Максим Марков | Бумажные комиксы. «Болотная Тварь» Тома Кинга: «Время святых»
Победитель премии Айснера по разряду коротких одиночных комиксов – атмосферная зарисовка о том, как Снежное Чудовище внезапно изгнало из мира всю зелень. Памяти создателей Болотной Твари посвящается.
По бескрайнему снегу бредёт откуда-то куда-то Болотная Тварь – со спасённым мальчиком на руках. Единственная их цель – выйти куда-нибудь, где сохранились ещё привычные глазу зелёные растения, и спастись тем самым от преследующего их Снежного Чудовища…
А потом вдруг похолодало! И тут, откуда ни возьмись, Снежное Чудовище! Больше я не слышал папу, не слышал вообще ничего. Стало так холодно… А потом ты начал драться со Снежным Чудовищем. Оно хотело убить нас обоих и уже почти победило! Но ты как дашь ему! Схватил меня, и мы убежали!
Эта короткая история, сочинённая Томом Кингом и проиллюстрированная Джейсоном Фейбоком, – весьма странная история. В ней нет того, что принято понимать под «действием». Здесь всю первую полосу занимают четыре панели с одним лишь падающим листиком, да и следующий разворот – столь же медитативен, только там на смену сплошной зелени вдруг приходит нежданная снежная буря…
Тут есть, впрочем, и схватка с медведем, и коварный выстрел из ружья, но в основном весь экшен скрывается за словами. «Ты сражался с тем снежным чудовищем! Ты спас меня!» – рассказывает мальчик обессилившей Болотной Твари, чьи воспоминания – «как в тумане», отчего приходится лишь верить: да, было; вероятнее всего, было; как могло не быть…
– Мы никогда его не победим. И никогда больше не увидим болото.
– Нет… Не говори так… Зелень… вернётся… …Обещаю. Снег…Не может идти… …Вечно.
Иногда сквозь помутневшее – от потери связи с дающими сил корнями – сознание Болотной Твари пробиваются какие-никакие ошмётки мыслей и образов – и даже сбивчивые рассказы («После того… происшествия… я превратился… в ходячий кошмар… Завидев меня… люди… вопили… от ужаса…»). Но в итоге всё упирается в весьма очевидную, казалось бы, мысль: как бы там ни думали все вокруг, ты вовсе не чудовище – если пытаешься и всё ещё можешь делать добро. Согревая, например, и защищая от бед подвернувшегося на пути незнакомого мальчугана.
Эй, народ, срочные новости! Чудовищ не существует! Их не бывает! Слышите? Всё, что вы делаете, – на вашей совести! Хотите винить кого-то ещё? Посмотрите в зеркало, друзья! Что вы видите? И тут нечего бояться. Слышите? Единственное чудовище, которого надо опасаться, – это вы сами.
Добавим к этому пару фактов.
«Время святых» посвящено Лену Уэйну и Берни Райтсону – сценаристу и художнику, которые когда-то, в 1971 году, на заре своей молодости и придумали эту Болотную Тварь. Ровесники – оба родились в 1948-м – они и ушли почти вместе, в одном 2017-м.
Быть может, их благословение свыше и помогло Тому Кингу (как мы уже рассказывали ранее) получить за этот комикс престижную премию Айснера–2019. Плюс к этому он был признан и лучшим сценаристом года, уже за совокупность своих работ – заслуженно, более чем заслуженно.
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Жатва» Пола Дини
Бумажные комиксы. «Э. Нигма, детектив-консультант» Пола Дини
Бумажные комиксы. «Мистер Фриз» Пола Дини
Бумажные комиксы. «Дарксайд» Грега Пака: «Апофеоз»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джона Розама: «Леденящий ужас»
Бумажные комиксы. Посткарантийный анонс, часть 2 (DC: герои и злодеи)