Максим Марков | Выставка про Бергмана без Бергмана
В Галерее на Солянке сейчас проходит выставка "Бергман. Метаморфозы", якобы приуроченная к столетию мастера - и это, мягко говоря, отвратительная ересь, не имеющая к Бергману никакого отношения. Там собран видео-арт и подобраны цитаты, будто бы объясняющие, каким образом бергмановские фильмы его навеяли; это, быть может, по-своему и хорошо, но под другим названием, просто: "Метаморфозы". Потому что от выставки с именем Бергмана хотелось все-таки именно Бергмана.
Но к Бергману здесь имеют прямое отношение только два объекта - и установлены они максимально скромно: две небольших плазмы и скамеечки перед ними на двух-трех человек. На одном экране нон-стопом крутят меланхоличное эссе с прогулкой по дому режиссёра на Форё под приятную музыку.
Второй экран устроен чуть более сложно: там 33 файла с разной длительности роликами, в которых - разные и сбивчивые фрагменты из бергмановской жизни. Идет все это часа полтора, отсидел от и до - чисто чтоб оправдать сам поход. И вот тут есть интересные вещи.
Например, снятая Бергманом в начале 50-х реклама мыла. Или читка (явно постановочная) сценария "Сквозь тусклое стекло" с назревшим вопросом: а почему оно (зеркало) тусклое, когда это не так - и тут Бергман достает аутентичный римский образец из металла. А еще сказано, что в "Шепотах и криках" каждая из актрис олицетворяла одно из качеств его матери. Влияние Бергмана на мировое кино обозначено цитатами из четырех интервью (Вуди, Бертолуччи, Триер, Энг Ли, которого "лишил девственности" "Девичий источник") и фрагментом из "400 ударов", где парни крадут со стены кинотеатра фотку с соблазнительным кадром из "Лета с Моникой".
Но есть и разочарования. Глава "Камео" говорит о дюжине появлений Бергмана в собственных фильмах, но показывает лишь самое очевидное: в "Ритуале". Но горше всего - субтитры с переводом (звук тут, увы, на минимуме), в которых допущено немало ошибок, не только пунктуационных. И если "Зимний свет" еще можно как-то простить (хотя уже странно), но "Дикая клубника" и "Тишина" вместо "Молчания" - это уже определённо перебор. Как и Эрланд Юзефсон, которого здесь называют "она", переврав к тому же фамилию.
Итог: если вам интересно узнать о Бергмане чуть больше - возьмите книги (его и о нем), посмотрите документальные фильмы. Нынешняя выставка на Солянке для этой цели совершенно не подходит. А жаль.