собираются ли они создавать специальный сериальный канал в линейке эксклюзивных программ. Ведь сериал – это постоянная аудитория, а значит гарантированный рейтинг. А как не задать, когда телевизионных каналов, в том числе и платных, растет не по дням, а по часам, а хорошего контента для них, как не было, так и нет? В ответ на вопрос мне подтвердили, что не только количество каналов растет, но и интерес к «НТВ Плюс» увеличивается (благодаря операторам кабельных сетей потребитель начал привыкать платить за телевизор). Но, несмотря на это, специального канала с сериалами, как и производства своих качественных сериалов (как это делают ABC и HBO) ждать даже от лидера спутникового вещания не стоит. Почему?
Про производство стрелки были переведены на «НТВ кино», при воспоминании о продукции которых («Возвращение Мухтара-2») меня прошибает холодный пот. А в закупке сериалов руководство «НТВ плюс» смысла не видит, ведь для одного показа одной серии нужно выложить 20000 долларов, в наших условиях и при невысоких расценках на рекламу на спутниках, окупиться такой канал не сможет никогда в жизни. Но этого мне, конечно, не сказали, а объяснили появлением в линейке вещания каналов студий (Universal, Sony), которые показывают свою продукцию сами и не требуют от «тарелочников» дополнительных вложений. Выходит, и тут тупик? Кроме Fox Crime, имеющим четкую направленность на детективные проекты (он вещает в пакете «Стрим ТВ»), и фантастического канала от Sony с их плесневелыми сериалами, засмотренными до дыр еще в бытность канала «ТВ6», ждать от кабельщиков и тарелочников хорошего не стоит. Какой остается выбор? Дециметр?
И тут ДТВ спешит на помощь и выпускает (есть опасение, что цензурированного и кастрированного в переводе) «Декстера». О том, что он будет подвергнут кастрации сомневаться не приходится – даже невинный «Californication» для первого показа по одному из дециметровых каналов, урезали до 10 минут из 20 возможных. Благо до показа на «Первом» он дошел почти не пострадавшим, зато с убогим (чего стоило ожидать от центрального канала? нецензурщины в эфире?) переводом. А в «Декстере» крепкие выражения – это не мат, это речь такая. Потому что копы иначе не выражаются. Стоит ли говорить о том, что бедолага Декстер доковылял до наших голубых экранов с первым сезоном, когда весь цивилизованный мир наслаждается его похождениями уже третий год?
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, и иначе как печальным его не назовешь. Сколько бы ни старалось наше телевещание, платное ли, условно бесплатное эфирное, вернуть к своим голубым экранам зрителя, оно безжалостно отстает от потребностей населения. И единственной отдушиной становятся знатоки грамотного перевода в сети Интернет. И в отличие от ситуации с кинопрокатом, в котором заинтересованность студий в скорейшей доставке лучшего мирового продукта до широких экранов подкреплена нарастающими кассовыми сборами, от боссов, сидящих по ту сторону наших голубых экранов, ничего хорошего ждать не стоит. И ситуация изменится только тогда, когда на «Первом канале» вместо сериала «Татьянин день», а не глубокой ночью, покажут «Грязные деньги». Вот только нынешняя прикормленная телевизором аудитория не готова обеспечить этот качественный продукт рейтингами, которые обеспечивает продукт Александра Акопова. А менять пристрастия этой аудитории никто не хочет – просто так удобнее.