Максим Марков | Бумажные комиксы. «Коллекционер» Серджо Топпи

05.03.2021 10:01

Одному из основополагающих европейских графических романов – «Коллекционеру» Серджо Топпи о загадочном богаче, не ведающем преград на пути к своей цели, – уже более тридцати лет; благодаря московскому издательству «Zangavar» это прекрасное произведение обретает новую жизнь – на русском языке в переводе Михаила Хачатурова.

(**Этот текст написан и впервые опубликован в 2017 году**)

Фрагмент полосы из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Настоящее имя главного героя никому неизвестно; вполне достаточно того, что «векселя с подписью «Коллекционер» охотно принимают от Сиэттла до Гонконга». Он очень богат (канадские леса, южноафриканские фермы, цейлонский чай, собственные корабли), но в быту совершенно неприхотлив: легко может обустроиться вдали от любопытных глаз на заброшенном прииске, тем более что большую часть своего времени Коллекционер вообще проводит в путешествиях, принимая на себя как тяготы природных и погодных условий, так и трудности общения с зачастую недружелюбными аборигенами.

Полоса из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Несколько историй о нём имеют временной разброс с 1865-го по 1899-й годы, географический – от американского штата Миссури до безлюдной тибетской долины, от Карпатских гор до эфиопской пустыни Данакиль, от острова у берегов Ирландии до острова к западу от Новой Гвинеи. Суть своих странствий сам герой объясняет следующим образом:

Не стоит равнять меня с обычными коллекционерами. {…} Я собираю лишь те предметы, которые наполнены для меня особенным смыслом, предметы, у которых, если хотите, есть собственная судьба. Каждый из них в своё время стал персонажем отдельной истории, благодаря скрупулёзным исследованиям известной лишь мне одному. Как только такой предмет оказывается в моём распоряжении, больше его не видит никто.

Полоса из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Ремесло коллекционера – это прежде всего терпение, рутина. Но бывают и волнительные моменты…

Именно эти «волнительные моменты» и стали основой составляющих книгу пяти глав – пяти увлекательных путешествий:

– за «Камулетом из красного камня» - индейской трубкой, по завиткам дыма из которой можно прочесть собственную судьбу;
– за «Абиссинским обелиском» – чёрным камнем, прикосновение к которому способно сделать человека «царём царей и владыкой всей Эфиопии»;
– за «Слезой Тамерлана», некогда застывшей и превратившейся в подобие драгоценного камня с одной весьма удивительной особенностью;
– за «Скипетром Муйредаха», в своё время принадлежавшим великому королю Ниалу Глундуббу, легко поднимавшему с его помощью каменные глыбы;
– за «Амулетом Падмасамбхавы», дающим «безграничную власть как над предметами, так и над живыми существами».

Панель из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

«Я всегда нахожу то, что собираюсь найти»; «Я всегда получаю то, что хочу»; «Я всегда узнаю то, что должен узнать» – незыблемые принципы, на которых стоит этот герой, не привыкший скрывать свои намерения и всегда прямо заявляющий о своих желаниях. Он не поскупится на вознаграждение, коли требуемое отдадут ему по доброй воле, но не задумываясь пойдёт на обман и даже убийство, ежели на его пути окажется недоброжелатель: «Никто не остановит Коллекционера, когда он движется к своей цели». Время при этом не имеет никакого значения: поиски могут отнять как месяцы, так и годы; при необходимости герой бесстрашно готов даже переступить границу реального. Он неутомим, и спрятаться от него невозможно: «Мне жаль того, за кем ты идёшь: на его месте я предпочёл бы стаю голодных динго».

Полоса из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Здоровый цинизм Коллекционера при этом зачастую вступает в любопытную спайку с его неординарными представлениями о справедливости и долге. То и дело оказываясь в зоне боевых действий («Эти колониальные войны! Раз за разом одно и то же: мало славы в победе, много позора в поражении…»), он всякий раз принимает сторону не цивилизованных агрессоров, а по-своему мудрых дикарей-аборигенов – не только лично убивая двух английских офицеров, дабы помочь племени маори, но и на некоторое время заменяя легендарного вождя индейцев Неистового Коня в решающей битве с не менее известным Кастером. Впрочем, последняя информация «строго конфиденциальна» – и один журналист уже поплатился за одно только намерение сделать из неё газетную сенсацию…

Полоса из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

«Никогда не пытайтесь обмануть Коллекционера, это может обернуться серьёзными неприятностями», – и правда, к подобному предупреждению стоит отнестись с предельной внимательностью. Знание колдовских заклинаний отнюдь не исключает практической предосторожности – и потому вместо золота в его сумке спрятана взрывчатка, вместо лекарства в специальном цилиндре томится смертоносная змея, а дротик с кураре заменяет ему сигару. «Коллекционер должен быть готов ко всему», – и совет сменить зонтик на кольт 45-го калибра из его уст совсем не кажется излишним.

Полоса из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Увлекательный приключенческий сюжет органично сочетается здесь с безупречными чёрно-белыми иллюстрациями. Художнику удались и внушительная галерея филигранно прорисованных персонажей, и сцены «невероятной, в худшем смысле слова звериной, жестокости». Если уж призрачное видение способно вмиг превратить «винтовку в штопор», то что говорить о людях, в своих страстях никогда не знающих меры?.. «Борьба переросла в безжалостную войну, от которой дрожали горы и плавились камни», – таковы все истории, которые притягивают внимание Коллекционера, что подчёркивают не только слова, но и предельно реалистичные рисунки.

Фрагмент полосы из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер»

Превосходный роман, превосходное издание. Единственный принципиальный «минус» которого – альбомный формат, не позволяющий, допустим, захватить книгу с собою в метро. Однако в этом есть и своя логика, отвечающая плавному течению сюжета: знакомство с «Коллекционером» таким образом предполагает домашнюю тишину, спокойную обстановку, при которых уровень проникновения в текст и наслаждения от созданных автором образов будет на порядок выше, нежели в шумной городской суете.

Фрагмент полосы из графического романа Серджо Топпи «Коллекционер»

Как не торопится сам Коллекционер, так не стоит торопиться и читателям. Воспримите эти истории как новые сказки на ночь: роскошный том будет ждать вас в конце утомительного рабочего дня, пять глав – вот и прошла неделя. «Мало!» – воскликните тогда вы, но чем ещё хорош роман Серджо Топпи, так это тем, что нисколько не теряет при повторном изучении. В нём есть атмосфера, магия – и тот особый нерв, что настраивает на приключения и способствует снам, наполненным головокружительной интригой.

Обложка графического романа Серджо Топпи «Коллекционер» © «Zangavar»

Читайте также:
Бумажные комиксы. «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса: №1
Бумажные комиксы. «V – значит Vендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда
Бумажные комиксы. «Призрак в доспехах» Сиро Масамунэ: 1
Бумажные комиксы. «Блэксэд» Диаса Каналеса и Гуарнидо: книга 1
Бумажные комиксы. «Справедливость» Джима Крюгера и Алекса Росса
Бумажные комиксы. «Кризис героев» Тома Кинга
Бумажные комиксы. «Супермен» Марка Миллара: «Красный сын»
Бумажные комиксы. «Лечебница Аркхем. Ад на земле» Дэна Слотта
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Чёрное зеркало»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Шона Мёрфи: «Белый Рыцарь»
Бумажные комиксы. «Чудо-Женщина» Грега Раки: «Гикетейя»
Бумажные комиксы. «Джон Константин. Hellblazer» Гарта Энниса: «Страх и ненависть»
Бумажные комиксы. «Ворон» Джеймса О’Барра
Бумажные комиксы. «Мечтатель / Daytripper» Фабио Муна и Габриэля Ба
Бумажные комиксы. «Джо-варвар» Гранта Моррисона
Бумажные комиксы. «Удивительный Человек-Паук» Стэна Ли и Стива Дитко
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху» с иллюстрациями Франсуа Баранже
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Хребты Безумия» с иллюстрациями Франсуа Баранже: том 1
Рецензия на книгу Грегори Манчесса «В ледяном плену»

1422

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×