Максим Марков | Близится ММКФ: подробнее о программах (часть четвертая)

15.06.2010 23:53

Из необозрённых мною программ ММКФ остались только китайская и чилийская ретроспективы и «Чеховские мотивы».

Наверняка замечательна программа «Китайское кино. Фрагменты истории» – не одними ведь Чжаном Имоу и Ченом Кайге кино Поднебесной живо. Познавательно будет посмотреть и на их предшественников – к числу которых принадлежит, например, Се Цзинь. В 1986 он победил в Карловых Варах, а под конец жизни удостоился приза за вклад в искусство на фестивале в Шанхае. Его дебютная «Баскетболистка №5» примечательна тем, что снята в 1957 году – когда в Китае фильмы о спорте вообще как бы не приветствовались, там тогда все про идеологию больше, а тут – такая «мура». Забавно, что спустя 44 года режиссер завершил свою творческую деятельность лентой «Футболистка №9» - вот уж концептуально мужик поступил, ничего не скажешь.

Вот вы наверняка не знали (и я тоже), а в Китае есть, оказывается, такая награда - «Сотня цветов». И вот в 2004 году как лучший фильм ее получил «Сотовый телефон»; плюс поздравили актера и актрису; и еще у картины награда от шанхайских критиков имеется. Режиссер Фэн Сяоган в тот раз остался обделен, но спустя три года «Сотня цветов» досталась и ему, и вообще у него азиатских призов – выше крыши: и «Золотой петух», и «Золотая лошадь», и «Золотой орел» (не смейтесь – в Китае такая премия существует с 1985 года; очередное, кстати, свидетельство, что «Ника» лучше – хотя бы название свое). А также есть «Золотая пирамида» - Гран-При фестиваля в Каире, где его какой-то фильм обогнал такие наши выдающиеся ленты как «Зависть богов» и «Четырнадцать цветов радуги». Четыре года назад он снял китайского «Гамлета» - вот жаль, что не его привезли. Впрочем, для начала и «Сотового телефона», наверное, хватит – я, наверное, попробую не пропустить, тем более что рекомендация с imdb впечатляет: «Brutally realistic, deadly in real life, recommended for everyone», чтобы это не значило.

«Окрашенная кожа» хоть и не получила на родине важных призов (хотя несколько наград у нее есть), зато в 2008-м выдвигалась от Гонконга на иноязычный «Оскар» (но не прошла в пятерку). «Лавка господина Линя» поставлена режиссером Чуй Хуа, который двумя годами позже, в 1961 году, участвовал в конкурсе ММКФ (даже страшно представить – почти 50 лет назад!). Вообще, временной размах программы – приличный: «Богиня» снята в 1934 году, «Перекрестки» - в 1937-м, а «Балет для двоих» - в 2005-м. Внимательный зритель сможет и сопоставить, и выводы сделать. Для того такие ретроспективы и нужны.

Прям страсть как хотелось пропустить программу «Современное кино Чили», но чувство долга возобладало – и знаете, там есть чему удивиться. Вот вроде бы, на наш непросвещенный взгляд – Чили… А между тем у фильма Орландо Лубберта «Такси на троих» (2001) – главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне, не хухры-мухры! А еще – приз латиноамериканского MTV и еще полна коробочка наград.

Себастьян Аларкон («Безухий») два года назад был членом жюри ММКФ, а 33 года назад – участвовал в нашем конкурсе и даже получил Специальный приз. Давний друг ММКФ и Мигель Литтин – и участвовал не раз, и побеждал в 1982 году. Тут надо помнить, что и Москва была дружна с Чили; хотя кто знает, может, и правда хорошее кино было. Не зря же фильмы Литтина не только в Москве показывались, но и были и в Каннах, и в Венеции, и в Берлине – в конкурсе, да и не раз. Его нынешний «Досон, заключенный №10» выдвигался на «Гойю» как лучший фильм на испанском, но при этом сам не испанский, а зарубежный (о как). Такую вот «Гойю» получал Андрес Вуд – за «Хорошую жизнь». Но к нам едет не она, а «Мачука» (2004), у которой что ни фестиваль – то либо главный приз, либо зрительских симпатий. От Чили она вроде бы выдвигалась на «Оскар». А вообще у режиссера полно всяких наград, в том числе и из того же Сан-Себастьяна.

На «Оскар» чилийский оргкомитет выдвигал и фильм «Отче наш» (напомню, что по всему миру таких выдвиженцев штук семьдесят наберется). Исполнитель главной роли получил приз в Колумбии. У Сильвио Кайосси есть презенты из Монреаля, Уругвая и собственно Чили, а его «Трубка» (2004) получила все четыре главных приза сообщества чилийских критиков (за фильм, режиссуру и актерам). А «Ностальгия по свету» приехала к нам – вот кто бы мог подумать – прямиком из Канн, где удостоилась Специального показа – наравне, допустим, с фильмом Иоселиани. Вот тебе и Чили, «страна третьего мира» - а в Каннах чаще нас бывают.

Вот казалось бы, что такого можно открыть в юбилейной программе «Чеховские мотивы»? Ну, очередные прочтения, понятное дело, или что-то «по мотивам». Я потому и оставил эту подборку (четыре картины) напоследок, так как ни на что не надеялся. А вот нате: «Южная зона» (Боливия!) - дважды лауреат последнего Сандэнса! В мировом конкурсе фильм получил призы за режиссуру и за сценарий – всё, надо смотреть! Что там собственно от Чехова – по описанию не очень понятно («Три сестры»?); наверное, атмосфера: «Годы наши уходят…». Про Гамлета снимал и южнокореец Хван Чхоль Мин, которого привечают в Роттердаме – там получало призы и что-то из его прошлого, и вот «Москва», кажется, что-то такое получила. Фильм, по-моему, стоит полюбить за одно только название; теперь нам в ответ остается снять свой «Сеул».

И две наших картины. Под ужасающим заголовком «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» скрывается сценарий Александра Адабашьяна, играют Юрий Стоянов, Алена Бабенко, Александр Феклистов и сам Адабашьян. Синопсис не внушает ничего хорошего. Там в театре ставят «Вишневый сад». Неспроста – именно «Вишневый сад» стал 16 лет назад для Анны Чернаковой режиссерским дебютом. А Вадим Дубровицкий - достаточно известный театральный деятель (не выдающийся, кажется, но все же), и есть, конечно, опасение, что его «Иванов» - это телеверсия спектакля, на что намекает заявленный почти трехчасовой хронометраж и театральная компания в качестве производителя. Но видевшие нарезку добрые люди говорят, что вроде бы нет, похоже на кино. Играют Серебряков (достойная роль для крупного артиста!), Анна Дубровская, Марцевич, Ильин, Золотухин, Ступка.

Ничего не стану писать про документальную программу «Свободная мысль» я, так как не специалист и кроме того, как я понимаю, это и так сделают (лучше меня) понимающие в этом люди. Скажу лишь, что практика показывают, что это – едва ли не лучшее, что есть на ММКФ. Во-первых, потому что там сплошь хиты – так как фильмы документальные, организаторы не стесняются привозить и показывать громких лауреатов (составить программу игрового кино, повторив Каннский конкурс, почему-то считается неэтичным). Во-вторых, в мире, где художественное кино явно переживает многолетний уже кризис идей, правда жизни (в достойном ее воплощении) – ну просто отдушина порою просто. И хотя и там бывают иногда суровые проколы (я как-то еле высидел фильм, где выжившие после крушения в горах люди кормились окоченевшими трупами; скучно как-то все это было показано), в целом это всё очень и очень достойно; смотрите всё.

Ну, на этом вежливые анонсы «не глядя» закончились. С утра уже начинаются пресс-показы и вместе с этим можно будет начинать «мочить» ММКФ уже на основании посмотренного. Впрочем, я давно заметил: ругаешься все десять дней, ругаешься… А потом, когда все закончилось, подсчитываешь фильмы – и пытаешься понять, так ли уж бесцельно оказываются эти дни прожиты. И как правило баланс выходит более-менее положительным. Не благодаря конкурсу, конечно. Хотя изредка и там попадается что-то стоящее – вот с прошлого года я, не считая русских фильмов, как минимум два названия могу вот так запросто вспомнить. А из «Перспектив» - даже целых три: «Луну», «Первый отряд» и «Я тебя съем». Будем надеяться, что в этот раз нам все повезет больше. Хотя во внеконкурсных программах хитов из Венеции, Берлина и Канн могло бы быть и побольше. Обычно ими добрая четверть всего завалена – а тут чего-то пожмотили. Оставили, видать, для проката – который, как водится, через год, через два… Ну, небось чем другим компенсируют.

* ***
Предыдущие обзоры:
Конкурс ММКФ (основной и «Перспективы») тут и тут.
«Восемь с половиной фильмов», «Азиатский экстрим» и «Московская эйфория» - тут.
«Вокруг света», «Гала-премьеры», «Русский след», «Секс. Еда. Культура. Слава» - тут.
«Социалистический авангардизм», «Новая волна» навсегда» и ретроспективы вообще - тут.
Удачного всем фестиваля.

1796

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×