Александр Голубчиков | XXIII фестиваль «Окно в Европу»: 9 1/2 фильмов или Галопом по Европам
Так уж вышло, что первый конкурсный день оказался в программе самым сильным и остальные фильмы, демонстрировавшиеся в программе, за редким исключением, не стоят сколько бы то ни было глубокого анализа. Для "Окна в Европу" получение в программу большого числа сильных фильмов всегда было проблемой - молодые режиссеры стремятся попасть на Кинотавр, ММКФ или на международные фестивали, а Выборгу остаются или радикальные эксперименты, или фильмы не вполне фестивальной направленности. С учетом того, что финансирование кинопроизводства со стороны государства в ближайшие годы будет только уменьшаться, ожидать в программе "Окна в Европу" большого количества открытий, наверное, не стоит. Но, если независимое кино начнет поднимать голову, все может измениться.
В этом блоке пойдет рассказ о десяти фильмах, показанных в программах конкурсов "Осенние премьеры" и "Копродукция", а двум картинам - "Училка" и "Вакантна жизнь шеф-повара" - будет посвящен отдельный рассказ.
Клинч
Режиссер: Сергей Пускепалис
Экранизация пьесы "Клинч" для театрального режиссера и киноактера Сергея Пускепалиса была проектом мечты, с которым он ходил по продюсерам на протяжении семи лет. Благодаря Рубену Дишдишяну экранизацию удалось осуществить, но, увы, пьесу в кино прекратить не получилось. История школьного учителя, которого начинает преследовать бывшая ученица, обвиняя его в домогательстве, с какого-то момента вызывает у зрителя синдром Станиславского, в то время, как большинство сцен выглядят нарочито по-театральному. На стройке, в замкнутом пространстве квартиры и на плотине герои ведут себя, не то, чтобы как ненормальные, но так, как нормальный человек никогда вести себя не станет.
В конечном счете Пускепалис находит объяснение и абсурдным поступкам героев, и частому отсутствию мотивации персонажей, и общему настроению паранойи, но использованный прием, в первую очередь, говорит о том, что сценаристы зашли в тупик и не смогли придумать ничего иного, кроме как вынести происходящее за грани реальности. К тому же, надуманному объяснению никак не соответствует манера демонстрации некоторых событий с точки зрения любовника бывшей ученицы, который названивает ей на протяжении всего фильма и обещает убить любого, кто к ней приблизится — то, что было призвано вывести историю за пределы квартиры, разрушает концепцию единства места и времени, ибо персонаж Алексея Серебрякова не может видеть мир глазами Максима Лагашкина.
Охрана и Райские кущи
Режиссер: Александр Прошкин
Празднующий в этом году 75-летний юбилей выдал на суд зрителей две картины — "Охрана" участвовала в основном конкурсе "Окна в Европу", а "Райские кущи", принимавшие участие в недавнем ММКФ, были показаны в параллельной программе в рамках специальных показов.
"Райские кущи" — экранизация пьесы Вампилова "Утиная охота", события которой перенесены из 1967 года в наши дни. Казалось бы, история о человеке, который идет на компромиссы с совестью для получения сиюминутных благо, сегодня могла бы заиграть новыми красками; сценарий и диалоги писал Александр Родионов, работавший с Серебренниковым, Хомерики, Германикой и Хлебниковым, и ему не понаслышке знакомы реалии сегодняшнего дня. Тем более странно, откуда в его сюжете взялся интернет-портал, освещающий деятельность одной строительной фирмы, необъяснимое с позиции житейской логики поведение главных героев. Дьявол кроется в деталях и эти самые детали не позволяют зрителю ассоциировать себя с героями Цыганова, Куличкова и Хаматовой. Как на странно, самой органичной на экране смотрится Ангелина Миримская — старая одноклассница — которая мечтает вернуть любовь Зилова, но вешается на всех мужчин, которые его окружают, в тщетной попытке вызвать ревность.
Сам Прошкин на пресс-брифинге признал, что лучше всего сюжет Вампилова в современных реалиях смотрится в вольных интерпретациях сюжета, коим был и "Географ глобус пропил". И "Райские кущи" яркое тому подтверждение.
"Охрана" совсем из другой области. Это постановка сюжета Юрия Арабова, автора, с которым Прошкин-старший уже работал, снимая "Чудо". "Охрану" можно было бы показывать на одних сеансах с выходящим в сентябре "Орлеаном" Прошкина-младшего, к тому же в постановках обоих арабовских сюжетов играет Виктор Сухоруков. Это история непорочного зачатия в русской глубинке и борьбы с искушениями, с присущими вольным прочтениями библейских текстов элементами вроде волхвов с дарами и вавилонской блудницы. По счастью, Александру Прошкину удалось большинство аллюзий перевести в шутку, искушения сделать неопасными для будущего героини сновидениями, и максимально вытравить "арабовщину" из этого сюжета. Пожалуй, единственной претензией к фильму можно назвать переизбыток экранного времени у персонажа Виктора Сухорукова. Он, конечно, превращает происходящее в балаган и лишает должной серьезности, но материала, которого ему предоставили для актерский работы, кажется недостаточно для столь частого присутствия оного на экране.
Реверберация
Режиссер: Константин Сухарьков
Пожалуй, самый странный из проектов, представленных на фестивале. Выпускник курса Алексея Учителя, соавтор "Ведьмина ключа" (фильма Рустама Мосафира, вышедшего под названием "Беглецы", в котором от начальной сценарной задумки осталось не больше трети), решил воплотить на экран сюжет о сотруднике страховой компании, который решил сымитировать свою смерть с тем, чтобы получить страховку и не возвращать кредиты нескольким банкам, где ранее считался надежным заемщиком.
Это сюжет да Коэнам в руки - получился бы второй "Фарго" или новый "Ледяной урожай", но Сухарьков переусердствовал с фарсом и клоунадой. Замечательная питерская команда актеров, в числе которых Артур Ваха, Сергей Уманов, Константин Воробьев, паясничает на экране почем зря, но эффекта, которого ждешь от черной комедии, добиться им не удается. Пересолили.
Душа шпиона
Режиссер: Владимир Бортко
Хуже нет для отечественного кино, чем порочная практика снимать сериал и монтировать из него полный метр — приемы, которые работают для телеэкрана, когда домохозяйкам нужно по пять раз повторить простую истину, чтобы все разжевать и в клювик положить, в фильме, который зритель будет смотреть не отрываясь от экрана в кинотеатре, не работают. "Душа шпиона" - кастрированный для проката дорогой (с бюджетом 10 миллионов долларов) телевизионный сериал, за который на питчинге Фонда кино вступался Леонид Веращагин под хоругвиями компании "Три Тэ" и обещал поддерживать телеканал "Россия 1", в конечном итоге вышел без упоминания "Три Тэ" и "России 1" в титрах, зато с указанием двух спонсоров, которые добавили недостающих средств в производство. Бортко, к сожалению, не видит разницы между съемками фильма для телевидения и кино. дело даже не в крупности планов, с этим, по счастью, в "Душе шпиона" все в порядке, а в манере монтажа. Экранизация романа "Ад следовал за ним", при грамотном подходе, мог стать нашим ответом фильмам "Шпион выйди вон" и "Самый опасный человек", а получился дорогой неумелой поделкой, как фальшивый воздушный шарик, который, вроде как летает, но не радует.
Поездка к матери
Режиссер: Михаил Костеров-Нестеров
Конкурс: Копродукция
Второй полнометражный фильм Михаила Костерова-Нестерова был снят во Франции в 2013 году, еще до того, как Адель Эксаршопулос проснулась звездой фильма Абделатива Кешиша "Жизнь Адель". С помощью невероятной камеры Олега Лукичева, Костеров-Нестеров так рассказал простую историю о парне, который приехал навестить больную мать, что невозможно оторвать взгляд от экрана. Режиссерский прием, благодаря которому зрителю ни разу не показывают в кадре мать главного героя (ее озвучивала страдающая тяжелой формой болезни Альцгеймера Маргарита Терехова) вынуждает зрителя дорисовывать образ матери, и добивается того, что каждый представляет в этом качества свою. Лукичев и Нестеров добились того, что зритель реально ощущает себя третьим героем в каждой сцене, создавая эффект присутствия, а тем, что кроме Эксаршопулос и Артема Алекссева в кадре не присутствует ни одного актера - добивается абсолютного эффекта реальности происходящего.
Саладо. Корзина снов
Режиссер: Марк Жозеф
Конкурс: Копродукция
Документальная зарисовка о быте деревушки в перуанской сельве и праздновании христианского праздника. В фильме отсутствует как таковой сюжет и драматургия - это фильм-наблюдение, который сам автор определил, как поэтическое высказывание. Благодаря тому, что обитатели поселения, где не ступала нога туриста, не знают о благах цивилизации, Марку Жозефу удалось запечатлеть жизнь, как она есть.
Последняя ночь
Режиссер: Арсений Гончуков
Лауреат прошлогоднего "Окна в Европу" Арсений Гончуков - гения самопиара. О том, что он снимает кино за копейки, благодаря журналистам знают все, но вот усидеть на просмотре его фильмов, увы, могут немногие. В своей работе "Последняя остановка", награжденной здесь же в Выборге в конкурсе "Окно в Интернет", Гончуков показал себя мастером короткого рассказа, воплотившем в жизнь чеховское "краткость - сестра таланта". Но вот уже второй год подряд он снимает историю, которую можно интересно и пронзительно рассказать за полчаса, и растягивает ее на полтора, отчего зритель готов биться головой о впереди стоящее кресло. Хорошо выстроенный кадр - это еще не все, что зритель желает видеть на экране. Отсутствие мысли он заполняет однообразной тоскливой музыкой, а отсутствие у исполнителя главной роли актерского таланта подменяет однообразной улыбкой, которая не вызывает к персонажу никакиз чувств, кроме омерзения.
Давай меняться (aka "Турбо")
Режиссер: Анна Ефремова
Без аннотации крайне сложно понять, что происходит в картине, которая, несмотря на свою малую продолжительность (60 минут хронометража, наверное, единственное достоинство картины). История, рассказанная, как раскиданные невпопад карты таро, снята в трех местах присутствия главной героини - Москве, где она работала когда-то успешным стилистом, мысе Казантип, куда сбежала от хорошей жизни, и американского прибрежного городка, куда часто оправлялась в своих снах. Возможно, автором была заложена в картину глубокая мысль о том, что подчас мы оказывается не в том времени и месте, чтобы быть по-настоящему счастливыми, но отсутствие у режиссера таланта хорошего рассказчика, не позволило донести эту мысль до зрителя
Лабиринты любви
Режиссер: Владимир Штерянов
Конкурс: Копродукция (Россия-Болгария)
Альманах романтических историй разной степени анекдотичности, которые объединяет связь между народами России и Болгарии. Беззубое, вялое, малоинтересное творение, которое даже "кино" назвать язык не поворачивается.