Максим Марков | Бумажные комиксы. «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы: том 7
Хадзимэ Исаяма продолжает удивлять: мало того, что в седьмом томе его "Атаки на титанов" нет, по сути, ни одного титана, так там теперь ещё и о политике заговорили, революцию замышляют! Разведчики выступают против короля!..
Все наши предыдущие рецензии на "Атаку на титанов" - что на пятую часть, что на шестую - сводились, в принципе, к одному: Хадзимэ Исаяма - настоящий мастер эпического повествования, умеющий растягивать одно событие (допустим, погоню) на сотни страниц, ловко при этом жонглируя флешбэками и вставными эпизодами. В седьмом своём томе он вновь - в который уже раз - перепрыгнул выше головы, сопроводив прыжок также парочкой кульбитов и сальто. И сделал это так, как меньше всего можно было бы ожидать от саги под названием "Атака на титанов": в составляющих данное издание книгах - и в 13-й, и в 14-й - просто нет... никаких титанов. Вообще. Совсем. Никаких. (Только Эрен, но он не считается.)
"В любом случае дальнейших путей у нас только два. Отправиться во внешний мир до того, как кто-то ударит нам в спину - или отправиться во внешний мир, сперва устранив внутреннюю угрозу".
Теперь Исаяма сосредоточился на людях - и сделал так, что некоторые из них кажутся главным героям опаснее монстрообразных великанов, что поедают всех подряд без стыда и совести. Оставшиеся в живых разведчики не без оснований начинают подозревать, что полицейские из Первого центрального отряда либо превышают свои полномочия (впрочем, "официально над ними нет никакого начальства. Что хотят, то и делают"), либо, напротив, целенаправленно действуют по чьей-то руководящей указке, копая под разведкорпус (который и так "потерял большинство своих лучших бойцов"), стремясь его скомпрометировать, обесславить, а потом и вовсе расформировать: "Теперь вы - самая страшная зараза, которая когда-либо нам угрожала".
Эти их усилия особенно заметны на фоне начинающегося голода ("Запасов продовольствия для населения, увеличившегося вдвое, хватило лишь на неделю"), резкого сокращения рабочих мест и отсутствия торговли. Жить трудовому классу не на что, в худшем случае "большинство обывателей даже зиму не протянут", тогда как "налоги всё такие же высокие". В городах "то и дело вспыхивают бунты", "люди в смятении", "на улицах хаос", и вывод здесь "напрашивается" только один: "Это всё потому, что вы, разведчики, плохо работаете".
Кому-то выгодна именно такая позиция пролетариата, этот трусоватый нож в спину - и, тщательно поразмыслив, командир разведкорпуса Эрвин Смит (чья роль здесь заметно больше, чем у всех прочих героев) приходит к однозначному выводу: все ниточки ведут... к королю.
"Желание короля заполучить Эрена и Кристу столь велико, что он готов пойти на любые меры - ни жизни подданных, ни безопасность стен его не заботят. Но мы не можем позволить ему и дальше творить произвол. Если это безумие не остановить, дни человечества сочтены. Я знаю лишь единственный способ всем нам выжить. Мы должны свергнуть монархию и взять всю власть в свои руки".
А?!. Каково?!.
Намёки на то, что именно власть стоит за всем творящимся здесь кошмаром, весьма прозрачно проступали и ранее: достаточно уже того обнаружившегося факта, что сами стены слеплены - о ужас! - непосредственно из титанов. Но впервые герои - согласно задуманной автором многоходовочке - приходят к выводу, что решительные действия им следует предпринимать именно внутри Стены, а не за её пределами, и свой праведный гнев направить сейчас не на скрывшихся пока что титанов, а на монархию и всех тех, кто её оберегает и поддерживает.
"Они не человечество хотят защитить, а лишь свою жизнь и положение. И они попытаются уничтожить любого, кто представляет для них угрозу, даже если это не титаны, а просто люди. {...} Для чиновников, для короля... Людские жизни для них вообще ничего не значат".
Однако "низложить нынешнего короля" разведчики собираются, не прибегая к насилию и уж тем более к убийствам ("Хотя, когда вопрос стоит о выживании человечества, любые меры хороши"). И в то же время сами понимают, чем непременно грозит им неудача: "Если моя ставка окажется ошибочной, болтаться нам всем на виселице", - это раз; "Если мы проиграем, титаны сожрут человечество", - это два.
"Наш маленький мирок сейчас стоит на пороге больших изменений. Надежда или отчаяние? Что нас ждёт впереди? Кто сделает этот выбор? И кому бы ты это доверил?"
Разумеется, находится трезвый голос, который пытается Эрвина остудить - и он принадлежит небезызвестному бригадиру Доту Пиксису. Признавая, что король не сможет вечно отрицать "существование внешнего мира" и "запереть здесь человечество навсегда", что "рано или поздно люди захотят вырваться на свободу", тот задаётся простым, как будто бы банальным - но при этом и обязательным вопросом: "Но что потом?"
"Думаешь, если вы избавитесь от правителя, его подданные и приближённые только поприветствуют переворот? Очень в этом сомневаюсь. {...} Война будет равносильна концу света. Королевская династия, непрерывно правящая вот уже 2000 лет, служит символом человеческого процветания. Эта династия правила миром ещё до того, как нас заперли в этих стенах... Одно её существование служит людям поддержкой. Тот, кто поднимет мятеж и захочет выбить эту опору из-под наших ног, может столкнуться с серьёзным сопротивлением со стороны народа. {...} Революция ничего не решит".
Но одним этим запал не погасишь - и герои переманивают на свою сторону главу торговой гильдии и прикидывают, как им "попытаться завоевать симпатии простого народа". Конечно, им нелегко - особенно с учётом того, что они привыкли "с титанами воевать, а тут уже хрен поймёшь, с кем мы воюем". Как метко подмечает Армин, "теперь наш враг - не чудовища, тупо пытающиеся нас сожрать, а люди с другими убеждениями". Какой разворот!.. Просто блистательный.
И вот тут Хадзимэ Исаяма выбрасывает ещё пару своих тузов (сколько у него их там в рукаве?..): помимо того, что решимость бунтовщиков основана на понимании былых преступлений короны ("Чтобы было проще управлять людьми, король всем им стёр память"), у них имеется козырь вообще сокрушительной силы...
"Наша первоочередная цель - изменение существующей системы. Мы хотим, чтобы самозванец на глазах у всего народа передал корону истинной королеве".
Седьмой том "Атаки на титанов", пожалуй, самый многословный изо всех прочих (хотя под конец автор не удерживается - и целую главу отводит эффектной и почти безмолвной перестрелке в стиле Дикого Запада). Герои уже никуда не бегут - и не убегают, и не догоняют, они не обороняются и не нападают. Сейчас у них - затянувшееся затишье перед бурей, время для того, чтобы что-то вспомнить (Криста Ленц рассказывает про своё одинокое детство, Эрен вдруг задумывается, жив ли ещё его отец), о чём-то поговорить или поразмыслить.
Но атмосфера накаляется, напряжение растёт - и теперь от этой саги ждёшь того, о чём даже и не помышлял ранее: не просто увлекательной метафоры про то, что человек человеку людоед-титан, но мощного - чем чёрт не шутит! - политического высказывания.
"Я вам вот что скажу. Тут, внутри стен, воняет, словно в сточной яме. Уже больше ста лет воняет. Потому что мы живём в дерьме. Таково положение дел. {...} Этой вонью я дышал с рождения. Думал, что так и должно быть. Но там, во внешнем мире, воздух другой. Да, за стенами творится сущий ад... Но там, снаружи, есть то, чего мы лишены тут, внутри. Свобода. Именно там я впервые понял, чего мы лишились".
И оттого нельзя не улыбнуться, прочитав на последней странице анонс следующего тома: "Разведкорпус уже преодолел много трудностей и невзгод, но конца этому не видно...".
Первая публикация – 21 сентября 2017 года