Максим Марков | ММКФ: программы «Секс. Еда. Культура. Слава», «Дикие ночи» и др.

21.06.2011 21:47

Как водится из названия, программа ММКФ «Секс. Еда. Культура. Слава» объединяет фильмы, в которых герои много едят и много любят друг друга, но делают и то, и это настолько культурно, что обретают всяческое уважение со стороны как окружающих, так и фестивальных зрителей.

Идеально подходящие для такой концепции испано-аргентинские «18 блюд» - это своего рода переложение известной кинематографической байки о том, что экранизировать можно всё, только здесь вместо телефонной - кулинарная книга. «Вино» (тоже Аргентина) не столько развивает тему, сколько представляет на нее иной взгляд – и многочисленные персонажи-гурманы из первой ленты сменяются тут всего лишь двумя героями, запертыми в одной комнате (как говорится, была бы бутылка – а с нею не скучно).

Впрочем, и завтраки, и обеды, и ужины меркнут перед следующим фильмом, который обещает стать одним из главных хитов Московского фестиваля: любители искусства ни за что не пройдут мимо поучительной картины «Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз» (Гонконг), режиссеру которой просто судьбою было написано родиться с фамилией Сунь и особое описание которой, наверно, излишне (вы и так наверняка знаете, что это первый в современной истории эротический фильм в популярном сегодня стереоскопическом варианте).

При этом знатоки не пропустят и японских «Девушек без имен», которые приглашают нас окунуться в мир порнобизнеса, не впадая при этом в жгучую краску от косых взглядов интеллигентных соседей по залу. Примечательно, что история рассказана не каким-нибудь там выдумщиком-обывателем, а настоящим экспертом в обозначенном вопросе: Хисаясу Сато снимает порнуху вот уже четверть века, снискав на этом поприще беспредельное уважение коллег-профессионалов (выразившееся в призах за мастерскую режиссуру) и многочисленные симпатии простого народа. Последние 15 лет жанр ХХХ режиссер успешно сочетает с традиционными картинами, и надо полагать, что на ММКФ покажут фильм, представляющий из себя нечто среднее – в котором есть и трогательное возвращение к истокам, и легко понятное стремление попасть на какую-нибудь престижную красную (или синюю) дорожку.

Самым же титулованным фильмом столь интригующе названной программы следует считать «Еву из Гаваны», в прошлом году победившую на Кинофестивале латиноамериканского кино в Нью-Йорке. Для постановщицы Фины Торрес это уже далеко не первая награда – еще в далеком 1985-м году она получила за свой дебют «Золотую камеру» Канн и призы за лучшую ленту в Чикаго и Картахене.

Новая для ММКФ программа «Дикие ночи» развивает родственную тему и составлена, надо понимать, из фильмов, приличествующих именно ночному кинопоказу – то есть, таких, где секс и насилие будет (как обещано) в таких лошадиных дозах, что вам, что называется, понравится.

Не надо морщиться, завидев рядом с заголовком «Love.net» указание на страну-производителя – Болгарию. И в Болгарии разные фильмы снимают! Один из них – «Дзифт» - участвуя три года назад в конкурсе ММКФ, завоевал симпатии самых влиятельных киноманов и впоследствии даже вышел в отечественный прокат, что с болгарскими работами, согласитесь, в последнее время бывает чудовищно редко. Илиян Джевелеков был продюсером той запомнившейся многим картины – а сегодня приезжает к нам уже со своим режиссерским дебютом о всесильной власти интернета и его влиянии на человеческую душу. Исполнить центральную роль он пригласил знаменитого Христо Шопова, известного нам в первую очередь по роли Понтия Пилата в гибсоновских «Страстях Христовых».

Заранее привлекает к себе внимание и австрийский фильм «Михаэль» из конкурсной программы Каннского МКФ. Его автор Маркус Шляйнцер долгое время работал ассистентом по подбору актеров (и сам при этом снимался), и среди лент с его фамилией в титрах невозможно не заметить несколько работ его великого соотечественника Михаэля Ханеке. Разумеется, все склонны полагать, что разрабатывая характер героя своего первого самостоятельного фильма, Шляйнцер не просто так дал ему имя своего выдающегося учителя.

Схожий творческий путь прошел и кореец (южный) Чан Чхольсу – начавший карьеру ассистентом у Ким Ки Дука времен самой громкой его славы. Его вторая собственная работа «Осатаневшая» помимо прекрасного воодушевляющего названия имеет еще и несколько призов Корейской кинопремии и Фестиваля фантастических фильмов в Пучоне. Близок к ней и по названию, и по тематике другой южнокорейский ужастик тире полицейский триллер – «Я видел Дьявола». Его автора Ким Дживуна (или Чи Ун Кима, кому как больше нравится) характеризуют как одного из наиболее ярких кинематографистов Кореи, о чем, впрочем, вы и сами можете прекрасно судить, если не пропустили пару лет назад его артхаусный (по нашим понятиям) хит «Хороший, Плохой, Долбанутый».

А вот про итальянскую картину «Шесть дней на земле» мне заранее сказать вроде бы нечего, кроме того, что она, судя по всему, про инопланетян – и вряд ли шибко дружественных.

Еще одна новинка этого года - «Третий возраст», программа, собравшая фильмы, условно говоря, про то, как это бывает – когда седина в голову, а бес в ребро.

Главный хит не только этого квартета, но и вообще, возможно, всего кинофестиваля (где он будет соперничать, пожалуй, только с «Меланхолией», «Мишенью» ну и разве что еще с упомянутым выше «Экстремальным экстазом») – «У нас есть Папа» Нанни Моретти (Италия-Франция), в котором неунывающий 85-летний классик Мишель Пикколи изображает свежеизбранного Папу Римского, неожиданно сбегающего от свалившейся на него столь ответственной (но и почетной) ноши!.. Сюжет, как говорится, на пять баллов – осталось теперь поглядеть, не подкачает ли исполнение. Экранным партнером Пикколи выступает здесь сам Нанни Моррети (действительно, диалог пусть и с выдуманным Папой было бы жалко доверить кому-то другому), про которого следует напомнить, что он является обладателем, на мой взгляд, самой несправедливо присужденной «Золотой пальмовой ветви» последних пары десятилетий (за «Комнату сына»). Его новая картина и на сей раз участвовала в каннском конкурсе, чему предшествовали массовые протесты религиозных фанатиков, пытавшихся запретить фильм и предать анафеме всех, в его создании задействованных; реакция на всю эту историю ныне здравствующего понтифика мне, увы, пока неизвестна.

В этой же подборке – еще две азиатские ленты (члены отборочной комиссии предупреждали, что Азии будет на этом ММКФ очень много): японская «Ночь рыбы» и южнокорейское «Позднее цветение», а также французский «Красивый берег», режиссер которого Жюльен Донада некогда демонстрировал свой документальный дебют «Осень в Польше» на киевском кинофестивале «Молодость» (кто там был, тот, наверное, помнит).

Ну и коротенечко – про всё остальное: «Буря», «Русский след» и Италия.

Облегченная ретроспектива Хелен Миррен включает в себя всего три фильма, из которых два мы уже хорошо знаем («Королева» и «Последнее воскресение»), зато третий – долгожданная «Буря». Вообще-то традиционно считалось, что Просперо был выписан Шекспиром, ммм, как мужская роль (у нас в театре его сегодня играют, например, Игорь Ясулович и Лев Дуров); но истории известны примеры, когда и Гамлета играла особа женского пола. Поставила картину Джули Тэймор – та самая, что уже радовала нас шекспировским же «Титом», «Фридой» и битловским мюзиклом «Через Вселенную». Особых лавров эта экранизация не снискала (номинация на «Оскар» за костюмы), но посмотреть и без этого крайне любопытно.

В программе «Русский след» в первую голову обращает на себя внимание «Дуэль» - американская экранизация повести Чехова, осуществленная, правда, живущим в Израиле выходцем из Грузии. Десятилетней давности дебют Довера Кашашвили стал лауреатом Израильской киноакадемии, а также киносмотров в Салониках, Буэнос-Айресе, Иерусалиме и – вот ведь какое совпадение – упомянутого уже здесь фестиваля «Молодость». Но новый его фильм, разумеется, интересно посмотреть не в связи с былыми режиссерскими заслугами, а дабы сравнить с предыдущими киноверсиями чеховского бриллианта – «Плохой хороший человек» Хейфица и «Несут меня кони» Мотыля.

В панораме «Итальянское кино сегодня» навскидку сразу выделяется «Страсть» Джона Туртурро – двадцать лет назад умудрившегося в один год получить в Каннах приз за лучшую роль, а на следующий – уже режиссерскую «Золотую камеру» (подобное мало у кого выходило – если выходило вовсе). И, разумеется, две работы тамошних классиков: «Мои сестры» Марко Белоккио и «Розы пустыни» Марио Моничелли. За «Сестер» (а там и правда, кажется, его сестры играют) Белоккио номинировался как лучший режиссер на «Давида», которых у него и без того два, и последний – вообще прошлогодний; кроме того маэстро уже наработал на целый ряд наград за жизненный вклад – от фестивалей в Локарно, Стамбуле, Ереване, нашего же ММКФ и еще одну ему вручат, если я ничего не напутал, осенью в Венеции. А «Розы пустыни» - последняя полнометражная картина трагически ушедшего от нас прошлой осенью в возрасте 95 лет мэтра, выпущенная им еще в 2006-м. Главную роль там играет Микеле Плачидо, который наверняка самолично выйдет на сцену представить картину московским зрителям.

Другая картина Моничелли - «Смех Джойи» («Смех радости») - участвует в ретроспективе «1675 километров итальянского кино», которую и вовсе нет смысла рекомендовать особо: что нового я могу тут сказать о таких шедеврах как «Амаркорд», «Сладкая жизнь» и «Маменькины сынки» Феллини, «Леопард», «Чувство» и «Рокко и его братья» Висконти, «Брак по-итальянски» и «Чочара» Витторио Де Сика, «Мама Рома» Пазолини, «Отец-хозяин» братьев Тавиани, а также о не столь легендарных, но все равно замечательных лентах как «Перед революцией» Бертолуччи, «Путешествие в Италию» Росселлини и «Семейная хроника» Дзурлини?.. Разве что только то, что было бы здорово пересмотреть их (или увидеть впервые) именно на большом экране – они того, бесспорно, заслуживают!

Столь сильное присутствие итальянского кино на 33 ММКФ объясняется, как легко догадаться, Годом Италии в России. Одновременно с ним, как известно, мы отмечаем и Год Испании – и этому факту на фестивале тоже уделено особое внимание: программа «Сделано в Испании» выборочно познакомит желающих с состоянием дел в кинематографе этой страны. Однако нового Альмодовара там почему-то не значится.

Максим Марков

3088

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×