Максим Марков | ММКФ: день пятый
В связи с сегодняшним праздником, Анатолий Ющенко решил отложить публикацию своих впечатлений о просмотренных накануне картинах. Но ведь мы все поймем его и поддержим, разве не правда?!. Тем более какая, по сути, разница, в каком порядке. Было бы о чем. А у меня сегодня вновь – очень хорошие новости.
«Дорогая Элис», реж. Отман Карим (Швеция); основной конкурс.
Фильм начинается с главного, сюжетообразующего спойлера – стало быть, это уже и не спойлер. В самых первых кадрах мы видим на экране страшную автомобильную катастрофу. Скрип тормозов, крики, машины взлетают, автобус переворачивается. Всё, что дальше – предыстория. Рассказ о том, как прожили этот день те, чьи пути столь трагически пересеклись на дороге.
Один из них – телеведущий, внезапно снятый с теряющего рейтинги шоу. Другой – тоже какая-то знаменитость, не раз уже привлекавшаяся за вождение в пьяном виде. Третий – негр преклонных годов, почти ничего не зарабатывающий на продаже сувениров со своей родины (приятная глазу гастроль Дэнни Гловера)… Но больше всего наше внимание приковано к мужчине, в машине которого ехали две девочки, его дочки. Это выходец из Уганды Мозес Саид. У него чудесная жена, адвокат, которую именно сегодня решили повысить до партнера юридической фирмы. С единственным условием: вернуть себе девичью – шведскую – фамилию…
Понятно, что структура, взятая здесь за основу, не то чтобы не нова – а даже успела порядком набить оскомину (слышал, что и в российском телевизионном кино есть уже фильмы, взявшие ее в оборот). Тем не менее, нельзя отрицать, что сам по себе жанр «один день, клубок персонажей» весьма и весьма эффективен. И в ловких руках режиссера Отмана Карима это кино выходит на славу. Высочайшего европейского уровня выходит кино. Остро придуманное (структуру ведь надо наполнить!), с блеском снятое, ладно скроенное. Отлично сыгранное. Замечательный пример мейнстрима: увлекательный фильм, поднимающий массу сложнейших социальных проблем.
А проблем здесь – навалом. Герой Гловера в своих письмах к супруге Элис пытается осмыслить: что за страна это – Швеция? И делает безрадостные выводы: пусть цвет кожи у людей здесь белее, но они, похоже, точно так же несчастны. Они разобщены, замкнуты и одиноки. Острее всего проблемы проявляются в связке этого героя с Саидом. Работник социальной фирмы, тот не может помочь такому же, как он, африканцу, обратившемуся к нему за помощью. «Таковы правила», - говорит он, указывая на шведские законы. Пройдет совсем немного времени – и он сам услышит в свой адрес: «Таковы правила». Деньги, которые он отправил своему больному отцу на родину, задержаны для проверки американскими спецслужбами: а вдруг он террорист. Казалось бы, причем здесь Швеция? Но подписав соответствующую конвенцию, страна согласилась с правилами нового века – и уж придется согласиться с ними и всем ее жителям…
Отман Карим – имя для Москвы знакомое: пять лет назад он выиграл здесь с дебютным фильмом «О Саре». И наверняка завоет приз и на этом фестивале. Не обязательно Главный (все-таки есть «Брат», за которого я держу оба кулака сжатыми), но либо Спецприз, либо (что даже скорее) приз за режиссуру. Более того – жюри имеет смысл задуматься и над актерскими работами. Здесь, конечно, нет полноправного солиста - все роли одновременно и главные, и второстепенные; обычно такого рода картины награждают за актерский ансамбль. Но тем не менее, роль Петера Гардинера (Саид) вызывает гораздо большее уважение, нежели всё прочее, увиденное нами в конкурсе ранее. Прекрасна и сыгравшая его супругу Тува Новотню - актриса того же типа, что и Вера Фармига; от всей души хотелось бы пожелать ей столь же блестящего будущего.
Получается, что теоретически «Дорогая Элис» может получить любую награду фестиваля – и это будет заслуженно, это будет справедливо. Потому что это взаправду хороший фильм. Присутствие его в Москве – приятная радость. Но – учитывая заметно возросший уровень нынешнего конкурса ММКФ – не неожиданность. Остается надеяться, что дальше будет как минимум не хуже.
«Раз, два, три, четыре, семь», реж. Эмиль Юнсвик (Швеция); «Перспективы».
Еще одна серьезная картина из Швеции. Совсем, совсем не похожая на «Элис». Снятые в одной стране, эти ленты – словно совершенно из разных миров. Одна – хоть и поднимающая важные вопросы, но глянцевая, приглаженная. Другая – рваная, отвязная, «некрасивая». Но производимое впечатление – даже посильнее будет. Несколькими днями ранее я восхвалял тут «Реверс». Но теперь совершенно не удивлюсь, если приз в параллельном конкурсе получат «Семь выстрелов» - такое название фильм имеет в фестивальных субтитрах. Оно и понятнее, и вернее.
Школа. Дети. Отношения. Всем хорошо известные и с ходу узнаваемые – если в чем и един мир, так это в детской ненависти друг к другу. Один мальчик – самый гнобимый – находит в листве пистолет. Заряженный. Готовый к бою. Его новому хозяину есть, кому отомстить… Только вот хозяев у этого пистолета за фильм будет несколько.
В «Схватке», участвующей в программе «Азиатский экстрим», показано, как в Филиппинах малолетних бандитов отстреливают (в самом буквальном смысле этого слова) прямо на улицах – в рамках государственной программы по борьбе с преступностью. И сказано, что многие считают это единственным выходом для создавшейся в стране проблемы. После таких фильмов, как «Семь выстрелов» (список очень легко продолжить, в него войдет и американский «Слон», и наше «Чучело»), волей-неволей в голову лезут мысли, что здравое зерно в этой жестокой практике есть.
Картина визуально очень интересно сделана. Подобран отменный саундтрек. Вообще, серьезное производит впечатление. В «Перспективах» я теперь за нее болеть буду.
«Берлин, Боксхагенер платц», реж. Матти Гешоннек (Германия); основной конкурс.
Если брать за основу слова программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, одной из магистральных тем конкурса нынешнего фестиваля стало расставание со своим прошлым – особенно характерное для ряда стран Восточной Европы, на своем опыте познавших печальные итоги социалистического режима. Таков только что упомянутый польский «Реверс» из «Перспектив». Таковы уже обсуждавшиеся болгарские «Следы на песке». Таковым, несомненно, окажется венгерский «Последний донос на Анну», который нам еще предстоит посмотреть. И в этом же ряду – немецкая картина.
1968 год. Поначалу кажется, что фильм поведает нам очередную «женскую историю»: пожилая героиня похоронила уже пятерых, кажется, своих мужей и, судя по всему, вскоре простится и со следующим, практически не встающим с постели. Тем не менее, оптимизма ей не занимать, и несмотря на годы она находит время снова влюбиться. Ее очередной кавалер - красивый благородный старик, прекрасно помнящий первые этапы строительства коммунизма и не разделяющий всеобщего энтузиазма по поводу того, как в итоге всё вышло. Но только начинаешь подозревать в актрисе Гудрун Риттер будущую потенциальную обладательницу фестивального приза за лучшую женскую роль, как в центре повествования совершенно незаметно оказывается внук ее героини (Самуэль Шнайдер). Еще школьник, старшеклассник, потихоньку он начинает прозревать и с помощью старшего товарища учится отделять шелуху от подлинного, пропаганду от правды…
И хотя сюжетные ниточки фильма продернуты сквозь детективную спицу, закаленную политическим огнем (кто-то убил по соседству бывшего нациста, оказывавшего знаки внимания бабушке; кто-то разбрасывает по городу антикоммунистические листовки «Русские – вон из Праги!»), в итоге все жанровые составляющие оборачиваются своею вполне обыденной стороной. И намеченные было приметы как бы конспирологического как бы триллера вдруг превращаются в незамысловатую бытовуху (и нациста убили не за то, и листовки разбрасывали не в знак протеста). Потому что как бы этого не хотелось, но время для борьбы тогда еще не пришло. И Стена спокойно простоит еще два десятилетия.
Не отнять того, что картина заметно провисает по части темпа и энергетики. Но не отнять и того, что после нее что-то остается – как минимум ощущение не совсем зря потраченного времени. А для конкурса ММКФ это уже очень хороший признак. Это далеко не шедевр, разумеется. Но сам по себе фильм неплохой.