Александр Голубчиков | Окно в Европу XXII. Обзор конкурса: «Сын», «Вкус Америки»
Основной конкурс фестиваля "Осенние премьеры" по традиции представляет фильмы, которые, по каким-либо причинам не попали на другие отечественные фестивали. В "Выборгский счет", помимо фильмов основного конкурса и конкурса копродукции, попадают фильмы, которые побеждали в других российских фестивалях, потому в Выборге состоялись показы "Братьев Ч" о братьях Чеховых (победитель фестиваля "Зеркало") и "Без кожи" Владимира Бека, который победил в фестивале дебютов "Движение".
Фильмов за четыре конкурсных дня было показано больше двадцати, но я, в первую очередь, постараюсь рассказать о лентах основного конкурса и начну с небольших порций.
Сын, режиссер: Арсений Гончуков
Оценивать фильмы, которые авторы посвящают кому-то из родственников, крайне сложно - режиссер снимает о чем-то личном, а ты начинаешь его авторское высказывание без ножа резать. Впрочем, в случае с "Сыном", вроде, без смертоубийств в семье обошлось, так что высказывание Гончукова имеет скорее аллегорический характер.
Мужчина лет тридцати в одиночестве ухаживает за своей тяжело больной матерью, которая из-за постоянного употребления успокоительных чаще спит, чем бодрствует, что дает возможность ее сыну зарабатывать деньги на нее лечение продажей наркотиков. Совсем скоро их жизнь изменится - мать удалось определить в немецкую клинику и есть надежда, что ее вылечат, но женщина решает свою судьбу иначе, а сын отправляется на поиски того, кто спровоцировал развитие психического помешательства его матери.
История, которой достаточно было бы и двадцати экранных минут, Гончуков тонким слоем размазывает по полутора часам экранного времени. Рефлексируя со своим героем, снимая проходы, проезды, стояния и раздумья, наполняя жизнь героя однотипными вопросами окружающих и не менее однотипными же ответами, склеивая сцены через затемнение и вновь выводя зрителя из сумрака, он доводит зрителя до неудержимого желания кричать в голос то, что обычно пишут на заборах: "Зачем?!". Ответ на этот вопрос режиссер не дает, как и не объясняет насилия. Кажется, он и сам не может найти ему ответа, поскольку оправдать поступки героя его сумасшествием, кажется, не представляется возможным - безумием там не пахнет.
Вкус Америки, режиссер: Ефим Грибов
Экранизация тонкой и ироничной повести Людмилы Улицкой "Веселые похороны" о полном жизни художнике Алике, который, понимая, что дни его сочтены, решил сделать не только эти дни незабываемыми, но и чтобы друзья, пришедшие на его поминки, если и плакали, то только от радости. История эмигранта, уехавшего в США в начале 90-х, но и там неспособного распрощаться со своим прошлым, история поиска причины, зачем надо было уезжать и почему нужно оставаться, история о том, как продолжать искать вкус жизни, несмотря на стремительно приближающийся конец.
Чем хороши повести для экранизации, это тем, что действие в них развивается линейно, но режиссеры вечно ищут сложное в простом. И вместо того, чтобы просто рассказать историю об одном мужчине и трех женщинах, которые его любили до конца дней, Грибов начал экспериментировать с формой, по поводу и без повода чередовать черно-белые сцены с цветными и жонглировать флешбеками. Притом, что попадание актеров в образы героев Улицкой было довольно точным, сама попытка сделать из этого произведения кино оказалась провальной - чего-чего, а кино в этом нагромождении образов найти крайне непросто.