Александр Голубчиков | Кинотавр 26: Обзор конкурса. Часть первая
Сегодня последний конкурсный день "Кинотавра", а я еще не ознакомил вас с дюжиной фильмов, которые будут претендовать на награды, так что срочно исправляюсь.
14+. История первой любви реж. Андрей Зайцев
Фильм уже участвовал в конкурсной программе Берлинского фестиваля в программе "Generation", где пускай и не получил призов, но собирал полные залы на показах. Трогательная история простого мальчишки из спального района, который влюбился в девчонку из школы в соседнем районе. Добиваясь ее, ему приходится бороться не только с собственной робостью (добавить в друзья в Вконтакте или просто написать сообщение, подкараулить ее на улице у метро и как бы случайно завести беседу), но и противостоять местным хулиганам, главарь которых (Алексей Филимонов) опекает красотку, как собственность. Кому-то картина могла показаться через чур наивной и простой, но эта простота и подкупает. Зайцев основательно поработал над ошибками "Бездельников" и снял кино, которому, возможно, предстоит стать "Вам и не снилось" для сегодняшних подростков и их родителей.
Ангелы революции реж. Алексей Федорченко
Федорченко скрупулезно изучает документы советской эпохи, выстраивает их в линию повествования, насыщает деталями и его кино вдруг переходит в разряд сказки, потому как начинает казаться, что всего этого не было и быть не могло. А было. Но форма - это одно, а задача у режиссера была совсем другой. Через историю насаждения советской культуры малым народам Севера, Федорченко рассказывает о том, как цивилизация огнем и мечом, своей новой культурой, которая, подчас, не менее примитивна, чем складывавшаяся веками культура малых народов, уничтожает этносы и причесывает всех под один гребень. Тут уже два варианта - или власть подчинит себе, или уничтожит.
No comment, реж. Артем Темников
Еще вчера казавшаяся актуальной только для Запада история о мальчике из цивилизованной Европы, который решил доказать всем, что он не ничтожество и, очарованный исламом, отправился в качестве наемника в горячую точку, сам не понимая, к каким последствиям это может привести. История рассказана от лица двух персонажей - немецкого студента и русского офицера. У обоих в руках видеокамера, которой они фиксируют происходящее вокруг себя. Но режиссеру не удается выдерживать повествование от первого лица, всегда есть взгляд со стороны и порой становится непонятно, для чего вообще был использован прием с камкодером.
Благодаря тому, что Темников многие годы снимал телепрограммы о путешествиях, ездил в составе съемочных групп в зоны военных действий первой и второй Чеченских кампаний, о том, как выглядит современная война на самом деле и как ее надо снимать, ему объяснять не нужно. И это выделяет картину из множества "мужских" сериалов на федеральных телеканалах. Возможно, не все актерские работы удались, но переданное камерой ощущение присутствия в гуще событий искупает многие грехи.
Синдром Петрушки реж. Елена Хазанова
Экранизация одноименного романа Дины Рубиной с Чулпан Хаматовой в рыжем парике и бесчувственным Евгением Мироновым. От таких актеров ждешь на экране фейерверка, мастерских актерских работ, но, похоже, это возможно только в том случае, когда режиссер на площадке способен руководить продюсером, который играет в главной роли. Увы, постановка получилась бездушной, как силиконовая кукла, которую создает герой Миронова, пока его жена пребывает в психиатрической лечебнице. Вдохнуть жизнь в картину Хазановой, увы, не удалось.
Тряпичный союз реж. Михаил Местецкий
Фейерверк начинается, когда режиссер снимает про себя и про то, что его волнует. "Тряпичный союз" как раз из этой оперы. Подросток попадает в состав арт-группы - эти люди в меру сумасшедшие (а кто-то и не в меру), они тренируются в паркуре, думают собрать армию последователей, для чего готовятся совершить акт вандализма, расправившись с одним ненавистным памятником в центре Москвы. В некотором роде, у Местецкого получился "Бойцовский клуб", но лишенный мрачности Финчера. Он такой же безбашенный, дерзкий и хулиганский, но очень живой и светлый. Такое кино способно обрести культовый статус. Даже удивительно, как давно в России не снимали фильмов, которые способны на это.
Страна ОЗ, реж. Василий Сигарев
Комедия от создателя "Волчка", по определению, зрелище весьма специфическое. Его герои бросают друг в друга фекалиями, сбрасывают любовниц с балкона, взрывают петарды на голове, водят машины на бешеной скорости в состоянии наркотического опьянения и собирают руками рвоту, нарядившись в костюмы Снегурочек. Поначалу это кажется даже забавным, пока Сигарев проверяет зрителя, какой уровень абсурда он способен терпеть, но в один момент чаша терпения переполняется. А когда в мозгу щелкает мысль, что будет с фильмом, если не смеяться над тем, как ловко его герои матерятся, и осознаешь, что увиденное смешно куда в меньшей степени, чем казалось на первый взгляд. В "Муви 43", с которым кто-то успел сравнить это кино, присутствует определенная доля условности, которая не дает относиться к происходящему всерьез. Сигарев же решил сыграть взаправду. Как комедия абсурда кино имеет право на существование, в нем есть несколько очень удачных находок, но рекомендовать к просмотру такого рода творение желания не возникает.
Чайки реж. Элла Манжеева
От первого фильма, снятого в Калмыкии на калмыцком (частично) языке, ждешь национального колорита, а оказывается, что Калмыкия ничем, кроме как наличием буддистских храмов, не отличается от любого города в российской глубинке. История женины, которая потеряла мужа-браконьера, ушедшего на рыбный промысел, рассказана чрезвычайно медитативно. Статичные планы, медленные беседы, редкое действие на сером экране. Зрителю, который не заснет на фильме, предстоит узнать, что если бы муж героини не замерз, он был бы арестован, что вчерашние друзья легко становятся предателями, если речь идет о спасении их шкуры, и как звучат песни на калмыцком языке (в это время по экрану поползут финальные титры).