Александр Голубчиков | Цифровой Кинобизнес
Утром Планета-Информ. Невафильм Research и агентство Информ-кино провело пресс-завтрак, посвященный настоящему и будущему отечественной киноиндустрии. С самым интересным докладом, но, увы, с не утешительными выводами, выступил руководитель Невафильм Олег Березин.
Продвигая в массы идею о необходимости кинотеатрам не концентрироваться только на показе 3D фильмов, а расширять рамки контента за счет трансляции других форматов (футбола, концертов и т.п.), поскольку монополия кинотеатров на стереопоказы с появлением домашних 3D-телевизоров постепенно сходит на нет. Оно и понятно, ведь Невафильм Emotion занимается показами концертов на больших экранах, формируя из этого настоящее события для того населенного пункта, где это происходит.
Но уже проходят прямые трансляции балета из Мариинского театра, игр UEFA, ВГТРК снимает парад Победы в 3D, в Питере выходит первая 3D-газета (на технологии анаглиф). А значит движение пошло. Хотя стереоскопы появились в 1830 году, в середине 19 века появились патенты на стерео-движущиеся картинки (предтече сегодняшнего стереокино), в 3D снимал Хичкок... Но технология переживала падения и взлеты. В 50-е, 80е- выходило несколько десятков фильмов в стереоформате, после чего на десяток лет интерес к нему пропадал, чтобы возникнуть с новой силой. Так с 2005 по 2010 год уже вышло более сотни фильмов в стереоформате.
Немного цифр про "цифру":
В мире 18000 цифровых экранов - это около 15% от всего числа киноэкранов, включая школьные библиотеки и сельские дома культуры в Зимбабве.
На конец 2009 года в Росиси было открыло 353 цифровых экрана. На 1 июня в России уже 501 цифровой кинозал. Это 22% от всех кинозалов в России. Причем только три из них не приспособлены для 3D-проекции (99,6% от общего числа). Для сравнения, в мире доля цифровых залов, приспособленных для стереопроцекции составляет около 50%.
"Цифра" есть в 24 российсских городах с населением менее 100 000 человек.
Главные игроки на рынке цифрового показа - это федеральные сети и независимые кинотеатры, которые первыми теряют доступ к "первому" экрану - для них не выгодно печатать копии на пленке. При переходе на цифру они сразу становятся "премьерными" кинозалами. Для них это вопрос выживания. Но для независимых кинотеаров это сложнее всего ставить "цифру" за свой счет.
в 2009 году 96 из 324 фильмов, вышедших в прокат, выходили на цифровых копиях. В 2010 году (на 1 июня) 168 релизов. Из них 63 цифровых (7 было в 3D). В их числе 28 "голливудских", 9 (из 34-х) российских и 26 фильмов (из 106) - независимых дистрибьюторов.
В прошлом году из 90 фильмов в прокате производства Голливуда 60 было в цифровом формате. В 2010 году все 28 фильмов были уже в "цифре". 100% рынка.
По прошлому году 90% фильмов из top50 кассовых сборов выходили в цифровом формате. В этом году в top25 на цифре выходило 23 фильма (92%). / *имеется ввиду гиброидный прокат, поскольку не всех кинотеатры оборудованы цифровой проекцией/.
Фильмы, выходившие тиражом более 600 копий, выходили и в цифровом формате. При этом фильмы, которые выходили ограниченным тиражом, то в прошлом году только 13% выходили на "цифре". то в 2010 уже 20%.
В 2009 гшоду 39 российских фильмов из 60 не окупили в прокате затрат на печать копий. Для таких производителей выход на цифре - это спасение.
3D - это драйвер для установки цифровой проекции. В 2008-2009 году в среднем устанавливалось 20 цифровых проекторов в квартал, то перед "Аватаром" их установили более 160! Но в 2010 году в первом кваратле установлено 60 проекторов, а к "Шрэку" за два месяца было установлено еще 90.
В 2008 в России вышло 6 фильмов в 3D, в 2009 - 19, в этом году уже вышло 7, а заявлено 39 проектов!
В пятерке лидеров кассовых сборов начала 2010 года все пять выходили в формате 3D.
80% фильмов, выходивших на "цифре" были в 3D, 28% - фильмы мейджоров в 2D, 11% приходились на независимых дистрибьюторов. (Тут очень странная калькуляция, поскольку очевидно, что суммарно это больше 100% фильмов, выходивших в прокат. Очевидно, "перебор" вызван тем. что часть картин выходили и в 2D и в 3D-проекции, но этот вопрос мы попробуем уточнить. (прим. ред)). В 2010 тенденция к увелчиению доли 3D проектов и 2D-проектов больших студий, а значит независимым проектам сложнее рабоать на рынке, хотя, казалось бы, именно для подобных проектов цифра должна была стать палочкой-выручалочкой.
Доля кассовых сборов top50 фильмов в прокате растет с каждым годом. В 2010 году сборы top25 (поскольку прошло только полгода) составили 80% всей кассы. 3D не оставляет шансов независимому и российскому кино.
Прямые трансляции с пресс-конференций и подобных мероприятий смотрите в нашем twitter-канале. Ключевые высказывания участников и фото в формате 140 знаков. Следите за новостями.