Максим Марков | Близится ММКФ: подробнее о программах
Определился с призами «Кинотавр» - и близится уже, близится, Московский Международный! Начнем потихоньку знакомится с главной – внеконкурсной – его программой.
Главное, что надо отметить в связи с ММКФ – у них наконец-то закончились многолетние проблемы с сайтом. Прогресс серьезный налицо: желающие могут не только поразглядывать фотографии в избытке, но порою даже посмотреть трейлер и почти везде – скачать официальный пресс-релиз! Так что недостатка в информации по картинам вроде как наблюдаться не должно. За исключением мелочи: до сих пор необъяснимой проблемой остается внятное указание полученных тем или иным фильмом наград - что, в принципе, зачастую является главным ориентиром для зрителя в этом почти безбрежном кинопространстве.
Поэтому вместо того, чтобы тупо переписывать вывешенные на сайте ММКФ синопсисы, я тупо введу вас в курс относительно предыдущей фестивальной судьбы картин, которые приедут к нам в ближайшие дни. Так как про конкурс все основное, что можно было, я уже сказал – тут и тут, то продолжим с одной из самых популярных (по-настоящему) программ - «8 ½ фильмов».
С «Ливаном» (реж. Шмуэль Маоз) проще всего: это «Золотой лев» прошлого Венецианского фестиваля, так что марш за билетами. Добавлю разве, что в самом Израиле, когда подводили итоги прошлого киногода, «Ливану» дали четыре приза из десяти номинаций, но лучшим фильмом назвали все же «Аджами» (который затем безуспешно выдвигался на «Оскар»).
У французского режиссера Ксавье Бовуа имеется ряд неплохих наград, в частности весьма почетный приз Жана Виго за лучший фильм 1995 года, но все они меркнут перед главным: его нынешний фильм «О людях и богах» - обладатель Гран-при 63 Каннского кинофестиваля. Другой важный лауреат и тоже радостный хозяин Гран-При жюри, только на сей раз берлинского - румынский (куда уж без них) «Хочу свистеть – свищу!».
В рамках этой программы свою картину «Евразиец» представит Шарунас Бартас. Обычно, если память не изменяет, в честь членов жюри (а Бартас нынче именно такой) на ММКФ устраивали специальные показы, всякие Гала-премьеры, а тут – «8 ½». Но странно в этом ничего нет, так как именно в этой почти элитарной, синефильской подборке Бартасу и место. Я уж не буду говорить, что он – «режиссер не для всех», зачем же. Но вообще некоторый запас «кинематографической» прочности на входе в зал иметь, мне кажется, следует. А заядлым киноманам пропускать фильм, пожалуй, не следует: Бартас, хоть и литовец, реально принадлежит к сегодняшним европейским классикам. И хотя престижных главных наград в его запасе, кажется, но разные призы помельче имеются – из Берлина, Венеции, Салоников, Торино и Амстердама. В своем новом фильме, кстати, он сам исполняет главную роль, а еще там играет прекрасная Клавдия Коршунова, которой тоже имеет смысл полюбоваться.
Майкл Роу сам австралиец, но живет в Мексике, где и снял свой дебютный фильм «Високосный год». За который получил в мае «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале. Итало-австрийская «Малышка» в Каннах получила какой-то диплом и две награды – за фильм и за женскую роль – на фестивале в испанском Хихоне, а одновременно с ММКФ будет представлена на Международном фестивале в Лос-Анджелесе. Там же – помимо Москвы - покажут и грузинских «Прогульщиков».
Предыдущий фильм Хитоси Мацумото участвовал в конкурсе Ситджеса – неплохая вроде бы рекомендация. Его прошлогодний «Символ» в двух категориях (актер и спецэффекты - безрезультатно) выдвигался на Азиатского «Оскара», а на страничке фильма на imdb.com доброжелательные пользователи остались притягательный комментарий: «Один из самых странных фильмов, которые вы видели».
Паоло Соррентино приличным людям представлять, наверное, не надо: «Изумительный», два года назад премированный в Каннах, год назад показанный на ММКФ, ровно вот сейчас добрался, наконец, до российского проката. Одно досадно: его «Неспешная игра» - это короткометражка, та самая «половинка» в заголовке программы.
Другая программа, неизменно вызывающая на ММКФ заслуженный ажиотаж – «Эйфория» Андрея Плахова – нынче по каким-то причинам пережила трансформацию. Теперь она «Московская «Эйфория» - выбор ФИПРЕССИ». И, как понятно, наверное, из самого названия, включает в себя подборку картин, некогда отмеченных кинокритиками (ФИПРЕССИ – это их главная мировая организация) на разных кинофестивалях. В том числе и на Московском – смотри «Коктебель» Хлебникова и Попогребского. Так как фильмы все не то чтобы старые, но, так скажем, уже давно изданные на DVD, то проблемы увидеть их и помимо фестиваля как бы никакой и не стоит. Но некоторые, как я знаю, все еще любят глядеть кино на большом экране – и тут как раз хорошая возможность.
Сразу притягивают глаза два названия – «Видео Бенни» Михаэля Ханеке, о котором я имел честь писать не так давно в «Бриллиантах» (любопытная работа!), и «Жизнь Иисуса» Брюно Дюмона, про которого если вы ничего не знаете – значит, вам здорово повезло в жизни (а так вообще очень крупный автор считается). Еще есть румын, опять же, Кристи Пую, с которого, как принято говорить, и пошла вся эта «румынская новая волна» («Смерть господина Лазареску»), которая чем-то приглянулась миру. «Товар и деньги» - его первая картина, отмеченная киноведами еще в 2001 году в Салониках.
Насчет остальных картин этой программы промолчу – учитывая ее, как-никак, ретроспективный характер. Зато еще немного о другой традиционно плаховской программе «Азиатский экстрим», которая и всегда интересна, а в этом году должна, по идее, привлечь совершенно особое внимание. Потому как стало совсем уж очевидно, что именно из Азии происходят все главные сегодня режиссерские самородки мира – во всяком случае, выбор профессионалов, сделанный в конце минувшего десятилетия, свидетельствует именно об этом. Правда, зайку нашего Вирасетакуна я в показах ММКФ пока не нашел (не везде, может, еще смотрел?) (зато тут есть прекрасная девушка с еще более сложным именем Аноча Сувичакорнпонг), но и без него счастья для любителей всего «этакого» будет навалом. Цай Минлян, например, которого умные люди числят за классика (а я, признаться, от его «Капризного облака» чуть с ума не сошел, такая мура). Его «Лицо» год назад было в конкурсе Канн, две азиатские кинонаграды отметили в фильме декорации и костюмы, и там играют всякие приятные французские звезды, Фанни Ардан и Летиция Каста, в частности.
Ли Чандон из Южной Кореи, что уже само по себе должно привлечь зрителя в кинозал. А кроме того у него полна коробочка призов из Венеции, Роттердама, Карловых Вар; «Тайное сияние» числилось в ряду лучших фильмов 2007 года. Его «Поэзия» из нынешних Канн увезла приз за сценарий. И не спутайте Пак Чхан Ок с постановщиком «Олдбоя» - нет, это вообще она, не столь титулованная, хотя вот представляемый фильм «Пхачжу» уже имеет две (не самые главные на свете) награды.
У режиссера по имени (не буду шутить со склонениями) Тань Чжуан Чжуан имеются хорошие награды и из Токио, и из Шанхая, и мелочи из Берлина и Венеции. Зато в его фильме «Воин и волк» играет достаточно уже известная (и как я слышал, имеющая в планах стать известной еще более) Мэгги Кью.
Китаец Йонфань («Принц слез» ) имеет не только приз ФИПРЕССИ ММКФ (за «Пионовую беседку»), но и главную награду Миланского фестиваля геев и лесбиянок – согласитесь, такая не у каждого режиссера есть. Филиппинская «Схватка» (реж. Пепе Диокно) имеет венецианский приз престижной программы «Горизонты» и кучу номинаций (так и оставшихся номинациями) на местного Золотого орла». А про лишенное выдвижений вьетнамское «Столкновение» добрые критики с imdb написали, что «хороший экшен потерян в мыльной опере».
Да, практика показывает, что самое интересное организаторы фестиваля стараются показать не только зрителям, но и журналистам. Так бывает, конечно, не всегда, и бывают, конечно, печальные ошибки, но все-таки – определенный ориентир. Так что если видите вдруг на страничке картины указание на пресс-показ – имейте в виду.