Александр Голубчиков | XXIII фестиваль «Окно в Европу»: Начало
По устоявшейся августовской традиции в 23-й раз в Выборге собрались российские кинематографисты и им сочувствующие. Цель их благая — одни мечтают показать, а другие жаждут посмотреть новинки отечественного кино. Фестиваль «Окно в Европу» от прочих отличается тем, что тут ориентируются на вкусы широкой аудитории, тестируют зрительский интерес, а в случае присутствия в одном из конкурсных показов фильма Станислава Говорухина, ему почти наверняка обеспечен приз зрительских симпатий.
Впрочем, и тут бывают открытия. Арсений Гончуков, чей фильм "Последняя ночь" участвует в основной конкурсной программе текущего фестиваля, в Выборге уже получал награды и за свою короткометражку "Последняя остановка" (конкурс "Окно в Интернет") и "Золотую ладью" за драму "Сын" в 2014 году. А "Зимний путь" именно в Выборге получил шанс дойти до зрителя — для других фестивалей картина Сергея Тарамаева и Любови Львовой показались слишком радикальной.
Собираясь на "Окно в Европу", когда не знаешь, с чем придется столкнуться. Тут чаще, чем на других киносмотрах, можно увидеть очередной отечественный долгострой, как это было с "Зимы не будет" Ильи Демичева на прошлогоднем фестивале, или картины, которые, кроме как на этом фестивале, более никто и никогда не увидит, вроде "Доктора" Владимира Панова. Не гнушался фестиваль и экспериментального кино вроде "Энтропии" Маши Саакян с Валерией Гай Германикой, Ксенией Собчак и Данилой Поляковым. Словом, всегда интересно, что прошло мимо отборщиков других фестивалей — без такого кино картина происходящего в отечественном синематографе не может считаться полной.
На этот раз устроители конкурса уменьшили количество показов фильмов, участвовавших в Кинотавре, а сделали акцент на кинолентах, созданных в копродукции. Эти "не совсем российские" фильмы в фестивале выделены в отдельный конкурс и, возможно, из соображений большего зрительского потенциала, их в нынешнем году поставили на вечерние и ночные сеансы, в то время, как фильмы основного конкурса и параллельного смотра "Выборгский счет", все больше показывают в дневные и послеобеденные часы.
Тем не менее, даже у тех, кто не доехал в этом году до Выборга, есть возможность увидеть большинство фильмов программы фестиваля - в некоторых кинотеатрах сети "Пять звезд", параллельно с показами в "Выборг Паласе", демонстрируется программа "Зеркало Выборга".
В первый день прошли показы двух картин: "Танцующий в пустыне" (Копродукция) и "В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе". С них и начнем.
Танцующий в пустыне
Режиссер: Ричард Рэймонд
В 2012 году, когда Ричард Рэймонд готовился к своему полнометражному дебюту, никто еще толком не представлял последствий "Арабской весны". История о танцоре Афшине Гаффариане, бежавшем из Ирана во Францию в поисках возможности заниматься творчеством (в Иранской республике танцы относят к греховным деяниям, тлетворным влиянием Запада, который хочет краха тоталитарного режима), при всей своей шаблонности в структуре повествования (сценарий к картине написал автор "Женщины в черном 2" Джон Крокер), мог похвастать прекрасной хореографией в постановке Акрам Кхана и присутствием кадре очаровательной Фрейды Пинто ("Миллионер из трущоб").
Танцы, а особенно сцена в иранской пустыне, пожалуй, единственное, что достойно упоминания в этой ленте. Фильм выглядит слишком конъюнктурным в своей попытке объяснения причин Арабской весны (события разворачиваются в 2009 году, когда Махмуд Ахмадинежад был вновь избран на пост главы Иранской республики, несмотря на повсеместную поддержку более либерального кандидата, обещавшего жителям страны больше свободы), но даже на это можно было бы закрыть глаза, если бы не неумелая режиссура. Рэймонд избыточно насыщает фильм функциональными моментами, а там, где ему не хватает отснятых планов, заставляет персонажей проговаривать технические реплики, объясняющие происходящее. Кино — искусство визуальное, оно должно быть понятным без слов. Особенно отсутствие опыта рассказчика заметно в первой трети фильма, когда происходит знакомство с героями.
В результате то, что должно было стать поэтическим манифестом внутренней свободы, из-за неумелого подхода превратилось в плохую агитку с призывом к освобождению от насилия тоталитаризма и побегу, подобно Рудольфу Нуриеву и Афшину Гаффариану, в волшебный мир Запада. Вот только нужно ли в этому волшебному миру такое количество беглецов, жителей Запада никто не спрашивает.
В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе
Режиссер: Мира Тодоровская
Есть народная примета: если с самого начала какое-то дело не идет, стоит остановиться и еще раз взвесить, а стоит ли заниматься этим делом? С проектом "Встречи на Эльбе" Петра Тодоровского с самого начала все шло не так. Сценарий фронтовика, который, как никто иной, мог в нашем кино рассказать о любви на войне, поданный в Министерство культуры и Фонд Кино, получил отрицательные отзывы экспертного совета с рекомендацией не выделять на него денег. Дело было вовсе не в исторической правде (Петр Ефимович, который прошел войну как раз до Эльбы, мог себе позволить не только предаться воспоминаниям, но и приукрасить, если потребуется). Но аргументы экспертов не подействовали на вдову режиссера и, решив во что бы то ни стало, воплотить в жизнь последний сценарий почившего супруга, Мира Тодоровская в 81 год впервые села в режиссерское кресло полнометражного фильма (в 2006 году она руководила постановкой мини-сериала "Жена Сталина"), вложив в проект мечты деньги, вырученные от продажи двух квартир и скромные средства, пожертвованные сочувствующими на краудфантинговой платформе Planeta.ru.
Слепая вера до добра не доводит. К сожалению, не нашлось рядом со вдовой человека, который бы ее остановил или, по крайней мере, довел до ума очень сырой сценарий, превратил его в историю, близкую по интонациям к произведениям Ремарка.
Фильм получился настоящим мучением, похоже, не только для своих создателей, но и для зрителей. Русские в истории Тодоровского занимают мирный польский городок на границе с Германией, где все живут по укладу - война их почти не затронула, в городе не видно разрушений, а потому жители продолжают сдавать молоко на молокозавод, хранить в подполье закатки и вина, выращивать свиней и ходить по качественно уложенным мостовым, о чем в глубинке советской России и мечтать было невозможно (в 40-е годы XX века российская деревня жила, как при царе-батюшке и новая власть в ее укладе почти ничего не изменила). Русские солдаты занимают роскошный дом хозяина этого городка и устраивают в нем комендатуру, и зачем-то берут в плен симпатичную немецкую девушку, которая сначала молчит, как партизан, а потом называет себя племянницей фельдмаршала Паулюса. Но комендант Юра, вместо того, чтобы сдать ее, куда следует, выделяет девушке отдельную комнату и даже не запирает ее на ключ.
Тем временем, по городку с винтовой с оптическим прицелом наперевес, не снимая маскировочного костюма и формы СС, скрываясь от патрулей ходит тот самый бывший "хозяин" города, который ищет возможности пристрелить молодого коменданта. Весь фильм он наблюдает за Юрой через оптический прицел, но до последнего не решается нажать на спусковой крючок.
Это лишь одна из сюжетных линий - была и трагическая любовь одного из сержантов к любовнице офицера, и романтическая встреча русского офицера с представительницей американских союзников, словно бы сошедшей с pinup-картинок, и даже два сцены изнасилования немецких женщин - в свинарнике и на темной улице. Но они не стоят столь подробного упоминания.
Фильм, который и без того изобилует длиннотами, растягивается режиссером диалоговыми эпизодами, в которых переводчик присутствует в сцене и, по мере сил и возможностей, озвучивает чужие реплики после должной паузы. Если же третий в сцене оказывается лишним, сцены остаются и вовсе без перевода, дабы зритель мог ощутить трудности взаимопонимания влюбленных, не говорящих на одном языке.
Помимо всей этой сценарной рыхлости и сырости, и неопытности режиссера, в картине присутствует и еще одна проблема — отсутствие в кадре актеров. Вернее, актеры там есть (даже эпизодически появляющаяся в кадре Эва Шикульска), но играют они крайне неубедительно и единственным лучом света в этом темной царстве можно считать короткие появления Ирины Пеговой, которая тут изображает потаскуху в пеньюаре, простите за мой французский.
Когда по экрану рядом с фотографией Петра Тодоровского с гитарой и в боевых орденах, поползли титры, а с экрана зазвучала песня в исполнении автора этого сценария, в голове была только дна мысль - из уважения к автору этой истории, ее не стоило никому показывать, потому что запоминается последнее слово. А "Встречи на Эльбе" - это вовсе не то произведение, которое хочется подольше сохранить в памяти. Скорее поскорее стереть из нее.