Денис Данилов | Чаплин
Думаю, нестыдно признаться, что чаплинский кинематограф мне безразличен. То есть, «Великий диктатор» или «Огни рампы», это все обязательно, но немые пинательные комедии восторга не вызывали никогда. Я к чему об этом говорю: выдалось время пробежаться по фильмографии Роберта Дауни, который очень большие надежды в свое время подавал.
В первых фильмах смотреть совсем не на что, конечно — даже у Хьюза он типичный подросток а-ля Депп в 80-х (кто бы мог подумать, что вырастет из этих болванчиков), и даже в «Эйр Америке», его первой возрастной ленте, он так, чисто мебелирует Гибсона. Но «Чаплин» это, конечно, дааа.
По форме это такой простенький биопик с Энтони Хопкинсов в роли выдуманного книгоиздателя, который снится Чаплину в контексте внесения правок в автобиографию: «А вот тут ты умолчал? А вот тут под куполами сиськи подразумеваешь? А этой истории почему нет?» — простенькая такая связка, кое-как оправдывающая закадровые монологи. И даже по содержанию, наверное, можно придраться: там, например, «Диктатора» фактически Дуглас Фербенкс придумывает, когда бросает Чарли что-то совсем уж прямолинейное — ты так на Гитлера похож, он твою роль украл. Вместе с тем есть любопытные линии, как Гувер тот же Чаплина ненавидел, или его страсть к малолеткам никто умалчивать не стал (сегодня-то вряд ли себе студии такое позволят). Одну из деточек Мила Йовович играет, совсем юная.
И, в общем, весь фильм идет скороговоркой, но ко второй половине картина до дрожи пробирает неожиданно. Очень справедливо Дауни на «Оскара» выдвигали (хотя соревноваться с Пачино это вариант проигрышный). Теперь его It’s great to be back из «Айронмена» иначе воспринимается.