Максим Марков | Фестиваль «2-in-1»: обзор внеконкурсных программ

21.10.2010 20:31

Завтра, напоминаю вам, в Москве начинается Фестиваль современного кино «2-in-1». О фильмах открытия и закрытия я уже писал, про конкурс рассказал вот здесь, теперь – обзор внеконкурсной программы.

Как и перед ММКФ, я не буду утомлять вас пересказами синопсисов (они все есть на сайте фестиваля), а расскажу о представляемых фестивалем картинах в том плане, кто что получил и чем вообще интересен. Традиционно так сложилось, что наибольшее внимание (после конкурса) следует обратить на программу «Матч-пойнт», вобравшую в себя разнообразные сливки с прочих международных кинофестивалей.

Главными наградами «Гиганта» являются те, что получены им полтора года назад в Берлине, их сразу три: Гран-При жюри, за дебют и премия Альфреда Бауэра, вручаемая за открытие новых путей в киноискусстве; помню, что отклики с того фестиваля о ленте были очень хорошими. За свой дебютный фильм «На север дороги нет» Ригоберто Перескано получил приз за режиссуру на прошлогоднем фестивале в Салониках, а кроме того награды фестивалей в Сан-Себастьяне, Роттердаме, Маракеше и Братиславе - серьезный такой списочек! Трехчасовая «Аврора» знаменитого румына Кристи Пуи («Смерть господина Лазареску») ничего этакого пока не получала, зато весной произвела фурор в каннском конкурсе. Другой румынский фильм (раз уж зашла речь) «Мир глазами Йона Б.» - это документальный портрет человека, о котором в слогане сказано: «Борец. Пьяница. Визионер. Аутсайдер. Художник. Бездомный. Гений».

«Жизнь во время войны» - это Тодд Солондз, выходящий уже через неделю в прокат. Молодое поколение может и не помнить фильма «Счастье», своеобразным продолжением которого является эта лента, но в любом случае должна знать, что фильм такой не только был, но и стал культовым (широко известным в узких кругах) практически сразу же после своего создания. И хоть в итоге режиссер и не стал мега-супер-режиссерской звездой (в 90-е думали, что станет), интересным Автором он все-таки остался. А за данную свою работу Солондз получил приз за сценарий на прошлогоднем фестивале в Венеции.

Ничего особенного я не нашел только про испанские «80 дней» (ну, разве что только то, что его авторы - их двое - уже получали ранее призы на разнообразных фестивалях) и про итальянского «Бекета» (который – интуиция вас не обманула – черпает вдохновение в творчестве абсурдиста Беккета). Про чилийские «Оптические иллюзии» сайт фестиваля пишет, что они получили Гран-при прошлогоднего фестиваля в Токио, но imdb (доверяй, но проверяй!) эту информацию опровергает; что, впрочем, совсем еще не означает, что неполучивший награду фильм чем-то хуже, чем получивший.

Особо надо сказать про китайский «Карамай» (прибывший к нам из Локарно) - сложно в это поверить, но он длится… целых шесть часов! Трудно сказать, найдутся ли на такое смельчаки, но вообще-то видевшие картину говорят о ней не иначе как «Сенсация». Это документальное расследование страшной трагедии, случившейся 13 лет назад: когда во время концерта в школе начался пожар, детям велели оставаться на местах до тех пор, пока зал не покинут присутствовавшие на мероприятии чиновники; в результате погибли 288 школьников и всего 35 взрослых… История, нет слов, шокирует; но передаст ли это чувство кино?..

Легче всего мне писать про мексиканский «Високосный год» («Золотая камера» Канн), так как я его уже видел на ММКФ в программе «Восемь с половиной». Это очень любопытная картина - хотя первый, скажем так, час (а то и все полтора) вы наверняка будете порываться с нее уйти, уверенные, что зашли сюда совершенно напрасно. Полностью запертая в четырех стенах (минимализм, кстати, нынче одна из магистральных линий в актуальном киноискусстве), практически лишенная действия и насыщенная статичными долгими планами, лента, что называется, смотрится. И не только потому, что в ней полно эротических сцен (причем даже с элементами садо-мазо), но и потому… Да хотя бы потому – в какой раз про это говорю! – что смотришь и думаешь: почему у нас так снимать не умеют?..

К слову сказать, режиссер картины Майкл Роу – член жюри фестиваля. В рамках «2-in-1» покажут фильмы и его знаменитых напарников: актриса Керри Фокс представит культовую «Неглубокую могилу» Дэнни Бойла со своим участием, а Кира Муратова пообщается со зрителями после «Мелодии для шарманки».

Актуальное российское кино будет продемонстрировано в рамках дружественной кооперации с кинофестивалями «Кинотавр» (главный отечественный кинофестиваль, если кто позабыл) и «Текстура» (впервые вот только-только прошедшем в Перми).

Фильм «Обратное движение» увез из Сочи награду за лучший сценарий и специальное упоминание критиков, а позже получил приз за лучший дебют на фестивале в Монреале (отдельно хочется упомянуть, что в картине играет одна из самых прекрасных актрис современности Дана Агишева). «Другое небо» заслужило на «Кинотавре» приз за музыку и диплом Гильдии кинокритиков, а также Гран-при международного фестиваля авторского кино в Батуми и премию за режиссуру на «Балтийских дебютах». Если я ничего не напутал, без наград пока остается картина «Жить» - зато ее спродюсировал сам Алексей Учитель.

А вот «Овсянки», как известно, в самый последний момент из сочинского конкурса переметнулись в Венецию – и, как известно, весьма удачно для авторов: лишившись возможности получить призы на родине, фильм заграбастал полну коробочку наград международного значения. Впрочем, совсем не факт, что это поможет ей в нашем прокате – встречу с широким зрителем «Овсянкам» предстоит выдержать сразу после фестиваля.

Из Перми в столицу приехали: «Башня» - и сразу в конкурс «2-in-1»; документальная «Аритмия» (лауреат фестиваля «Кинотеатр.Doc» в номинации «За оригинальный портрет героя нашего времени»), «Два часа» Павла-«Мертвые дочери»-Руминова (признан на «Текстуре» «Российским фильмом СегоДня») и главный хит – «Гоп-стоп» Павла Бардина, заранее обреченный (после «России 88» это неудивительно) стать суперхитом даже вне системы официального кинопроката (пермьчане уже отдали фильму свою «Награду зрителя»).

Ну и какой приличный фестиваль без ретроспектив! Тем более без таких ретроспектив, которыми составители программ наглядно показывают, каким именно должно быть Настоящее Кино, и какого уровня, собственно, они ждут от нынешних молодых конкурсантов в будущем. И великий Дэвид Кроненберг для «2-in-1» - самая что ни на есть превосходная кандидатура! Ведь не преувеличения ради будет сказано, что от его давних картин тянутся ниточки ко многому тому, что популярно и актуально сегодня, уже во втором десятилетии ХIХ века. Так что не упускайте возможности увидеть такие его классические ленты как «Муха» (три премии «Сатурн», включая «лучший хоррор», «Оскар» за грим), «Намертво связанные» (11 канадских премий «Джини», в том числе и за лучший фильм 1988 года), «Видеодром» («Джини» за режиссуру) и «Выводок» (особое упоминание жюри критиков в Ситджесе) не в DVDrip-качестве, а на большом экране!

Но отрекламировать Кроненберга – нет никакой заслуги, его и так все знают. Поэтому особое внимание хочется обратить на ретроспективу молодой французской актрисы Изильд ле Беско. Столичные завсегдатаи фестивалей помнят ее, несомненно, по роли в фильме «Я тебя съем», который в прошлом году участвовал в «Перспективах» ММКФ; она – та самая холодная красавица, от одного взгляда на которую тут же хотелось послать в Париж телеграмму: «Жди. Скоро буду». Но тем более странно, что данная ретроспектива – сразу из четырех фильмов – представит нам Изильд не только как одну из самых «горячих» и многообещающих актрис Европы, но как… уже состоявшегося сценариста и режиссера! Ей скоро 28, а в ее фильмографии – уже пять (!) названий (одно из них, правда, альманах, и есть еще документальный средний метр). Не возьмусь, впрочем, заранее судить о том, насколько эти ее работы хороши – но вот мастер-класс мадмуазель (или?..) постараюсь не пропустить. Кстати, ее свежая лента «Подонки» одновременно числится и в программе «Матч-пойнт».

И как и на всяком порядочном кинофоруме, здесь есть своя документальная программа - «Док.три.на». Нам обещают показать «три невероятных истории успеха, в который никто не верил, кроме героев и тех людей, которые снимали их на камеру». И тут нельзя, кажется, пропустить картину «В сравнении», героем которой является… обыкновенный кирпич. Как пишут, режиссер (неоднократный, кстати, призер немецких критиков) «собрал интересный и разнообразный материал» - прям завидки заранее берут, как это у него получилось! На imdb есть впечатляющий отрывок, зацените. А американский «Марвенкол» (ряд значимых призов на неизвестных мне, увы, кинофестивалях) рассказывает о человеке, который построил у себя на заднем дворе небольшой городок и населил его куклами. Это режиссерский дебют человека, который монтировал фильм «Красавица и чудовище»; это, разумеется, не самое главное, что следовало бы о нем знать, но я, простите, не удержался.

«Свалку» представлять тоже легко, так как на том же ММКФ она была показана в программе «Свободная мысль». Это рассказ о художнике, который поехал в Рио-де-Жанейро на самую большую свалку в мире. Его цель - наблюдать за людьми и рисовать картины из мусора. И помимо того, что вообще приятно видеть людей, которые знают, чем им хочется в жизни заниматься, картина интересна еще и тем, что в ней подробно показано, как у них там всё устроено. А именно – всё не как у нас. Для Рио свалка - это не пристанище бомжей, а бизнес-центр по сортировке отходов. Работающие там персонажи не побираются, а сортируют весь мусор по кучкам: бумагу к бумаге, банки к банкам и пр., - а потом продают на переработку! Серьезное, настоящее, страшно полезное для всего общества дело! Почему Россия живет по иным принципам? Надо бы позвать на показ нашего нового мэра…

Не буду долго останавливаться на программе «Три копейки» (два фильма наших, один украинский, один болгарский и «Выворот-нашиворот» - американский, участник «Санданса»), потому как в ней главное не призы, а вообще сам факт: оказывается, хорошее кино может снять каждый и без многомиллионных бюджетов – «были бы желание, вера и талант». И представленные здесь работы, по идее, должны не только показать, что деньги в кино не главное, но и стать показательным примером для всех тех, кто грезит о собственной съемочной площадке и режиссерском стульчике со своей фамилией. Хочешь снимать? Придумывай, про что – и начинай! А не жди, что «Дисней» или «ЦПШ» тебя заметят.

Уругвайский триллер «Немой дом» был целиком снят на фотоаппарат, и общий его бюджет составил всего шесть тысяч у.е., однако учитывая ту страшную жуть, которой он полон, фильм будет показан не в «Трех копейках», а в программе «Московская полночь». И если относительно вышеописанных фильмов я еще буду решать, посмотрю я их или нет, придирчиво изучая расписание и выбирая из пересекающихся сеансов необходимое, то насчет этой программы я заранее спокоен: всё пропущу, так как давно разлюбил ночные сеансы. Хотя жаль, конечно – ведь, например, за итальянский «Двойной час» Ксения Раппопорт в прошлом году получила Кубок Вольпи (приз за лучшую женскую роль!!!) на Венецианском фестивале. А французская «Шина» рассказывает нам… об автомобильной шине, решившейся мстить всему человечеству; любопытная, обратите внимание, пара к жизнеописанию кирпича! Не пропустил бы – да не столько страшен фильм, сколько страшно домой потом возвращаться…

Завершая сей обзор, хочется сказать, что «страшно» по отношению к фестивалю, проводимому той же командой, что в прошлые годы в эти же сроки делала фестиваль «Завтра», должно быть только одно: страшно не хотелось бы такое мероприятие пропускать! Так что москвичи и гости столицы – не спать, айда за билетами!

1216

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×