Максим Марков | ММКФ: обзор ОСНОВНОГО КОНКУРСА (часть первая)

14.06.2011 09:08

С 23 июня по 2 июля в столице пройдет 33 Московский Международный кинофестиваль. На этот раз с ним у нас связаны самые теплые надежды.

Не секрет, что своеобразной (и давней) традицией ММКФ является тщательное уплотнение официального конкурса никому не известными именами (которые вы, скорее всего, больше никогда не услышите) и никому не нужными фильмами (которые вы, скорее всего, больше никогда не будете иметь возможности посмотреть). Объяснение тому простое и печальное: всё лучшее забирают Канны, Венеция, Берлин – и далее по списку; нам же остается то, что обычно остается в квартире после переезда – нечто, соответствующее сломанной табуретке или старым газетам, в беспорядке сваленным в углу. Но!

Да, вот тут возникает одно весомое «но». Потому как год из года и в конкурсе ММКФ попадаются временами если и не бриллианты, то хотя бы жемчуга и изумруды: фильмы, о которых после не жалеешь, что их посмотрел, которые остаются в памяти – причем бывает даже так, что надолго. Сочиняя эти строки, я, например, отчетливо вспоминаю замечательную венгерскую картину Яноша Саса «Мальчики Витман» - она участвовала в конкурсе 1997-го года (!во как давно!), заслуженно претендовала на Главный приз, но в итоге получила лишь приз за режиссуру. Сегодня Януш Сас ставит в МХТ им. Чехова «Мастера и Маргариту» - и его имя в ближайшие полгода мы еще много раз услышим; как и то, что некогда он участвовал, побеждал и даже заседал в жюри Московского кинофестиваля.

И это – только один, самый характерный пример того, что бывают, бывают в конкурсе ММКФ фильмы, которые не исчезают потом бесследно сразу же после торжественной церемонии закрытия. Припоминаю также год, когда в самом-самом длинном списке претендентов на иноязычный «Оскар» - то есть, в списке всех картин, которые были делегированы своими странами участвовать в столь престижном соревновании, - было по меньшей мере пять (если не семь) фильмов, которые мы могли увидеть летом в Москве. Не важно при этом, что дальше этого лонг-листа они никуда не прошли – важно в данном случае то, что эти ленты были признаны лучшими в своих пусть и не ведущих, но все-таки кинематографических державах. И это тоже говорит в пользу ММКФ. Потому что Кино не ограничивается Голливудом и фон Триером – кино снимают везде, и наш фестиваль в этом плане – как раз удачная возможность ознакомиться не с вершинами, о которых говорят решительно все, а, скажем так, со средним рядом мирового кинопроцесса. И на самом деле, за такую возможность фестивальных отборщиков надо бы, по-хорошему, благодарить: собрать конкурс из Тарантино, Альмодовара и Ханеке – это, сами понимаете, не шибко большая заслуга; а вот попытаться нащупать в том болоте, которое, как правило, представляют из себя национальные кинематографии, хоть что-то приличное и годное к употреблению за пределами собственно страны-производителя – это, согласитесь, адова работа (а на тебя потом еще и помидоры гнилые кидают).

Фестивальный конкурс прошлого года в этом отношении стал для отборочной комиссии по-настоящему великой победой: разве что самый предвзятый, злобный и беспричинно вредный критик не отметил, что количество приемлемых и даже хороших фильмов, соревнующихся за «Золотого Георгия», в 2010-м году увеличилось в разы и доставило массу занимательных минут как строгой прессе (угодить которой очень сложно), так и доверчивым зрителям (угодить которым, на самом деле, порою даже еще сложнее). «Брат», «Албанец», «Розочка» - как минимум эти три ленты вспоминаются с лёту, и, конечно, уже не вина фестиваля, что за его рамками эти фильмы не оказались доступны широкому зрителю. Хотя можно достаточно уверенно предполагать, что существуй в нашей стране нормальный, не скованный американцами, прокат, они могли бы показать там себя очень даже достойно – хорошее потому что кино.

Столь долгое предисловие понадобилось мне, чтобы сказать, по сути, одну лишь итоговую фразу: в этом году ставки еще выше. Успех 32-го фестиваля был блестящей неожиданностью – но сегодня мы уже ждем подтверждения полученных ранее результатов. И хотелось бы верить, что эти надежды в итоге оправдаются. Потому что это же наш фестиваль, не чужой, не чей-то. И нам с этим фестивалем сосуществовать вместе и дальше. Так что дальнейшее – без шуток: за каждым из этих названий (ссылка на страницу конкурса на официальном сайте ММКФ) может скрываться очень даже неплохое кино.

Сперва о том, что сразу бросается в глаза. Французский «Перевод с американского» заведомо привлекает к себе внимание благодаря именам авторов – это фильм Жана-Марка Барра и Паскаля Арнольда. Уж не знаю, говорят ли эти имена что-то молодому поколению, но на рубеже столетий эти двое выпустили друг за другом три достаточно звонких арт-хита: «Любовники», «Слишком много плоти» и «Просветление», названия которых практически идеально описывают творческом кредо дуэта. Это были фильмы про любовь, достаточно откровенные (ох, голая Элоди Буше!..), и в результате их просмотра не то чтобы должно было полегчать, но какие-то новые – просветляющие – мысли появлялись всенепременно. Репутацию картинам создавало еще и то, что Барр – один из любимых актеров Ларса фон Триера, и некоторые склонны были ощущать дыхание датского гения и в творчестве его учеников и соратников. Однако с тех пор прошел уже десяток лет, Триер снимает в последнее время совершенно других актеров, а самому Барру уже 50 – и еще вопрос, стоит ли тут доверять былой репутации. Впрочем, судя по опубликованным кадрам из фильма, без секса здесь тоже не обойдется, так что можно хотя бы надеяться и на плоть, которой должно быть достаточно, и на просветление в результате. Тем более что любовников обещает уже непосредственно синопсис.

Имя автора и название другой более чем примечательной для нас картины – Шарлотта Сильвера, «Эскалация» (Франция-Испания) – на первый взгляд ничего нам не скажет… Если только не обратить внимание, что этот фильм – экранизация пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», в свое время уже перенесенной на экран… Эльдаром Рязановым! Причем это был совершенно не тот Рязанов, к которому привыкли широкие зрительские массы: сюжет о том, как школьники издеваются над своею учительницей, отнюдь не предполагал привычного новогоднего серпантина и прочей радостной суеты. Фильм получился жестким, жестоким - и потому остался в народном сознании практически незамеченным. Так что тем, кто хочет расширить для себя тему «перепевки лучших фильмов Рязанова», дабы не ограничиваться в дальнейшем исключительно лишь российскими новоделами, имеет смысл срочно разыскать фильм 1988–го года – ну и, разумеется, попасть в зрительный зал во время показа европейской версии. Тем более что роль, которую у нас исполняла Марина Неёлова, теперь играет… Кармен Маура – призер Каннского фестиваля (в актерском ансамбле) за альмодоварское «Возвращение», обладательница двух наград Европейской киноакадемии (одна из которых – за «Женщин на грани нервного срыва»), четырежды лауреат премии «Гойя» – и что тут говорить, явный заочный претендент на актерский приз нынешнего Московского кинофестиваля. И если она к нам приедет (а почему бы и нет), то, думается, станет самой главной европейской Звездой на ММКФ этого года.

Японский фильм «Открытка» весьма своеобразным образом сближает ММКФ с Каннским кинофестивалем – потому как там есть Мануэл де Оливейра, 102-летний португалец, не стесняющийся до сих пор представлять свои новые фильмы в конкурсе, а зато у нас есть свой Канэто Синдо, совсем недавно отпраздновавший свои законные 99 – и тоже представляющий на наш суд свою свежую ленту. В прошлый раз он это делал в 2008 (правда, тогда во внеконкурсной программе) и даже приветствовал московских зрителей самолично; в этот раз приезда мэтра не обещают, но картину его, разумеется, с нетерпением ждут – благо Синдо является единственным, как мне помнится, на свете трижды нашим золотоносцем: главные призы ММКФ получали его картины «Голый остров» (1961), «Сегодня жить, умереть завтра» (1971) и «Жажда Жизни» (1999), и это еще если не считать призов рангом пониже. Так что в любом случае, каким бы не был фильм на самом деле, вердикт, скорее всего, будет единодушным: вот как снимают японцы в 99! Совсем не так, как наши в 60…

Но справедливости надо сказать, в конкурсе ММКФ Синдо будет не единственным ветераном: нас ждет целый ряд картин, снятых режиссерами, которые родились еще до войны. И которые призвали всё умение и память на то, чтобы воссоздать истории из времен своего детства. Таков фильм «Возвращение» , начинающийся в Румынии 1944-го – и продолжающийся спустя много лет уже в Швеции, когда у героини появляется шанс вновь вернуться на давно оставленную родину. Снявшая его венгерка Юдит Элек – обладательница Спецприза жюри фестиваля в Локарно, приза экуменистического жюри из Монреаля и упоминания ФИПРЕССИ берлинского форума.

Таков польский фильм «Иоанна» , описывающий события, происходившие в Варшаве в 1939-м. Его режиссер – 70-летний Феликс Фальк, выпускник легендарной киношколы в Лодзи, также обладатель призов из Берлина и Локарно (оба раза – от того же экуменистического жюри), а также неоднократный лауреат (с пятью своими картинами) польского национального кинофестиваля. Ну и никак нельзя не упомянуть, что его «Герой года» в 1987 году разделил специальную премию нашего ММКФ со всем известным «Курьером» Шахназарова, получив сверх этого также награду и от ФИПРЕССИ. Программный директор нынешнего фестиваля Кирилл Разлогов (не знаю, имел ли он на это право) охарактеризовал новую работу Фалька не иначе как «выдающаяся картина», из чего можно сделать быть может самонадеянный, но вывод, что «Иоанна» явно будет претендовать на призы и нынче.

Другой польский фильм, «Именем дьявола», рассказывает не о войне, а о вере – но женский монастырь, в котором происходят события, почему-то окружен колючей проволокой… Режиссер Барбара Сасс начинала ассистентом у Анджея Вайды и самостоятельно дебютировала довольно-таки поздно, в 1980-м. Зато сразу получив на польском кинофестивале приз за дебют, а впоследствии в Карловых Варах – приз ФИПРЕССИ… Кстати сказать, название этой международной организации кинокритиков уже в третий раз появляется на этой странице – не иначе как весь нынешний ММКФ сплошь наполнен любимцами столь влиятельной пишущей братии!

Но самый главный ветеран 33-го ММКФ – это ветеран из ветеранов, такой ветеран, что всем ветеранам ветеран!.. Правда, не совсем в кинематографическом смысле – потому как именно в кинематографическом смысле он, несмотря на возраст, вообще-то режиссер-дебютант… Впрочем, отбросим загадки: чешский фильм «Уход» поставил… Вацлав Гавел (!) - если кто не знает или не помнит, последний президент Чехословакии и первый президент уже Чехии, стоявший во главе своей страны 14 лет с небольшим перерывом. Что же это, скажете вы, потянуло его нынче в искусство? И будете со своим вопросом неправы – потому как Гавел накануне своего 75-летия не приходит в искусство, а в него возвращается, потому как в политике он оказался, будучи уже состоявшимся и известным драматургом. Потянуло его, понимаешь, в советские годы в оппозицию – ну и пошло-поехало… К слову, приезд еще не столь давно столь высокопоставленного гостя наверняка не останется незамеченным и руководителями РФ – что будет, наверняка, только на пользу всему фестивалю.

(продолжение следует)

Максим Марков

1808

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×