Максим Марков | «Командир корабля»
Режиссер Владимир Браун всю жизнь посвятил фильмам морской тематики. Одна из его работ так и называется: «Командир корабля».
Другие его картины носят названия не менее говорящие: «Королевские матросы», «Сокровища погибшего корабля», «Моряки», «Морской ястреб», «В дальнем плавании», «Голубые дороги», «Матрос Чижик», «Море зовет»… Еще «Максимка» - кажется, его и сейчас можно встретить в телепрограмме, про юнгу. То есть, это как наш Джон Форд – сравнение чисто условное, конечно же, но все-таки: тот всю жизнь про прерии и про ковбоев, этот – про морские глади и про моряков. Не знаю, правда, есть ли этому жанру какое специальное обозначение. Художников, пишущих море, зовут, как мы знаем благодаря Айвазовскому, маринистами, а картины их - марины. Может быть, чисто из-за такого… наименования вестерны Форда смотреть хочется, а марины Брауна – как-то не очень?.. Тем не менее, режиссер такой был (1896-1957), вклад его в выбранную тему, как вы сами по списку судить можете, значителен.
И вот, значит, «Командир корабля» (1954). Именно Командир – потому как Капитан – это звание, а Командир – призвание. Фильм, если я правильно помню, рассказывает о противостоянии двух закаленных моряков, в основе которого – зыбкий такой любовный треугольник (зыбкий – потому как у наших моряков не может быть в таких вопросах разногласий). А как известно, «Нет двух одинаковых командиров, как нет двух одинаковых скал в море». И как следствие: «Дух командира, его воля, его мысли живут в людях, которых он воспитал». И вот казалось бы: «Какие же после 45 года могут быть победы? Ни побед особенных, ни, слава богу, поражений». И тем не менее – лихое сердце всегда найдет, где отметиться. Особенно если сам адмирал в качестве наиважнейшей поставил задачу в кратчайший срок вывести «Державный» в передовые. И вот уже корабль входит в полосу сплошного тумана, где справа – скалы, и слева – скалы, и пройти невредимым нет, казалось бы, ровным счетом никакой возможности…
«Играть боевую тревогу» - «Есть» - «Оба якоря к отдаче изготовить» - «Есть» - «Усилить наблюдение. Тщательно задраить водонепроницаемые переборки!» - «Есть!» Корабль идет слева направо. Корабль идет справа налево. Волны за бортом бурлят. Командир проходит по кораблю на мостик, смотрит в бинокль. Море, сопка в тумане. Другой моряк сидит, смотрит исподлобья. Матросы стоят, вид сверху. Корабли в море; общий план, песня торжественная. Дельфин плещется в волнах за кормой. Чайка в небе, затемнение.
В фильме снялись легенды советского кино пятидесятых годов: Михаил Кузнецов (в главной роли), Анатолий Вербицкий (Светлов), Игорь Горбачев (врач) и другие. Бывают, конечно, ленты и получше, и посильнее, но сказать, что эта картина чем-то плоха – ну тоже язык не поворачивается. Тут ведь неясно, с чем сравнивать. Вестерн «Дилижанс», например, можно сравнить с вестерном «Великолепная семерка». А с чем сопоставлять марину?..
У Брауна, к слову, была еще одна известная работа – «Мальва», лауреат, между прочим, Венецианского кинофестиваля. Но о ней как-нибудь после.
* ****
Я тут, так вышло, немного отстал от «графика» - по «Бриллиантам» непросто дается текст по одному режиссеру, чья фильмография включает 25 названий (из которых 20 посмотрел друг за другом). По Каннскому кинофестивалю можно было бы написать и больше – ну да потом, уже без повода. А голосование, как я и предполагал, на этот раз не задалось. Спасибо всем, кто высказал свое мнение, но что-либо суммировать и подводить итоги, сами понимаете, несколько бессмысленно – за отсутствием, так сказать кворума. А чтобы понять, что Герман и Тарантино – лучшие, никакого референдума проводить и не надо.