Егор Тихонов (Никита Ефремов) – типичный представитель городского среднего класса: престижная работа телеведущего на крупном спортивном канале, любящая жена Майя (Ирина Старшенбаум) и очаровательная малолетняя дочь. Квартира в ипотеку, машина, дача, рестораны с друзьями по выходным – в общем, всё как у людей, как пел печально известный отечественный рокер. Трагический случай, свидетелем которого становится Егор, сыграет роль триггера, который заставит его переосмыслить свои мещанские установки и кардинально изменить свою жизнь, поставив под удар свою карьеру и семейное благополучие ради высшего, как ему кажется, блага.
Пожалуй, тема благотворительности (в широком понимании смысла этого слова) еще не исследовалась в российском художественном кинематографе столь необычным способом. Тема эта крайне непопулярна не только среди отечественных, но и среди зарубежных режиссеров – уж больно тонкой и неудобной материей является игровое кино со столь высокодуховной гуманистической основой. Из наиболее удачных лент тут стоит упомянуть байопик «Доктор Лиза» 2019 года, но там всё же была история реальной личности, в отличии от вымышленного героя «Здорового человека». Режиссер Петр Тодоровский рискнул вытащить эту тему с периферии общественного внимания, но сместив при этом вектор на психологический аспект человека, решившего в одночасье творить благо. Как отметил на пресс-конференции сам режиссер, идея пришла к нему в голову после того, как он сам столкнулся со схожей проблемой морально-этического выбора главного героя. Из этой авторской рефлексии и возникла в итоге идея фильма, нашедшая воплощение сначала в сценарии, а потом и на экране.
«Здоровый человек» — это не байопик и не гуманистическое откровение самого Тодоровского, а прежде всего глубоко психологическое кино. За 100 минут драмы на экране отвечает уже сыгранный по «Сестрам» дуэт Ефремов-Старшенбаум, и стоит признать, что это одна из самых сильных работ в карьере двух безусловно талантливых артистов. По признанию их самих, в разборе сценарных характеров не обошлось без консультации практикующего психолога, что позволило им более досконально углубиться в мотивации и поведенческие паттерны героев. К слову, эффект от такой работы имел очевидный результат – Егор и Майя получились настолько живыми и реалистичными, что зритель в итоге узнает в них себя и поверит. Столь нетипичный подход к роли имел и побочный эффект в виде споров с Тодоровским на съемочной площадке о том, как правдоподобнее было бы показать ту или иную сцену исходя из глубинного понимания характера персонажа. Безусловным откровением стали работы молодых дарований — Дарьи Балабановой (получившей «Золотого Орла» за Лучшую женскую роль второго плана) и Олега Чугунова, знакомого зрителям по кинокомиксу «Майор Гром» и триллеру «Дополнительный урок».
Для Никиты Ефремова роль в картине практически бенефис: как никто другой он с достоверным реализмом отражает и типичные неврозы, и инфантильный идеализм — атрибуты равно присущие поколению миллениалов. Души прекрасные порывы, которыми поначалу так проникаешься и принимаешь как свои, на поверку оказываются душевным смятением человека добившегося определенного успеха, но не нашедшего в этом себя. Попытка служить благому делу – не более чем эскапизм и жажда общественного поощрения, которыми прикрывается его герой, чтобы не замечать собственной пустоты внутри. Сам режиссер охарактеризовал персонажа как «плохого волонтера» — человека, чьи мотивы в благодеянии имеют целью помощь прежде всего себе за счет помощи другим. Такая психологическая вивисекция в исполнении Ефремова в какой-то момент делает ленту максимально неуютной, но в итоге выливается в трансформацию героя в того самого здорового человека.
Несмотря на сильные актерские работы, талантливую режиссуру и важность поднятой темы, «Здоровый человек» Тодоровского кажется получился немного несвоевременным. Думающий средний класс (а именно ему была адресована данная лента) стремительно опускается к базисным потребностям пирамиды Маслоу и может уже не принять душевные метания главного героя за свои собственные. Для массового же зрителя лента рискует оказаться непонятой ввиду излишних рефлексий и отсутствия актуального контекста. Тем не менее, Петр Тодоровский снял действительно серьезное и нужное кино, которому искренне хочется пожелать успешного проката, поскольку оно заставляет задуматься об искренности и эмпатии, как неотъемлемой части каждого здорового человека.