Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Грега Гурвица: «Как-то в полночь, в час угрюмый...»
Хэллоуинский сингл из готэмского цикла погружает Пингвина, Шляпника и Пугало в самые безумные их кошмары. И это комикс, который мог бы сочинить Эдгар По: страх и мистика.
"...Что касается страха: я пытаюсь нащупать ту точку, в которой субъект гарантированно сломается..."
Для своего комикса из цикла "Бэтмен. Тёмный рыцарь" Грег Гурвиц не зря взял в качестве названия половину начальной строки самого известного стихотворения Эдгара По "Ворон": "Как-то в полночь, в час угрюмый...".
Эдгар По воспринимается сегодняшними читателями в первую очередь как основоположник детективного жанра, писатель-мистик, автор классических литературных "ужастиков". Готэм со всеми своими психами, маньяками да супергероем-сыщиком - это, безусловно, его город.
Живи По в наше время, он - нет никаких сомнений - сочинял бы графические романы, и был бы в этом деле очень успешен.
"И давайте договоримся... Эту ночь мы больше не вспоминаем".
Однажды в хэллоуинскую ночь Пингвин, Безумный Шляпник и Пугало оказываются в пустующем здании Аркхема - ещё не лечебницы, но уже и не исправительного учреждения для несовершеннолетних. Каждый пришёл сюда, думая, что идёт обсудить некое "заманчивое деловое предложение", но поняв, что полученное ими приглашение - обман, преступная троица склоняется к выводу, что это всё не иначе как проделки Бэтмена, надумавшего "взять нас тёпленькими". "Главное - не паниковать", - решают они, но как долго сумеют продержаться те, кто сам привык нагонять на других страха?..
"У нас преимущество". - "Твоя правда. Нас трое, а он один". - "Главное, действовать сообща... И сохранять спокойствие..."
"Как-то в полночь, в час угрюмый..." - это атмосферная "страшилка", считывать которую можно одновременно разными способами. Здесь и "у страха глаза велики", и вырывающееся наружу потаённое ожидание неминуемой кары за содеянные преступления, и побег от кошмаров, преследующих с детства и оказавших своё пагубное влияние на формирование злодейских личин. В отличие от многих других, гораздо более прямолинейных историй "DC", эта - история-загадка, полная метафор, аллюзий и мрачных секретов.
Тем весомее тут роль художника Симона Кудрански. Либретто Гурвица нельзя назвать многословным: поначалу персонажи ещё хорохорятся, подбадривая себя в непривычной ситуации, но потом реплики отходят на второй план, уступая первый иллюстрациям - выразительно-пугающим, тёмным, как и души попавших в западню безумцев-бандитов.
"Он нас таким образом запугивает". - "...И мы это знаем..." - "...И всё равно боимся".
Эта работа заслуживает того, чтобы её разглядывали, чтобы к ней возвращались. Такими рассказы про Бэтмена и его зловещее окружение бывают далеко не всегда. Это действительно частичка Готэма, словно бы описанная Эдгаром По.
Первая публикация – 3 ноября 2017 года