Александр Голубчиков | XXIII фестиваль «Окно в Европу»: Гастарбайтеры и другие лишние люди (часть первая)

10.08.2015 16:01, внесены изменения 10.08.2015 22:19

Фестиваль «Окно в Европу» набрал обороты и за два дня после открытия было показано шесть фильмов основного конкурса, три из программы «Копродукция», и это не считая специальных показов и параллельных конкурсных программ детского, анимационного и неигрового кино. Из-за того, что по продолжительности фестиваль стала короче, а программа насыщеннее, перед жюри и критиками стоит непростая задача не потонуть в бурном потоке отечественной кинопродукции. Но уже на этом этапе можно посочувствовать отборщикам, которые отсматривали гораздо больше фильмов, выбирая из них лучшее.

Эти два конкурсных объединены историями о «лишних» людях: бывший спортсмен видит себя лишним в своей семье; гастарбайтер, разоблачая места скопления нелегальных мигрантов, ищет способы борьбы с коррупцией; в поисках выхода из кризиса среднего возраста предприниматель рвется уехать в Норвегию, в то время, как молодой человек без определенных занятий не может добиться получения визы в Финляндию; школьный учитель не находит в себе сил сказать окружающим, как они его достали. На фоне этих историй картина Александра Прошкина и Юрия Арабова о непорочном зачатии в российской глубинке выглядит, кажется, тоже лишней.



Развод по собственному желанию
Режиссер и автор сценария: Илья Северов

Когда-то этот фильм существовал под названием "Трек" и его сценаристом был заявлен Сергей Снежкин, но в финальных титрах его имени зритель не увидит. Как не вспомнит о проверках на Ленфильме, связанными с обвинениями в нецелевом использовании средств, выделенных на производство "Трека" и "Самого рыжего лиса" — в конце концов, к творческой составляющей процесса эти вещи отношения не имеют.

Ученик Константина Лопушанского Илья Северов здорово постарался, чтобы превратить историю, годную для среднего телефильма, снятого по заказу телеканала "Россия", в продукт, пригодный для показа в кинотеатрах. История бывшего спортсмена-велогонщика Сергея, который в один день узнает, что его сын, вместо того, чтобы получать высшее образование, занялся собственным бизнесом, а свой диплом купил у Гостиного двора, а любимая супруга-миллионерша, дабы подержать любимого мужа, не придумала ничего лучше, как через подставных лиц, стать спонсором тренерской карьеры мужа. В отчаянии от осознания собственной никчемности, Сергей, как был в домашних тапочках из IKEA, так и ушел из дома, куда глаза глядят. Сначала на свою старую квартиру, которую супруга уже несколько лет сдавала гостям из ближнего зарубежья, потом к другу, промышляющему "черными" раскопками на местах сражений, потом в тюрьму, к лучшей подруге жены - куда угодно, но только не домой, потому что гордость не позволяет.

Константин Юшкевич, как всегда, хорош, но материал не позволяет показать новых красок актерской игры. Одна из лучших современных питерских актрис Наталья Суркова в образе бизнес-вумен, которая готова на все, вплоть до пластической операции и знакомства с чернокожим профессором "не важно чего", лишь бы вернуть любимого мужа, неподражаема. Юрий Гальцев отвечает за комедийную составляющую происходящего на экране. Зритель смеется, все довольны, но... Времена, когда фильмы вроде "Одиноким предоставляется общежитие", "Влюблен по собственному желанию" и "Полеты во сне и наяву" могли собирать в кинотеатрах аудиторию, давно прошли и, похоже, не думают возвращаться, а потому, хотя "Ленфильм" и намерен прокатывать картину в кинозалах, успех ее ждет, скорее, у зрительниц голубых экранов, нежели посетителей мультиплексов.

Норвег
Режиссер: Алена Званцова

Прекрасный, не побоюсь этого определения, драматург Алена Званцова, из под чьего пера вышли "Прощая любимая" (до сих пор не прошедший в эфире отечественных телеканалов), "Небесный суд", "Оттепель" и "Я остаюсь", в режиссуре не новичок, но до сих пор она снимала лишь фильмы, предназначенные для телевизионного экрана (хотя была попытка довести "Небесный суд" до кинозалов, но провалилась, а "Московские сумерки", хотя и снимались в формате кино и участвовали в конкурсе "Окна в Европу", больше подходили все-таки для телевизионного экрана). Как бы то ни было, "Норвег" - первая работа Званцовой-режиссера, у которой есть реальный шанс дойти до большого экрана.

Это история о вполне успешном предпринимателе, который, вдруг, решает, что пора валить, хотя у него в России, вроде, и дела идут неплохо, и с бывшей женой-красавицей (неузнаваемой Ксенией Раппопорт) отношения вполне дружеские, квартира есть, машина, пускай и не самая новая - тоже. Но когда появляется возможность жениться на Брунгильде из Норверии, он решает, что пришло время все изменить. Но тут в дело вмешивается случай - появившийся на пороге его квартиры троюродный брат просит присмотреть а своим гаремом работниц клининговой фирмы "Настюша", пока он будет в отъезде. С этого момента спокойной жизни нашего героя придет конец.

Рассказывая историю товарища Сухова на новый лад (тут есть все элементы, начиная от писем несравненной Екатерине Матвеевне в лице Брунхильды и представления о том, как оно будет жить на берегу северного моря, и заканчивая музыкальной темой "Белого солнца пустыни" и уезжающим в московский закат героем на белом железном коне), Званцова карикатурно демонстрирует, что многие в нашей стране несчастливы оттого, что занимают не то место - выпускник юрфака руководит ночным клубом, окончивший физтех работает следователем, одна из уборщиц "гарема" и та знает три языка на уровне, достойном вице-президента компании. Самому же герою Евгения Миронова на новой родине обещают любое дело, какое пожелает - хоть блины пеки, хоть в парикмахеры, но и это все не по призванию. Отчего и зачем бежит герой Миронова - непонятно. Но он жаждет этого дивного нового мира, пытаясь всячески оправдать представления о русской духовности, которое успело сложиться у Брунхильды (Сиверия Янушаускаите). Но что делать с этим гаремом - пятью выходцами из солнечного Узбекистана?

Опыт Званцовой в сериалах сыграл с "Норвегом" дурную шутку. Ей не хватило времени, чтобы должным образом сплести, а потом распутать все сюжетные нити. Наверное по этой причине фильм выглядит длиннее, чем кажется - он просто должен быть длиннее. В результате мы получили кинороман о лишних людях нашего времени в кратком изложении. А он такого явно не заслуживает.

Упомянутое событие: XXIII фестиваль «Окно в Европу»
1692

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×