Максим Марков | Наше детское кино
В столице подходит к концу фестиваль «Московская премьера». В целях расширения кругозора я побывал на нескольких сеансах программы «Наше новое детское кино». Узнал, в частности, о существовании художественного фильма «Легенда острова Двид», режиссер Анарио Мамедов, Свердловская киностудия.
Привлекательная (с виду) сторона – это экранизация Крапивина; не знаю как у вас, но в моем детстве это один из любимейших писателей был. Мальчик Женя попадает в параллельный мир – разумеется, сплошь тоталитарный. Детей, например, тут казнят за любые три провинности – сперва их утаскивает в песочную яму механический спрут, затем слуги в подземелье укладывают в некий ящик-гроб, из которого они… вылезают уже сразу взрослыми; страшно, да. Разумеется, земной школьник сперва для виду поломается – но потом покажет жителям острова и в чем сила, и в чем правда.
Мне вот что интересно. Главному герою (и его друзьям) – ну, где-то 10+. По идее, столько же должно быть и зрителю, который мог бы олицетворять себя с ним (и с ними). Но вот после, не знаю, всяких там насмотренных-пересмотренных «Принцев Персии» - будет ли такое кино – весьма простодушное как по своей стилистике, так и по использованию обязательных для такой истории спецэффектов – ему, этому потенциальному зрителю, интересно?.. Шестилеткам – да, еще возможно. А тем, кому можно смотреть уже боевики?.. Это прекрасно, конечно, что такой фильм существует – детского кино у нас так мало, что пусть уж будет хоть какое. Но с другой стороны – а почему бы, запуская фильм, не учитывать все же его потенциальную аудиторию?.. Для кого? Это ведь должно быть главным вопросом. А уж из этого – и как, и про что, и всё остальное.
Еще о печальном. Зло в фильме олицетворяет актер Даниил Спиваковский. Причем Зло, как водится, в нескольких масках – однако тут вынужден с глубочайшим сожалением признать, что артист давно уже не балует нас разнообразием красок и, кажется, окончательно прекратил совершенствовать свое мастерство перевоплощения; интересно, дети и вправду его не узнают, когда он парик меняет?.. Да, артист был прекрасен в «Франкенштейне» – но похоже, Тодоровский пока что единственный из режиссеров, который сумел использовать Спиваковского в нужном русле, по делу и как надо.
Про «Новые приключения Аленушки и Еремы» говорить особо, пожалуй, не надо, так как мультик уже относительно давний, побывавший в прокате. Но если все же коротко...
...меня порадовали некоторые мелодии (показавшиеся мне весьма свежими), но смутила изрядная мешанина в сюжете: тут и царь, тут и шах, тут и Африка с неграми-каннибалами, тут и космический аппарат, тут и китайский дракон-паровоз… Куда всего столько? Одну бы историю научились внятно рассказывать – а тут сразу с десяток попытались впихнуть… И героев – куча мала, впечатление, что все усилия прилагались, чтобы каждому хотя бы по паре слов предоставить. Крут, на самом деле, только Ежик-гигант – срисованный с норнштейновского, да увеличенный (неразумной волшебницей) до размеров башни; оставшийся, однако, при этом добрым, скромным и вежливым; вот это хороший персонаж, запоминающийся. А остальных уже трудно и перечислить.
Что-то особое и отдельное излишне, мне кажется говорить и про «Гору самоцветов» – общий уровень более чем высок; не всякий мультик, быть может, приходится совсем уж по душе – ну так это дело вкуса, к анимации мало отношения уже имеет. «Козья хатка» – милая сказка про тех козочек, живущих в домике из блинов и творога, и про их незваного маленького гостя, с юморком. Но наибольший восторг маленьких зрителей вызвала история «Про собаку Розку», повествующая о задиристой псине, тявкающей так бойко и отважно, что все звери в лесу от ее на деревья прячутся.
А вот мультсериал «Лелик и Барбарики» - это жесткач, там строгое ограничение по возрасту обязательно – лет так до 3,5, до 4, дальше мозги уже плавятся. И это притом, что сюжетах – и черные дыры, и красные гиганты, и белые карлики; впрочем, астрономия здесь весьма условная – хотя что-то, возможно, в мозгах и останется. Но в финале каждой серии - нечестный ход: песня. Причем в лоб так по-детски хитовая. А так как запоминается лучше всего именно последнее, результат – дружная овация, дети в голос подпевают.
Несмотря на заявленную фестивалем премьерность, «Маша и Медведь» были представлены первыми тремя всем известными сериями. Хотя готово, говорят, уже десять. Смотреть их можно там же, где и всегда, не видели - имейте в виду. Для меня же одно из главных впечатлений этих дней – как одна бабушка пересказывала эти мультики в лицах другой: и какой медведь, и какая Маша, и что они сказали, и куда они пошли… Даешь полный метр – на самом-то деле!
В субботу (если кто прочтет и успеет) будет еще мультфильм про богатыря Вольгу – я бы обязательно пошел, да планы уже, к сожалению, другие.