Максим Марков | ММКФ: обзор лучших внеконкурсных картин
33 Московский кинофестиваль подвел свои итоги, раздав главные и второстепенные призы; приятно отметить, что решение Большого жюри практически полностью совпало с моими прогнозами. Теперь же, чтобы как-то на достойной ноте завершить фестивальную тему, я решил поделиться с вами общим (кратеньким) обзором двенадцати лучших фильмов внеконкурсных программ – в качестве необязательного, но, возможно, для кого-то полезного назидания, что стоит в ближайшем будущем найти и посмотреть. Учитывая то, что я за все эти ММКФ-дни посмотрел 62 картины, поверьте, мне есть из чего выбирать и о чем рассказывать.
«Артист», Франция, реж. Мишель Хазанавичюс.
Кумир немых фильмов отказывается признавать, что будущее – за звуковым кино… Изумительная стилизация под фильмы 1920-30-х годов, с блеском доказывающая, что немое кино возможно даже сейчас, в 21-м веке – главный секрет состоит лишь в мастерстве и таланте создателей. А кино действительно стопроцентно немое – сопровождаемое только музыкальной фонограммой (когда внезапно с экрана доносится первый «настоящий» звук – в зале раздаются радостные аплодисменты). Но сделано при этом так, что не скучно ни минуты, порою вообще кажется, что режиссер этого фильма – гений. Прекрасные актерские работы (абсолютно заслуженный приз Канн исполнителю главной роли Жану Дюжардену, обаятельнейшая Беренис Бежо). Фильм, который необходимо посмотреть обязательно.
«У нас есть Папа», Италия-Франция, реж. Нанни Моретти.
Епископами избран новый Папа Римский (Мишель Пикколи). Но вместо радости новый понтифик испытывает странное чувство недоверия к самому себе: а готов ли он, а способен ли?.. Имея в своей основе комический, по сути, сюжет (ну кто откажется быть одним из самых почитаемых и влиятельнейших людей на Земле?), фильм на самом деле чрезвычайно грустный – потому как отчетливо показывает, что есть, конечно, люди, которые способны вести за собой, но тех, кто не чувствует за собой этого призвания, - гораздо больше. А понять и признать, что ты не ведущий, а ведомый, способен в критический момент далеко не каждый.
«Они продают даже дождь», Испания-Франция-Мексика, реж. Исиар Больяин.
В Боливии (именно здесь, потому что дешево) снимают кино про Христофора Колумба, требующего с индейцев золото и жестоко подавляющего любое сопротивление (режиссера играет Гаэль Гарсия Берналь). Занятые в съемках аборигены между тем серьезно обеспокоены тем, что некая корпорация, вступив в сговор с властями, пытается отнять у них… воду – и присвоив себе драгоценный источник, заставляет платить втридорога, законодательно запрещая при этом собирать даже дождевые осадки…
Начавшись с одного («кино про кино»), фильм по ходу дела совершенно неожиданно начинает течь по другому руслу – вдруг превращаясь одновременно и в потрясающей силы социальное высказывание, и в напряженнейший триллер. Редкий пример того, как по-настоящему важные вопросы человеческой жизни и совести поднимаются в фильме, сохраняющем при этом все признаки не «авторской», а в лучшем смысле этого слова «зрительской», трогающей каждого картины.
«Величайший фильм из всех когда-либо проданных», США, реж. Морган Спёрлок.
Очень смешная документальная лента, автор которой строит сюжет вокруг того, что он снимает фильм, полностью пропитанный продукт-плэйсментом: спонсоры платят, а он их товар показывает и рекламирует. Своевременная и актуальная картина, потому как не для кого не секрет, что любая голливудская продукция невозможна сейчас без «скрытой» или «открытой» рекламы – при помощи кино брэнды продвигают всё, что угодно: соки, машины, часы, шампуни, одежду, ноутбуки… Здесь откровенно, задорно и достаточно (хочется верить) честно показывается, как именно всё это делается. Среди прочих появляется Тарантино.
«Бобби Фишер против всего мира», США, реж. Лиз Гарбус.
Документальный фильм о легендарном чемпионе мира по шахматам, поразительный в первую очередь тем, что даже из шахмат (есть ли игра на свете спокойнее?), оказывается, при желании можно сделать не отпускающий ни на секунду «боевик». Характерен эпизод, когда ведущий теленовостей объявляет, что у них есть новая информация об Уотергейтском скандале и охватившей страну безработице, но сначала о главном – о Бобби Фишере. Среди комментаторов – Гарри Каспаров.
«Колеса счастья», Северная Корея, реж. Чжон Кончо.
Героиня фильма, талантливый архитектор, возвращается на работу после нескольких лет отсутствия: когда-то она совершила непростительную ошибку всей своей жизни, решив отдать всё свое время детям и мужу; осознав, что этим она отделилась от Коллектива, теперь она изо всех сил пытается наверстать упущенное. Ибо «женщина должна быть по-настоящему счастлива не только в семье, но и в постоянном труде во благо своей Родины».
Созданная на голубом глазу социальная агитка – парткомы, патриотические песни, День равноправия мужчин и женщин, Великий подъем, «Заветы нашего Великого руководителя», все искренне и по-честному. При этом – прекрасная стилизация под старые фильмы (вопрос, правда, концептуальная она или случайная – вдруг у них в КНДР просто пленка такая плохая), причем настолько прекрасная, что всерьез думаешь, что рассказ идет о 70-х каких-нибудь годах, а потом вдруг поражаешься тому, когда героиня начинает переживать по поводу своей компьютерной безграмотности. Полтора часа ничем незамутненного счастья.
«Михаэль», Австрия, реж. Маркус Шляйнцер.
Среднестатистический работник офиса держит у себя в подвале мальчика для сексуальных утех. Как будто так и надо. Когда он однажды в шутку пытается повторить цитату из фильма: «Это мой нож, а это мой член. Что мне в тебя вначале засунуть?», мальчик тут же, не задумываясь, отвечает: «Нож». В этой вот интонации «как будто так и надо» - всё жесточайшее «обаяние» фильма. Очень просто сделанный (но изумительно точно придуманный – если вообще это выдумка) приговор современному обществу.
«Однажды в Анатолии», Турция-Босния и Герцоговина, реж. Нури Бильге Джейлан.
Полицейские и убийца всю ночь никак не могут найти место, где последний закопал свою жертву. Но фильм не только об этом… История стартует на закате, и когда через час на экране по-прежнему темно, начинает казаться, что рассвет уже никогда не наступит; тем не менее, новый день приходит - не принося с собой никакого нового событийного накала. Но при этом – что самое удивительное – 2.5-часовая картина, минимально насыщенная сюжетными поворотами, не является затянутой либо скучной. Режиссеру каким-то образом удается не только «сохранять лицо», но и держать зрительское внимание – возможно, как раз благодаря тому, что нам и самим становится уже интересно, найдут ли убитого или нет. Хотя, разумеется, это призер Каннского кинофестиваля из числа тех, что проходят под маркой «кино не для всех».
«Темнокожая Венера», Франция, реж. Абделлатиф Кетиш.
Жестокая сама по себе и не менее жестко рассказанная история реально жившей негритянки, которую в Лондоне и Париже выставляли на ярмарочных и светских показах, представляя ее пойманной в Африке дикаркой; особенностью представлений было то, что развеселившейся публике разрешалось потрогать обладательницу роскошных форм за задницу. Правозащитники попытались было ее спасти, но она сама отказалась от протянутой руки помощи, заявив, что она - не рабыня, а артистка и полноправный бизнес-партнер... События первой четверти 19 века сняты в той реалистической манере, что свойственна всем лучшим «авторским» фильмам 21-го – всё «отдраено» до такого степени естества, что невозможно придраться ни к единой детали.
«Прекрати разбивать мое сердце», Китай (Гонконг), реж. Джонни То.
Сотрудница офиса, предсказавшая в своем отчете всемирный финансовый кризис, почти одновременно влюбляет в себя сразу двух мужчин: успешного начальника из соседнего здания, с которым она перемигивается через окно, и спившегося архитектора, которому она отдает все бутылки, игрушки и противную жабу своего бывшего… Романтическая мелодрама от режиссера, который славен вообще-то совершенно не этим. Не выдающаяся, но на крепкую «четверку». Славно скроенное зрительское кино.
«Пина», Германия-Франция, реж. Вим Вендерс.
Фильм-спектакль / документальный фильм о балете. Заслуга Вендерса тут минимальна – он всего лишь зафиксировал для вечности и без него интересную и самодостаточную хореографию (Пину Бауш еще при жизни называли великой), проявив свое авторское начало разве что в том, что перенес некоторые номера со сцены на природу и в город. Получилось красиво; отменный подарок всем поклонникам высокого и изящного.
«Ариэтти из страны лилипутов», Япония, реж. Хиромаса Йонебаяши.
Качественный мультфильм о девочке-с-пальчик, которая однажды подружилась с большим, но, к сожалению, опасно больным мальчиком. Анимация - ни столь филигранная, как в лучших работах Миядзаки, сюжет - довольно прямолинейный, без «безумств», как в главных шедеврах студии «Ghibli», но при всем при этом – замечательно.
Максим Марков