Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Последний рыцарь на Земле»
Скотт Снайдер продолжает населять Мультивселенную самыми разными вариациями Бэтмена, отважно экспериментируя с жанрами и беспощадно тестируя на прочность читательские нервы. Вот и «Последний рыцарь на Земле»: мало того, что здесь действует бэтменовский клон, так ещё и по стилистике это ближе к «Безумному Максу», нежели к привычному Готэму!..
Мне лишь известно, что это я уничтожил наш мир. {…} Но что, если все снова погибнут? Из-за меня?
Очнувшись в больнице, Брюс Уэйн видит возле себя врача, похожего на Джокера и уверяющего, что вот уже почти двадцать лет он, Брюс Уэйн, лежит в психиатрической лечебнице Аркхем. Понятно, что всё это – какой-то хитро продуманный трюк, обман, но беда в том, что и верный Альфред подтверждает: с тех пор как Брюс «убил своих родителей в том переулке», он был под наблюдением множества врачей – «от специалиста по поведенческой психотерапии до физиотерапевта», которые в сумрачном мозгу пациента превратились в «злодеев в кровавой драме под названием “Бэтмен”».
«Но на самом деле, Брюс, ты не Бэтмен», – уверяет Альфред, показывая и смирительную рубашку, и маску, которая всё это время «была одним из средств фиксации при шоковой терапии»...
Брюс, пожалуйста. Взгляни правде в глаза. Взгляни и прими. И тогда мы отправимся домой. Снова сможем жить в поместье.
Читатели, не пропускающие новинок DC, издаваемых на русском языке «Азбукой-Аттикус», сразу увидят общность этой завязки с финальной частью другого графического романа – «Джокер: Убийственная улыбка», вышедшего у нас совсем недавно. Неужто Скотт Снайдер плагиатит? Или, напротив, это Джефф Лемир повторяет за ним?.. Или оба просто по-своему развивают лежащую на поверхности идею о том, что всё в известном нам Готэме – лишь плод больного воображения?..
Однако листаем дальше – и вскоре понимаем, что для Снайдера первые главы – лишь спусковой крючок, а дальше начинается история совершенно иного рода. Где Бэтмен, вырвавшись из больничных оков, оказывается в постапокалиптическом мире, посреди безжизненной пустыни, где больше нет никакой привычной жизни, температура воды в океанах держится в районе 66 градусов, а выжившие остатки человечества прячутся в подземельях, намереваясь в скором времени отправиться ещё глубже…
А главное: на вопрос, кто это сделал («Кто уничтожил планету?»), бывшая Чудо-Женщина, ходящая теперь с панковским ирокезом, отвечает без тени сарказма, но с большим сожалением: «Всё просто, Брюс. Это сделал ты».
А потом посреди всего этого хаоса в твоём родном городе поднялось новое зло. Он называл себя Омегой и был худшим из худших. Бок о бок с уцелевшими злодеями мы дали ему бой. Мы все. Последняя война. Но мы проиграли. Он был невероятно силён. Более того, в его распоряжение попало уравнение Анти-жизни, с помощью которого он захватил Восточное побережье. Ходят слухи, что недавно Омега нашёл способ усилить его действие в тысячу раз. Так что очень скоро он подчинит себе разумы вообще всех живых существ на этой планете.
Прежний же Бэтмен давно погиб, и тот, кто называет себя Брюсом Уэйном сейчас, – его идеальная копия, клон, наделённый былыми воспоминаниями (вот он – ответ на вопрос, почему Бэтмен никогда не стареет). И хотя, по мнению Дианы, он лишь «призрак, эхо», сам новичок настроен решительно и отчаянно рвётся в бой:
Я не прежний Брюс Уэйн. Тот умер вместе со старым миром, сражаясь за то, во что верил. И я не проходил через всё то, что пережили вы. Я молод и верен идеалам. Вот поэтому для этой миссии я самый подходящий Бэтмен.
Пусть все вокруг уверяют, что «всё кончено», «мы проиграли», «наступил конец всему» («Брюс, ты не понимаешь. Битва уже произошла. {…} Ты всё пропустил»), он готов бросить вызов этому коварному и безжалостному Омеге – тем более что по всем описаниям они очень похожи: «Он был тобой, только безумным, одержимым. Был сильнее, быстрее». По сути, они с ним две противоположности – и это будет их личное противостояние...
Омега явно из тех, кого я тренировал лично. Либо его сделали по моему подобию… Я чувствую это. Между нами есть связь. Я несу за него ответственность. Омегу создал Бэтмен.
Может показаться, что в «Последнем рыцаре на Земле» Скотт Снайдер и верный ему художник Грег Капулло рассказывают не одну, а две или даже три разных истории. И завязка здесь – словно бы сама по себе, и развитие сюжета – будто бы вообще про другое, а уж финал – и вовсе нечто этакое!.. Вероятно, так и видит свою миссию автор: удивлять, поражать, каждый раз находить новые сюжетные твисты.
Скучающая в пустыне и подобранная новым Брюсом голова Джокера в стеклянной банке («Так вот, чё хотел спросить… Можно я теперь буду твоим Робином? Ну пожалуйста!»)!
Лекс Лютор в футболке с логотипом “S” и модифицированные прототипы Супермена в сарае на бывшей ферме Кентов!
Дик Грейсон во главе Двора Сов!..
Странная неразгаданная загадка – кому понадобилось на протяжении года вырисовывать по улицам Готэма гигантский силуэт мёртвого Бэтмена с сердцем, оказавшемся точно в Преступном переулке? («На следующий день линии исчезали. Вот и вся тайна. Больше ничего не происходило».)
И новая – весьма жуткая! – версия гибели Уэйнов, исходя из которой это было вовсе не банальное убийство, а… заслуженная месть!
Всё это, конечно, весьма и весьма впечатляет.
Мы в Лимбе. Плывём по реке мёртвых. {…} Скоро и до тебя донесутся голоса всех тех, за чью смерть ты ощущаешь вину. Мёртвые будут взывать к тебе. И если ты последуешь их зову, если упадёшь в эти воды… То присоединишься к ним.
И всё бы было хорошо, если б концы с концами сходились.
Однако проблема Снайдера в том (а это, похоже, и правда уже проблема), что именно концовки даются ему хуже всего. Ловко запрягая и стремительно увлекая читателя в очередное путешествие, он – складывается такое впечатление – не просчитывает сюжет далеко наперёд, позволяя ему расти и развиваться самостоятельно, без опоры на авторское начало, на некий общий замысел. Быть может (и даже скорее всего), он, этот замысел, изначально в каких-то общих чертах и есть – но стрела, им заправленная, в итоге просто не достигает своей цели. А если и попадает в мишень, то не в яблочко.
Скотт Снайдер, конечно же, по-прежнему голова (выражаясь старорежимным образом), но в данном случае есть ощущение, что он – как и придуманная им новая версия Джокера – действительно лишь голова, законсервированная зачем-то в банке.
Быть может, прав сделавший укол доктор: «Вы слишком долго блуждали во тьме. Теперь ваши глаза должны привыкнуть к свету».
Ты наконец-то свободен. {…} Нет никакой борьбы за справедливость, никакой проклятой миссии. Просто живи… Так, как никогда не мог себе позволить… Будь Брюсом Уэйном. Не Бэтменом.
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Чёрное зеркало»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Двор Сов»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Нулевой год»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи. Эндшпиль»
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Бэтмен, Который Смеётся» Скотта Снайдера
Бумажные комиксы. «Бэтмен: Detective Comics #1000»
Бумажные комиксы. «Джокер. 80 лет знаменитому злодею»
Бумажные комиксы. «Джокер» Джеффа Лемира: «Убийственная улыбка»
Бумажные комиксы. «Заражение» Тома Тэйлора
Бумажные комиксы. «Заражение» Тома Тэйлора: «Неубиваемые»