Максим Марков | Близится ММКФ: подробнее о программах (часть вторая)
Тут и тут было рассказано про конкурс, вчера вот здесь я коротко поведал о фильмах, представленных в программах «8½ фильмов», «Азиатский экстрим» и «Московская эйфория». Теперь продолжим: «Гала-премьеры», «Вокруг света», «Русский след», «Секс. Еда. Культура. Слава».
«Гала-премьеры» зачастую остаются в нашей стране премьерами без дальнейшего проката – как ни странно, это касается даже и наших, российских, кинокартин. Не дошел до кинотеатров прошлогодний Кромовъ», сгинул неведомо куда показанный несколько лет назад мюзикл Василия Пичула «Кинофестиваль»… Впрочем, с «Брестской крепостью» такого не произойдет. Вообще-то, 22 июня фильм намечался к выходу в прокат, но прокатчики переиграли – и теперь широкому зрителю картина станет доступна только к 4 ноября. Но кто желает насладиться уже сейчас – пожалуйста. Александр Котт – очень интересный, хорошо себя зарекомендовавший режиссер, который не входит в «новую волну» лишь потому, наверное, что раньше снимать начал. Хочется надеяться, что его интенсивное сотрудничество с телевидением (а что – работать-то надо) не выйдет ему боком – и его большие фильмы останутся именно Фильмами.
Олег Фесенко («Час пик», «Ведьма», «Стритрейсеры») режиссер не столь блестящих достоинств, но его «Красный лед. Сага о хантах» любопытен как минимум тем, что это наглядный результат работы другого международного фестиваля – «Дух огня» в Ханты-Мансийске. То есть, там убедившись, какое это замечательное дело – кино, там решили фильмы не только показывать, но и снимать. С привлечением столичных знаменитостей вроде Михаила Евланова, Марины Александровой, Дарьи Мороз и Александра Баширова.
Русские есть и в «Концерте» - притом, что это европейская копродукция, играют там (причем главные роли) и наши: Гуськов, Баринов, Каменкова. И примкнувшая к ним Мелани Лоран – несравненная Шушанна из «Бесславных ублюдков», если кто имя не запомнил. Фильм получил два «Сезара» - за музыку и звук (что неудивительно), и выдвигался еще на четыре: как фильм, за сценарий, монтаж и режиссуру. Раду Михайляну - лауреат Венеции, Берлина, Монреаля, Сандэнса, «Сезара» и «Давида», крупное имя, то есть. Наверное, этот его фильм пропускать не стоит.
Евгений Афинеевский восемь лет назад был продюсером очередной экранизации «Преступления и наказания», но в историю мирового кино войдет, наверное, все же своим режиссерским дебютом под конгениальным названием «Ой, вэй! Мой сын гей!!» (даже неловко представить себе публику, которая заполнит «Октябрь» в день премьеры). У фильма уже есть приличный набор наград – от зрительских симпатий Нью-Йорка и Майами до, разумеется, титула «Восходящая звезда» (режиссеру) от геев и лесбиянок Техаса. Среди актеров там что-то делает Кармен Электра – наверное, доказует собой вынесенное в заголовок наблюдение.
Китайские «Телохранители и убийцы» выдвигались по шести позициям на Азиатские кинонаграды (были премированы актеры), а Киноакадемия Гонконга отдала картине восемь призов, включая за фильм и режиссуру. Более Тедди Чэнь наград, кажется, не имеет, зато числится среди китайских «Бекмамбетовых» - в том плане, что неизменно срывает феноменальную кассу.
Ну а про мультик «Гадкий Я» и говорить, наверное, нечего. В былые годы эту нишу традиционно занимал «Дисней» (именно на ММКФ представивший «Рататуя» и «Валли»), но так как теперь «История игрушек» составляет фестивальным фильмам прокатную конкуренцию, то нашлась альтернатива.
Программа «Вокруг света» не содержит в себе ничего «элитарного», но именно она, как правило, приносит больше всего не разочарований, а сюрпризов. Потому как если идешь на «лауреата» и «участника» - то велик шанс выйти потом из зала, плюясь направо и налево. А когда заранее ничего не ждешь – часто бывает, что приятному сюрпризу радуешься. К тому же, у этих фильмов и сеансов обычно больше бывает – легче попасть.
По части звезд в этой программе сразу выделяется «Происхождение» с супружеской четой Пол Беттани – Дженнифер Коннелли (надо полагать, они теперь специально такие вот совместные проекты под себя подбирают, чтоб не расставаться?). Это про Чарльза Дарвина, про то, как он книжку свою знаменитую написал, из-за которой суды по всему миру до сих пор иногда заседают. Имя режиссера – Джон Эмиел - тоже вызывает определенное уважение. Он, среди прочего, «Соммерсби» поставил, я очень в детстве эту картину любил. Ну и награды у него тоже какие-то есть, как же без них.
«Я - это любовь» - это великая и неповторимая Тильда Суинтон в главной роли. Мне довелось взять автограф у этой богини за пару дней до ее «Оскара», и я до сих пор чувствую прикосновение ее холодных пальцев... За эту свою работу она получила приз на фестивале в Дублине.
У Дорис Дёрри довольно много (семь) всяких наград, а ее «Цветение сакуры», участвовавшее в конкурсе Берлинского фестиваля (где я как раз Тильду хапнул - но эту вот ленту пропустил, к сожалению, а потом не удосужился) даже выходило в сильно ограниченный российский прокат. Про ее «Парикмахершу» можно было бы, наверное, и промолчать, но не удержусь, скажу: на фотографии, выложенной на сайте ММКФ, танцуют ну очень толстые тетеньки.
У Брендана Мулдауни есть приз Ситджеса за лучшую короткометражку. В родной Ирландии, как я понимаю, его числят восходящей звездой, и «Дикаря» выдвигали по шести категориям на местную премию (удосужился получить только монтажер). Чешский «Протектор» (реж. Марек Найбрт) получил на фестивале в Денвере приз за лучший фильм имени Кшиштофа Кеслевского – хочется верить, что пусть и на американской земле (что вообще-то немного странно), но такие призы просто так и абы кому не отдают. «Чужой» Фео Аладаг дали дипломчик в Берлине (не по конкурсной программе) и еще шесть номинаций на немецкую «Нику» (которая раньше «Лолой» была, а теперь почему-то вроде как нет, если я правильно понимаю).
Польские «Галерьянки», если судить не по сюжету, а по истории создания, напоминают житие Гай-Германики – тем более что и сняла их тоже девушка, Катажина Росланец такая. Она сперва, значит, короткий метр сделала (одноименный) - и получила за него серьезный приз на Польском кинофестивале. А спустя три года переделала все в 77 минут – и на том же фестивале отхватила еще и приз за дебют. Вот. А уж что внутри – сами увидите.
К творчеству Эмиля Золя обращаются нынче не только корейцы («Жажда»), но и жители Шри-Ланка – в частности, популярный тамошний актер Санатх Гунатилаке, фильмом «Однажды» дебютирующий в режиссуре. А на «Макса Шмелинга» (биография боксера) заранее заказать билеты должен, мне кажется, каждый мало-мальски приличный человек – чтобы поддержать рублем Уве Болла, официально, если я не ошибаюсь, признанного худшим режиссером современности. Какое-то время он даже, если я ничего не путаю, либо сам собирал деньги, чтобы выйти на пенсию, либо ему скидывались, чтобы он больше не снимал… Но в любом случае, новая картина маэстро – на ММКФ! Молодцы, не упустили. А что, может быть, и хороший фильм.
По понятным причинам не пройти мимо программы «Секс. Еда. Культура. Слава». Самый титулованный здесь – итальянец турецкого происхождения Ферзан Озпетек, представляющий «Холостые выстрелы». Участник Берлинского и Венецианского конкурса, с картиной «Окно напротив» он в 2003-м победил в Карловых Варах и получил «Давида» за лучший фильм. А его «Феерия непонимания» (2001) была триумфатором на лесбияно-геевских фестивалях в Нью-Йорке и техасском Остине. В ближайшем будущем подобная судьба, надо полагать, ожидает и бразильский фильм «Элвис и Мадонна». Это отнюдь не (как могло бы подуматься) байопик о стареющем Короле, случайно встречающем на своем пути девочку, которая впоследствии станет Королевой. Совсем нет: это про лесбиянку и трансвестита из Копакабаны – что тоже неплохо, если вдуматься.
Кристоф Шауб год назад представлял в конкурсе ММКФ швейцарскую версию «Реальной любви» «С новым годом!» (не ахти что, но выдвигалась как лучший фильм на тамошнюю кинонаграду), а сейчас везет «Исчезновение Джулии» - с Бруно Ганцом в одной из главных ролей. «Вегетарианка» мало того, что южнокорейская (что прекрасно), так еще и в международном конкурсе зимнего Сандэнса участвовала.
Программа «Русский след» - такой немного странный сегмент ММКФ, который, судя по всему, прижился здесь уже навечно. Это, в общем, про нас в мире, «наши люди в Голливуде» - и не только. Кому-то это, значит, интересно – ну что ж, пускай будет.
Серб Желимир Жилник в 1969 году получил берлинского «Золотого медведя» - за «Ранние заботы». Чуть позже он намеревался запустить к этой картине сиквел – по «Капиталу» Маркса, но что-то там не вышло, и фильм то ли не сняли вообще, то ли нигде потом не показывали (скорее, первый вариант все же). В любом случае, на старости лет режиссер вернулся к мечте – и поставил «Старую школу капитализма», не экранизацию, но какие-то отголоски, наверное, имеются.
«Плохой день для рыбалки» отмечен наградами в Варшаве, Софии (приз ФИПРЕССИ), Хихоне, Аргентине и Уругвае – то есть, состоявшаяся такая картина. По описанию не очень понятно, насколько там русским духом пахнет – но наверняка что-то такое есть. У финского «Допроса» было шесть номинаций на финскую кинопремию (выиграла актриса), но интересен он, наверное, не столько сам по себе, сколько автором: Йорн Доннер – специалист по Бергману, ставший в итоге продюсером «Фанни и Александра».
«Снег и пепел» молодого канадца Шарля Оливье-Мишо отхватил главный приз на фестивале «Слэмдэнс» в Юте. А американский «День победы» (снят известным вроде бы журналистом Шоном Рэмсеем) завоевал на калифорнийском фестивале фильмов в жанре экшен награду за лучшее политическое высказывание.
Поклонники фигурного катания не должны пропустить, по идее, картину «Танцы на льду» - само название уже обязывает. Хотя синопсис ничего о коньках не повествует – так что как бы «облома» не вышло. Фильм участвовал в конкурсе Салоников, где грек Ставрос Иоанну уже получал пару призов за свои прошлые работы. Как эксперимент интересен альманах «Кинопоезд Бишкек-Москва»: его участники сели – и поехали, и кино по пути сняли.
А с собственно российским кино (если рассматривать это понятие широко) на фестивале, как водится, странная ситуация. Вроде как в дни фестиваля в Доме кино традиционно проходит обширная программа новых отечественных фильмов. Но – по каким-то загадочным причинам она существует вне ММКФ! То есть, гости фестиваля имеют возможность узнать про современное кино Чили – но собственное кино при этом находится по отношению к прочим программам в какой-то странной резервации. И на официальном сайте ММКФ не представлено. И как туда простые зрители попадают – я не знаю. Бред – но так вот всегда. Хотя там обычно показывают свежеиспеченные хиты «Кинотавра». Их и потом, конечно, еще покажут – но многим хочется ведь увидеть всё поскорее. А еще там полно картин, которые потом с тихим бульком благополучно уходят на дно – так что еще вопрос, стоит ли на них так спешить.