Максим Марков | Фестиваль «Московская премьера»
В то время как жители необъятной нашей страны и прилегающих к ней окрестностей обоснованно могут от чтения этой страницы уклониться, москвичам и гостям столицы данная информация может показаться небезынтересной. Речь об ежегодном августовском – проходящем уже в восьмой раз - фестивале отчественного кино «Московская премьера», который традиционно представляет последние актуальные новинки нашего кинопрома.
Разумеется, тем, кто посетил «Кинотавр», Выборг или внимательно следил за российской программой ММКФ, делать на «Московской премьере» особенно нечего. Но так как, согласитесь, таких среди нас меньшинство, фестиваль, предоставляющий возможность увидеть ряд важных (и, быть может, не очень) фильмов задолго до проката – очень и очень необходим и интересен. Причем – что особенно важно – проход на все показы бесплатный – имеется всего лишь одно небольшое условие, легко выполнимое, если озаботиться и разузнать самостоятельно правила и расписание (например, вот здесь или здесь, проверено лично: проходки имеются).
Итак, с 27 августа по 5 сентября в рамках фестиваля покажут, как подсчитано организаторами, порядка ста фильмов, из которых 69 будут премьерными. Упуская короткометражки, анимацию, детские и документальные картины, отмечу, что есть интересного из большого кино.
На открытии (куда, правда, заведомо попадут на все) покажут новый фильм Сергея Бодрова («Монгол») и Гульшад Омаровой («Шиза») «Дочь якудзы» - про японскую девочку в российской глухомани; кажется, комедия. На закрытии - «На ощупь» Юрия Грымова, в будущем не пропустите.
В программе «Великолепная семерка «МК» - премьера от Станислава Говорухина «…в стиле JAZZ». Дополнительные рекомендации, надо полагать, излишне – мастер известный, мастер большой; новая его работа в очередной раз покорила зрителей фестиваля «Окно в Европу» - в последнее время там в зрительском конкурсе из года в год побеждают все картины Говорухина.
Дмитрий Месхиев представит «Человека у окна». Юрий Стоянов отзывается об этом фильме как едва ли не о главной, этапной, что ли, своей работе в кино; поклонники артиста – срочно на заметку. Но пока что за работу в этой картине отмечен наградами не он, а Мария Звонарева – ее назвали лучшей актрисой в Сочи.
«Апельсиновый сок» - новый фильм Андрея Прошкина, интересного режиссера из молодого поколения («Игры мотыльков»), солируют Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин и Александр Яценко. У Дапкунайте в конкурсе имеется еще одна премьера: «Каденции», режиссер Иван Савельев. Вместе с Клавдией Коршуновой, Полиной Кутеповой, Марией Мироновой (ах, имена-то какие!!!) она только что получила выборгский Диплом за лучший женский ансамбль – заранее верится, что справедливо.
Конкурс «Арт-линия» вызывает, по-моему, сейчас наибольший интерес. Хотя бы потому, что именно в его рамках – московская премьера «Перемирия» Светланы Проскуриной, победителя «Кинотавра». Лично я очень люблю предыдущий фильм режиссера «Лучшее время года», поэтому и новую ее работув любом случае постарался бы не пропустить, а уж с таким призом за плечами – и подавно.
Из Сочи же - «Счастье мое», приз критиков и приз за режиссуру Сергею Лознице; но славу фильму, как вы помните, составило не столько это, сколько участие в каннском конкурсе. И - «Пропавший без вести», приз за дебют Анне Фенченко.
Еще отмечу «Маленькие трагедии» по Пушкину. Ирина Евтеева («Петербург») – интересный художник, создающая свои фильмы уникальным способом, на стыке анимации и игрового кино; смотреть хоть и не всегда просто, но свой взгляд, свой почерк – это очень важно.
Не знаю, имеет ли смысл идти в кино на чисто телевизионный, похоже, проект Александра Сокурова «Интонация» (уже показанный на ММКФ) – откровенные разговоры, как пишут в синопсисе, «на острейшие темы современной российской жизни». Но почему бы и нет – в темном зале умные мысли лучше дойдут, наверное. Также имеются две телевизионные (судя по всему) работы Кирилла Серебренникова – про Марка Захарова и Олега Табакова, и записанный на пленку монолог Андрея Смирнова - «Под говор пьяных мужичков», вдруг кому будет любопытно.
Из «Форума национальных кинематографий» по понятным причинам яркой звездою выделяется «Игла/ Remix» Рашида Нугманова. Хотя и в целом программа кажется весьма интригующей – оказывается, многие наши актеры спокойно снимаются за рубежом, а мы не всегда и знаем! В белорусских «Волках», например, играют Дмитрий Ульянов, Андрей Панин и Владимир Гостюхин, в казахском «Заблудившемся» - Андрей Мерзликин, в таджикском «Истинном полдне» - Юрий Назаров, в эстонском «Искушении Святого Тони» (картина с обширной и серьезной фестивальной судьбой, между прочим) - Равшана Куркова… Вот ведь. Еще надо не забыть про азербайджанский фильм «Глазами призрака»: режиссер, автор сценария и продюсер - Рустам Ибрагимбеков. Ну и «Бибинур» - кто на ММКФ пропустил.
Ретроспективные показы посвящены Георгию Данелии, нынче празднующему свой 80-летний юбилей, и недавно покинувшему нас Юрию Ильенко. Если про первого никакой справки не нужно, то насчет второго напомню, что Ильенко – прекрасный украинский художник, который в качестве оператора снял великие «Тени забытых предков», а в качестве режиссера поставил выдающуюся «Белую птицу с черной отметиной».
Для тех, кто пропустил – или хочет освежить в памяти – есть и программа фильмов 2000-х «Смотрите, кто пришел!». Здесь и «Коктебель», и «Возвращение», и «Питер FM», и «Ехали два шофера»… Из совсем уж «авторского» - «Пыль», «977» и «Россия 88»; самый смак-клубничка - «Девочки» + «Мальчики», обеспечившие имя Валерии Гай-Германике.
Про конкурс «Наше новое детское кино» хочется сказать разве что только то, что в нем наряду со знакомыми нам «Звездными собаками» и «Книгой мастеров» присутствует и такое знаменательное название как «Мы из будущего-2» - с поправкой, впрочем, что «старше 14», но все же. Впрочем, есть еще фильм «Вольга и Султанова жена» - прекрасная возможность подробнее узнать, кто же этот такой Вольга, в честь которого у нас такие хорошие прокатные компании называют. Да, еще цветного «Подкидыша» на большом экране покажут – когда такое еще будет. Ну, и «Маша и Медведь» - три серии подряд, обалдеть ведь можно от счастья!..