Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи. Эндшпиль»
Ран Скотта Снайдера и художника Грега Капулло, переосмысляющий и осовременивающий Бэтмена, вполне обоснованно заслужил высшие оценки рецензентов, высветив новые стороны давно знакомых героев. Нешаблонный накал страстей, нестандартные сюжетные ходы, порой пугающие до жути эпизоды, тайны и обманы, своеобразная «любовь» и невообразимая ненависть – всё это моментально превращает их книги в современную классику.
На этой земле нет ничего, что я ненавидел бы больше. Больше, чем тебя, Джокер.
Бесследно пропав на целый год, самый страшный злодей Готэма вновь возвращается с чередой кровавых злодеяний – убивая как несметное число полицейских, так и ближайших помощников глав всех мафиозных семейств. Причём ужас, им творимый, вполне сочетается с его столь же ужасающим внешним видом: сперва он срезал с самого себя лицо, а теперь пользуется им как маской (бррр!).
Легко догадаться, что основной объект затеянной им игры – Бэтмен и всё его довольно многочисленное семейство друзей-союзников: Робин, Найтвинг, Бэтгёрл, Красный Колпак, Красный Робин. Джокер намерен причинить чудовищную боль каждому юнцу из этой отважной пятёрки – и сполна насладиться тем моральным опустошением, что накроет в таком случае его стародавнего противника.
Ты слишком медлителен, чтобы играть со мной. Раздобрел. Размяк. Ах, Бэтссс, в твоём королевстве что-то здорово прогнило. {…} Я вернулся, чтобы спасти тебя! Спасти от тех, кого ты называешь своими союзниками. От твоих прихлебателей. Тех, кто сделал тебя таким вялым. Тех, кто делает тебя таким слабым. Я здесь, чтобы избавиться от них. Избавиться поодиночке…
Но Снайдер не останавливается исключительно на кровавой мести, достойно выписывая тонкую вязь психологических мотивировок и признаваясь в одном из интервью: «Я хотел, чтобы в конце истории остались эмоциональные и психологические шрамы и раны».
«На этот раз Джокер хочет истребить нас всех, да? – уточняет Найтвинг. – Семейное дело?» Но в том-то и суть, что Бэтмен по натуре своей – одиночка и по-прежнему не готов делить хоть с кем-то свои заботы и переживания. «Отец, ты не можешь нас постоянно опекать. Мы хотим сражаться за тебя», – бесстрашно уверяет поддерживаемый всей командой малыш, но угрюмый взрослый решительно стоит на своём. «У тебя секреты от нас, но не от него», – справедливо полагают подростки, и Джокер, ставший по замыслу нового автора в чём-то похожим на Питера Пэна, это подозрение умело использует в своих целях: «…Неприятная правда состоит в том, что в глубине души, под всеми своими масками, Бэтмен любит меня больше, чем вас».
– Если ты думаешь, что, завязав мне глаза, сможешь меня запугать…
– Ха-ха-ха-ха! Ты правда считаешь, что я… Хахаха! Добрый сэр, глаза вам никто не завязывал.
– Но…
– Я их выжег. Аммиаком.
Примечательная особенность «Смерти семьи», первой половины данного тома, состоит также в том, что в весьма заметной своей части эта повесть – очевидный и почтительный реверанс в сторону легендарного романа Гранта Моррисона «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле». Не столь, конечно, мудрёный, но уважительно заимствующий сюжетный ход, связанный с посещением печально известной психбольницы, которую Джокер умудрился со всеми потрохами «подобрать» под себя.
Заманивая Бэтмена в свой «королевский замок», злодей подготовил для него по-своему понимаемое «любовное послание», пригласив поучаствовать в веселье «весь твой ближний круг, всех тех, кто больше всего тебя любит», в том числе Кобблпота, Эдварда Нигму, Харви Дента и многих прочих. И заходя на очередной круг сотворённого Джокером ада, герой как мантру повторяет: «Напоминай себе, что он всего лишь человек. Такой же, как ты. Помни: у него есть плоть и её можно рвать; у него есть кости и их можно ломать».
Но я не смог так долго быть вдали от тебя. Скучал. И вот я здесь, стучу тебе в окошко. Ищу тебя, моя тень. Зову на улицу поиграть. Ну как, выйдешь? Поиграешь со мной, как в былые времена?
Как помогают вспомнить примечания, шахматный термин «эндшпиль», давший название второй половине этой книги, есть «не столько конец игры, сколько определённая ситуация перед финалом, когда большинство фигур – и ферзей в том числе – убрано с доски и начинается битва королей». «Именно эта стадия шахматной партии в наибольшей степени отражает ситуацию в Готэме», – отмечает издание, и с этой характеристикой можно как согласиться, так и поспорить.
С одной стороны, битва Бэтмена с Джокером происходит на фоне своего рода зомби-апокалипсиса – и на спасение Готэма есть всего несколько часов. То есть да – это та «битва королей», что выделяется даже при всём разнообразии подобного рода поединков.
С другой стороны, участие в этой истории «джокернутых» членов Лиги Справедливости – пусть даже и быстро «убираемых с доски» – вносит некоторый элемент неожиданности: чаще всего Бэтмен разбирался со своим главным врагом самостоятельно. Более того: в ходе противостояния Бэтмен обращается здесь за помощью… к другим своим заядлым оппонентам: сперва – ко Двору Сов, позднее – к злодеям уровня Пингвина, Бэйна да Ядовитого Плюща. И хотя им уделяется совсем немного внимания, нельзя всё-таки сказать, что герой бьётся за мир и жизни гражданских в полном одиночестве. К тому же ему теперь помогает не только Альфред, но и дочка верного дворецкого, Джулия Пенниуорт («Мальчики, уверяю, вы оба будете жить вечно», – обещает она и тому, и другому); не ферзь, конечно, но и не пешка.
Это наш город. Он принадлежит нам всем. И мы должны отобрать его у Джокера – мы, все вместе. Иначе это конец. Для всех нас.
Да, насчёт вышеупомянутой «джокернутости»: эта глава в истории взаимоотношений супергероев начинается с того, что средь бела дня на Бэтмена нападает… Чудо-Женщина! Бьёт при этом не в шутку, а всерьёз, недвусмысленно заявляя: «Лига Справедливости пришла совершить то, что уже давно следовало сделать, а именно… убить тебя!»
– Диана, з…за что?
– Тсс, Брюс. Не сопротивляйся. Просто закрой глаза и покорись.
По счастью, Тёмный Рыцарь был готов к подобному повороту событий (вот где пригодилась его вечная мнительность) – и благодаря дорогостоящей броне сумел отразить не только эту атаку, но и следующие, одолев затем и Флэша, и Аквамена. Ответы на естественное недоумение – что тут вообще происходит?! – принесло явление Супермена, отравленного, как и все прочие, новым сильнодействующим токсином Джокера («Это почти противоестественно. Вирус невероятно стойкий, быстродействующий и неубиваемый. Боюсь, это настоящий шедевр, сэр»). И пусть Бэтмен находит управу на каждого из своих коллег, очевидно, что вражеская задумка заключалась не только в этом…
– Почти целую неделю мир будет без Лиги Справедливости. Если что-нибудь случится, если какой-нибудь маньяк…
– Знаю, Альфред. Он запланировал нечто масштабное.
И действительно, совсем скоро «центр города уже погрузился в безумие», «всё летит в тартарары, причём со свистом», на улицах «просто адская жуть творится» – «и всё становится только хуже».
В глубине своего извращённого сознания Джокер уверен, что служит Бэтмену. То есть именно благодаря ему, тем кошмарам, которые он насылает, Бэтмен становится сильнее. Джокер считает себя другом Бэтмена. По крайней мере, так было раньше. Но после нашей последней встречи, если я правильно понял смысл его нынешнего послания, правила игры изменились. Друзья превращаются во врагов.
Ощущение непреходящей смертельной опасности характерно, конечно, практически для любой книги о Бэтмене. Пусть порой мы и следим за «банальными» поисками маньяков, но в целом ставки всенепременно растут: больше мрачности, больше ада, больше безвыходных ситуаций.
«Ну, тогда всё кончено. Я серьёзно. Это конец. Теперь его ничто не остановит», – мы так часто слышали нечто подобное, что уже не готовы легковерно во всё это верить. Но на этот раз Скотт Снайдер с каждой страницей нагнетает и накаляет атмосферу до предельного, что есть мочи убеждая читателя: сегодня всё много страшнее, чем когда-либо. И напоминая:
Мы знали, что история Бэтмена была и всегда будет трагедией. Брюс не позволил бы ей быть ничем иным.
Бэтмен мог бы жить вечно. Мог бы избежать смерти. Но он не пошёл на это. Он умирает, как каждый из нас, хотя это вовсе не обязательно. Вот в чём его слабость.
И в этом же его величайшая сила. Именно это и делает его бессмертным.
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Двор Сов»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Нулевой год»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Клетки»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Человек из ниоткуда»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Кроткие»
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Фрэнка Миллера и Брайана Аззарелло: «Последний крестовый поход»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Тома Кинга: «Свадьба»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джима Старлина и Джима Апаро: «Смерть в семье»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Марва Вулфмена и Джорджа Переса: «Одинокое место для смерти»
Бумажные комиксы. Посткарантийный анонс, часть 1 (DC: Бэтмен)