Александр Голубчиков | XXIII фестиваль «Окно в Европу»: Гастарбайтеры и другие лишние люди (часть вторая)

13.08.2015 00:50

Вслед за "Норвегом" на экран "Выборг-паласа" вышла совсем другая лента о гастарбайтерах — "Побег из Москвабада" режиссера Дарьи Полторацкой по сценарию Юсупа Разыкова.

Для Разыкова тема приезжих на чужбину не нова - в 2009 году фильм "Гастарбайтер" участвовал в конкурсе "Кинотавра". Но со временем акценты сместились, хотя основная мысль осталась прежней. "Гастарбайтер" рассказывал о поиске родного человека в чужой стране, так и один из героев "Побега из Москвабада" по имени Хасан, также пытается разыскать в Москве следы пропавшего земляка. Он - свой среди чужих и чужой среди своих - помогает ФМС разоблачать места скопления нелегальных мигрантов, и одновременно сообщает о фактах коррупции в подразделениях ФМС в отдел внутренних расследований. Оттого Хасана не любят ни свои, ни чужие. Как недолюбливают и русскую девушку Машу, приехавшую в Москву из глухой русской деревни. Она в Москвабаде такая же чужая, как узбек Хасан - в ФМС попала, можно сказать, через постель, квартиру жаждет получить в наследство от погибшего при исполнении служебных обязанностей гражданского мужа. И вот они двое чужих в большом городе, едва ли и не в одиночку, поскольку не знают, кому можно доверять из своего окружения, пытаются хоть что-то сделать для того, чтобы противостоять коррупционному спруту.

"Побег из Москвабада" оказался, пожалуй, одни из самых честных (наряду с "Училкой") фильмом из всех, представленных на фестивале. Его авторы высказались о наболевшем без лишнего пафоса, но выдержали жанровый канон, что для других фильмов конкурсной программы этого года оказалось непосильной задачей. И хотя на счету режиссера Дарьи Полорацкой сплошь телевизионные сериалы, фильм не выглядит телевизионным продуктом, хотя кинотеатральную публику он навряд ли удивит.

FIN
Режиссер и автор сценария: Данил Шарыпин

Выпускник Московской школы Нового кино Данил Шарыпин во время пресс-брифинга просил не сравнивать его с Годаром (хотя никто и не пытался). Сравнения напрашивались скорее с "Фотоувеличением" Антониони и "Dolce vita" Феллини, но исключительно по причине поступка главного героя, за которым следует справедливое возмездие. Суть рассказанной им истории кому-то может показаться социальной рекламой того, как вредно не выдавать визы в другие страны, отчего отказники могут впадать в отчаяние и совершать гнусные поступки. Но вот в чем беда - история с визами в Финляндую, которой автор посвящает половину фильма, после второго отказа напрочь им забывается. Сделанная им исподтишка фотография ломает чужие судьбы (а может и отбирает жизни, хотя автор сам не готов трактовать однозначно смонтированный материал). И как результат - наступающее возмездие, хотя оно ничем не аргументировано и кажется абсолютно несвязанным с совершенным деянием.

Очевидно, что у Шарыпина много внутренней энергии, которую нужно направить в правильное русло. Пока же она расходуется зазря, разбрызгиваясь на столь радикальные авторские работы, у которых не наблюдается иного зрительского потенциала, как груга близких друзей режиссера, принимавших участие в создании картины.

Москва никогда не спит
Режиссер: Джонни О'Рейли
Конкурс: "Копродукция"

Фильм "Москва никогда не спит" попал под одну гребенку с историю про гастарбайтеров по одной простой причине - выпускника ВГИКа О'Рейли можно по праву назвать гастарбайтером - этого его третья работа в российском кино, хотя "Сердце врага" так и не увидело свет, "Прячься!" (aka "Метеостанция") не снискал любви у широкого зрителя, да и описываемая лента снималась два-три года назад на волне популярности киноальманахов (и "городских" альманахов, в частности).
Персонажи этой городской саги, кажется, не имеют никакого отношения друг к другу - престарелая пианистка с болезнью Альцгеймера, популярный телевизионный комик, любовница олигарха и вчерашняя школьница, а сегодня клофелинщица. Их судьбы причудливым образом переплетаются, поскольку давно известно, что Москва - это большая деревня и все друг друга знают, пускай и через третьи руки.
От новогодних альманахов, пропитанных ароматом елок и мандаринов, "Москва никогда не спит" отличается бешеной динамикой и монтажом. Истории сами по себе придуманы интересные, персонажи яркие. Но режиссер, страдая от собственной концепции параллельного монтажа, слишком часто переставляет акценты, из-за чего каждая из рассказанных историй не успевает сработать должным образом. То, что удалось Анне Меликян в фильм "Про любовь", у О'Рейли выглядит мельтешением персонажей на экране. В умелых режиссерских руках из фильма мог получится хит, а вышла одноразовая лоскутная открытка в подарок москвичам на очередной День города.

Упомянутое событие: XXIII фестиваль «Окно в Европу»
1790

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×