Максим Марков | Бумажные комиксы. «Джокер» Джеффа Лемира: «Убийственная улыбка»
Доктор Бен Арнелл – в силу каких-то не очень понятных здравому человеку причин («Я занимаюсь этим делом из лучших побуждений, понимаешь?») – полон решимости… вылечить Джокера. С этой целью он проводит с пациентом Аркхема регулярные беседы, но уже подозревает, что несколько недель – срок для достижения цели крайне маленький. Есть, впрочем, одно «но»…
Легко догадаться, что сюжет Джеффа Лемира, проиллюстрированный художником Андреа Соррентино, посвящён безумию. Безумно само стремление доктора Арнелла – уж мы-то это со всей точностью знаем! Вся история запредельно бездушного злодея без каких-либо оговорок (разве что самых редких, апокрифичных) говорит нам о том, что «Джокер – это болезнь. Он разрушает всё, к чему прикасается». И тут просто невозможен спойлер: ну совершенно же очевидно, что несчастный Бен поймёт это – на своём горьком опыте – неотвратимо поздно.
И как же он жил – и комиксов не читал?!.
Но позвольте спросить вас, док… Представьте, что вам удалось. Скажем, вы смогли «вылечить» меня. Как это поможет тем сотням людей, которых я убил? Даже если я стану здоровым и вменяемым, разве это воскресит их?
Но дело ведь не во мне, правда? И не в моих жертвах.
Всё дело в вас…
…разве нет, Бенджи?
Но в данном случае интересно, конечно, не то, что будет в конце, а то, как именно это произойдёт. Важна та цепочка событий, что приведёт амбициозного доктора к осознанию безумия как «двери к истинной свободе», ключ от которой даст ему, разумеется, сам Джокер. Читателю страница за страницей предстоит пройти тот путь, что со всей однозначностью сделает фразу «Нам остаётся только войти в эту дверь вместе» действительно возможной.
Есть два мира. Но что делать, если ты сам не понимаешь, в каком из них находишься? В смысле… осознаёшь ли ты происходящее, когда начинаешь сходить с ума?
Я знаю, как это для тебя важно. Но, Бен, это неправильно. Я хочу сказать, что нельзя оставаться наедине с той… с той тварью. Это может причинить вред твоему здоровью. Или подвергнуть опасности. И я не хочу, чтобы ты приносил эти мысли домой.
Конечно, главное правило для всех, кто по долгу службы соприкасается с тьмой, – не пускать эту тьму в собственный мир, ограждать работу от личной жизни, разделять одно и другое, ни в коем случае не смешивать. Так старается делать и герой этой книги, тем более что дома его ждут любящая жена и подрастающий сын…
Вот только интересно, каким образом у Саймона оказалась книжка «Мистер Улыбка в городе Счастья»?.. Вроде бы детская сказка про «счастливый-счастливый городок» («О, на всём свете не сыскать было места счастливее города Счастья!») – но с каким-то странным развитием сюжета: однажды туда «пришёл новый друг», Мистер Улыбка, да не с пустыми руками, а с бензопилой – «и весенний воздух наполнился рёвом маленького двигателя и запахом солярки…»
И пока зверёк умирал на полу, Мистер Улыбка спросил: «Ты ведь знал, что случится. Зачем же ты вошёл?»
Испуская последний вздох, бедный малыш ответил: «Потому что я должен был понять, каково это…»
«Бен, ты хороший человек, – говорит, засыпая жена. – Просто иногда думаешь слишком много». Ну да, мы-то с вами про это со школьной скамьи знаем. Про то, что горе – от ума.
Но историей доктора Арнелла «Убийственная улыбка» не кончается. Здесь есть ещё вторая часть (небольшая, что позволило уместиться им в одном томе) – и называется она «Бэтмен: Убийца улыбок». Очень похоже, только чуть сместились акценты.
И этот рассказ – тоже на что-то определённо похож. В нём сделано простейшее допущение: что, если Брюс Уэйн – всего лишь пациент лечебницы, а Джеймс Гордон – наблюдающий его с самого детства психиатр?.. Или всё это неправда?
– Я – Бэтмен.
– Я знаю.
– Знаешь?
– Ну да. Я знаю, что ты так думаешь. Но, Брюс, мы проходили это уже миллион раз. Бэтмена не существует. И тебе это известно.
– Они пытаются убедить нас в этом! Это ловушка! Хитрый план. Возможно, меня накачали наркотиками… промыли мозги! Возможно, всё это ненастоящее. Должен же быть отсюда выход.
А не надо было смотреть программу «Мистер Улыбка и его кукольный домик», после которой юный Брюс – по добросердечному, разумеется, указу ведущего – одним прекрасным днём едва не проткнул себе глаз ножницами. Телевизор также (о чём мы тоже прекрасно все знаем) то ещё Зло. Как и все прочие медиа. Они зомбируют младые умы, гипнотизируют и превращают людей то ли в овощей, то ли в вату. Будьте осторожны с выбором канала и передачи.
Не то придётся потом доказывать не столько окружающим, сколько самому себе:
Я всегда был Бэтменом. Я всегда буду Бэтменом, какой бы костюм я ни носил. Что бы они не сделали с моим разумом… Какую бы ложь мне ни внушали.
Слоганы с рекламных плакатов, размещённых здесь в подборке дополнительных материалов, традиционно не скупятся на обещания: «Такой истории о Джокере вы ещё не читали!», «Безумная история о Джокере, полная сумасшествия, паранойи и одержимости». С этим и можно, и не хочется спорить.
Ведь, в принципе, мы много ещё «таких историй» не читали, но много уже – благодаря «Азбуке-Аттикус» – читали других. И сказать, что «Джокер: Убийственная улыбка» – это нечто из ряда вон выходящее, лично я, пожалуй, не смогу.
Однако тандем Лемир – Соррентино по-своему всё-таки велик: сценариста отмечу за смелость, а художника – за краски, монтаж и смешение стилей. А потому их вариация на темы Джокера – пусть и не самая, на мой взгляд, передовая – определённо заслуживает внимания в длинном ряду других книг, бросающих читателю недвусмысленный вызов.
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Зелёная Стрела» Джеффа Лемира и Андреа Соррентино: «Война Посторонних»
Бумажные комиксы. «Зелёная Стрела» Джеффа Лемира и Андреа Соррентино: «Машина смерти»
Бумажные комиксы. «Бэтмен Проклятый» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо
Бумажные комиксы. «Джокер» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо
Бумажные комиксы. «Джокер. 80 лет знаменитому злодею»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Шона Мёрфи: «Белый Рыцарь»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Алана Мура и Брайана Болланда: «Убийственная шутка»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Эда Брубейкера: «Человек, который смеётся»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи. Эндшпиль»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Тома Кинга: «Война Шуток и Загадок»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джима Старлина и Джима Апаро: «Смерть в семье»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»
Бумажные комиксы. «Лечебница Аркхем. Ад на земле» Дэна Слотта