Максим Марков | ММКФ: обзор ОСНОВНОГО КОНКУРСА (часть вторая) + «ПЕРСПЕКТИВЫ»

15.06.2011 06:12

Русские и прочие фильмы в главном конкурсе 33-го ММКФ (продолжение обзора) – и несколько слов о втором по значимости конкурсе «Перспективы».

Но сколько бы не было представителей старшего поколения, дает фестиваль дорогу и молодым. Среди других дебютов ММКФ, представленных в Основном конкурсе – испанские «Волны» (автору 35, но его герой мучается воспоминаниями о гражданской войне в Испании) и болгарские «Кеды» (двум авторам 35 и 37, и их фильм состоит из того, что разнообразная молодежь стремится на море). И в этой же возрастной категории – наш Николай Хомерики, в свои 36 давно уже ходящий в лучших сыновьях отечественной молодой режиссуры. Его «Девять Семь Семь» победило в 2006-м на выборгском фестивале «Окно в Европу», двухлетней давности «Сказка про темноту» неплохо показала себя на «Кинотавре», его так пока и невышедший (и снятый ли вообще?!) «Беляев» успел уже стать одной из легенд нашего кинопрома… И вот – фильм «Сердца бумеранг» вступает в борьбу за «Золотого Георгия», за приз, который так любит вручать жюри фестиваля фильмам российского производства. Хомерики, правда, не из тех режиссеров, что одним своим именем в титрах вызывает всеобщие любовь и внимание, и очень даже возможно, что аншлаг на фестивальном показе в двухтысячном зале будет единственным подобным аншлагом в его творческой биографии (выйди фильм просто в прокат, его и не заметили бы, скорее всего, в наших условиях вовсе)… Но в любом случае, сам факт обращения отборщиков ММКФ к так называемой «новой русской волне» весьма приятен.

Однако главным претендентом на Главный приз фестиваля – если смотреть издалека – кажется «Шапито-шоу» 38-летнего Сергея Лобана, большая эпическая картина «с большой художественной потенцией», по выражению директора фестивальных программ Кирилла Разлогова. Шесть лет назад Лобан уже становился сенсацией ММКФ - когда его снятый практически за копейки фильм «Пыль» попал во вторую конкурсную программу «Перспективы», там весьма и весьма нашумел и на волне этого шума даже вышел в московский прокат (хотя, уверен, вряд ли кто из создателей фильма мог бы предположить для своего детища такое). Но сегодня серьезные ставки делаются на Лобана не благодаря его былому успеху, а в соответствии с размахом его нынешнего творения: «Шапито-шоу» идет… три с половиной часа… А так как режиссер, при всей своей славе, не обладает все же славой Стивена Содерберга (позволявшего себе схожие фокусы), остается только предположить, что резать свой шедевр (не иначе) ему не позволил только тот факт, что таковою славой он обладать желает. И уже сейчас легко предугадать реакцию попавшего на сеанс человека: сперва будет смешно и даже вроде как круто, потом будет уже не то чтобы смешно и вроде как даже не круто… Но те немногие, кто досидят до конца, непременно скажут потом убежавшим: эх вы, вот вы только ушли, а там потом такое началось!.. Круто! И поди их потом проверь.

А вот автору мексиканской «Другой семьи» - уже сорок. Согласно биографической справке, Густаво Лоса окончил курсы режиссуры в Стокгольме, Амстердаме и Торонто (интересно, это были одни и те же курсы – или он исколесил весь мир ради сравнения разных методик преподавания?), что помогло ему снять две сотни рекламных роликов, шесть удачных в фестивальном плане короткометражек, а затем и влиться в ряды наиболее преуспевающих кинодеятелей Мексики, у которых зрительский успех сочетается с «академическим» признанием. В новой работе сочетать и то, и другое ему поможет семилетний герой: зрители умилятся, профессионалы воздадут должное умению режиссера работать с детьми.

Не знаю, сколько лет Вонг Чинг По, но слышал, как упомянутый уже выше Кирилл Разлогов назвал «шоковой» его картину «Месть. История любви». И можно понять – азиаты (а это Гонконг) всегда славились своими умениями по части вандализма на широком экране. Так что кому не терпится… Тот может даже не дожидаться премьеры – и воспользоваться экраном домашнего телевизора: фильм уже с весны имеется в свободной раздаче. Только помните: ничто не сравнится с тем чувством, когда вместе с тобой боится весь зал, да и реплики с места (а таковые, несомненно, в изобилии будут) – это такой особый жанр, ради которого можно на время и позабыть о наличии интернета. И любопытная подробность: главную женскую роль здесь играет любимица японских мужчин – знаменитая порноактриса со стажем; хочется надеяться, что она составит достойную Кармен Мауре конкуренцию.

Оставшиеся герои данного разбора – режиссеры среднего поколения, чей возраст колеблется от 46 до 51 (впрочем, когда это возраст был основой для того, чтобы что-то решать о фильме? так что это я так, чисто из статистических соображений). Режиссер Леван Тутберидзе является обладателем Гран-при фестиваля «Киношок» 2005 года – за картину «Поездка в Карабах». У нас же он представляет фильм «Мне без тебя не жить», в котором параллельно разворачиваются истории двух молодых людей. И что тут дополнительно сказать: грузинское кино – это всегда грузинское кино, и фестивальные фильмы последних лет неизменно показывали, что некий определенный стандарт качества в Грузии, несмотря ни на что, до сих пор сохраняется.

«Легкая жизнь» представляет на ММКФ Италию, одну из самых любимых на наших просторах кинематографий. И надеюсь, никому не помешает то, что действие этого фильма разворачивается отнюдь не в Риме: два медика бросают всё и обустраиваются в Африке. И, наоборот, воодушевит тот факт, что картина успела уже заработать номинацию на престижную «Серебряную ленту» Итальянского синдиката киножурналистов в разделе «лучшая комедия 2011 года».

Историю трагической любви австрийского поэта Георга Тракля и его родной сестры Маргариты расскажет фильм «Табу. Душе не место на Земле». Кристоф Штарк, постановщик этой душещипательной ленты, прославился десять лет назад, получив за свою дебютную работу не только приз за лучший фильм на кинофестивале в Бруклине, но и награду за лучшую режиссуру на фестивале фантастического кино «Фанташпорту».

А «Монтевидео - божественное видение» - это режиссерский дебют одного из самых популярных актеров Сербии, Драгана Белогрлича, рассказ о самой крупной победе в истории югославского спорта, когда национальная сборная завоевала бронзу на самом нервом чемпионате мира по футболу. Если вспомнить, что в прошлом году Гран-при ММКФ завоевал фильм на эту же – футбольную – тему, то, выходит, и у этой картины могут быть очень даже неплохие шансы. Конечно, если она окажется столь же хороша. И мы будем пока верить, что это будет так – верить в то, что не только отдельная картина, но и в целом весь конкурс Московского кинофестиваля и в этом году окажется достойным своих преданных зрителей.

Рассказ о фильмах второго фестивального конкурса «Перспективы» будет, увы, гораздо короче — потому как создатели вошедших сюда картин не то чтобы слишком юны (зачастую именно так, но имеются и исключения), но... Скажем честно: не наработали еще порядочной себе творческой биографии на imdb, за подсказками к которой я всяческий раз непременно обращаюсь. Не дат тебе рождения, ни длинного списка призов (зачастую вообще никакого списка) — короче, это как раз те, у кого всё еще впереди, перспективные, так сказать, кадры. Поэтому я лишь вскользь дополню тут информацию, с которой вы и без моего участия можете ознакомиться на соответствующей странице сайта Московского кинофестиваля.

Благодаря тому же Разлогову не могу не выделить в первую очередь южно-корейскую ленту «Секреты, предметы» - и не просто потому, что она южнокорейская (что в последние годы – хороший признак), а потому еще, что история здесь, не поверите, рассказана… ксероксом и видеокамерой. И если с последней вроде бы ясно, то я никак в голову не возьму, как добились сколько-нибудь связного рассказа от ксерокса. Жду не дождусь дня, когда сам лично смогу убедиться, что такое возможно. Из других любопытных экспериментов – австрийская картина «Tape End», снятая одним кадром и якобы практически без вмешательства в актерскую игру со стороны режиссера.

Что касается «полугромких» имен… У Уты Арнинг («Снежное дитя») есть премия за режиссуру Нью-Йоркского смотра «FirstRun», а у 71-летнего ливанца Мунира Маасри («Улица Ювелена»), учившегося в 60-х у самого Ли Страсберга, – награда за достижения в искусстве. Режиссер фильма «Дом под водой» Сепидех Фарси имеет приз ФИПРЕССИ Бомбейского кинофестиваля за стилистическую элегантность и пр., и два года назад сама судила дебюты, заседая в соответствующем жюри МКФ в Локарно (а туда тоже не всякого с улицы берут).

Дебют же исландца Арни Олафура Асгейрссона «Не разлей вода» отметился в 2006-м на фестивале в Салониках, получил Спецприз жюри в немецком городе Мангейм-Хайдельберг и выдвигался в трех главных категориях (фильм-режиссер-сценарий) на национальную «Эдду». Постер его нового фильма «Подводное течение» навевает легкие мысли об «Идеальном шторме» - и сюжет соответствующий: рыболовное судно, погода в море ухудшается… Другой потенциальный «блокбастер» - «Час назад» (Испания-Венесуэлла), точкой отсчета берущий сильнейшие венесуэлльские ливни, смывшие 12 лет назад целые города и деревни. Однако не факт, что картины тотальных разрушений будут воссозданы на экране в духе товарища Эммериха: судя по описанию сюжета, режиссер Франк Спано предпочел сосредоточиться на том, что было уже после трагедии.

Румынию (как же без нее) представляет на «Перспективах» ММКФ фильм с интригующим названием «Моя сексуальная жизнь» - но, поверьте моему опыту, как правило, за такими броскими заголовками скрываются самые скромнейшие картины из самых скромнейших (то есть, сперва все в зал ломанутся, а потом разочарованно по ходу дела рассасываются). 53-летний режиссер-дебютант Корнел Жорже Попа является состоявшимся прозаиком, сценаристом и драматургом, а пьеса, легшая в основу фильма, семь лет назад была признана у него на родине лучшей пьесой года. Обязательны для ММКФ и картины бывших советских республик, в «Перспективах» их две: казахская «Гакку» и литовско-венгерская «Анархия в Жирмунае», еще на уровне сценария отмеченная в Каннах и получившая уже приз Министерства культуры Литвы «Дебют года».

В заключении, чтобы как-то ободрить собравшихся всё это посмотреть, напомню, что именно в «Перспективах» некогда были впервые показаны «Луна» Данкана Джонса и русско-японское аниме «Первый отряд» - так что кто знает, может, и в этом году среди перечисленных фильмов вдруг да и окажется что-нибудь не менее впоследствии легендарное.

PS Уже после написания этого обзора стало известно, что программу «Перспективы» дополнят российские «БАгИ» режиссера Андрея Богатырева и продюсера Татьяны Воронецкой (первое имя ни о чем таком не говорит, зато второе совершенно не вдохновляет) и американские «Степи» Роба Нильссона, который в 1979-м получил «Золотую камеру» Канн, в 1988 – Гран-при Сандэнса и сегодня вообще считается «независимым» классиком.

Максим Марков

1565

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×