Максим Марков | Бумажные комиксы. «Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. Книга 2»
Продолжая "Тетрадь смерти", авторы без устали играют в жанры, отходя от мрачной философии - хотя внимательный читатель и уловит здесь отголосок рассуждений о "слезинке ребёнка".
"Я никак не ожидал, что он появится лично и откроется мне. Взять и разоблачить себя перед человеком, которого подозреваешь... L нанёс сильный удар и в то же время обезопасил себя... Он меня сделал. Весьма искусно сделал..."
Вторая книга "Death Note. Black Edition" включает тома "Гонка" и "Любовь" - и множество сюрпризов, которые Цугуми Ооба и Такэси Обата заготовили для своих благодарных поклонников.
По мере развития истории всё очевиднее уходят на второй план "благородные мотивы", которыми якобы руководствуется "серийный убийца" Кира. Интрига теперь заключается в том, сможет ли Лайт Ягами перехитрить вышедшего на него детектива L. У L нет ни доказательств, ни серьёзной уверенности в виновности Лайта, однако других подозреваемых нет вовсе - и постепенно в его душе всё сильнее растёт убеждение: он движется по верному следу.
"Совершая убийство, нельзя оставаться абсолютно спокойным. Хотя бы лицо должно как-то измениться. {...} Своим спокойствием он способен сравниться с самим богом. Он не моргнув глазом выносит злодеям приговор. {...} Нет, никакая это не божья кара. Это дело рук человека, играющего в бога".
Лайту удаётся обмануть установленные в его доме 64 камеры, но даже это не снимает его с крючка. Чтобы окончательно прийти к какому-либо решению, L решается на самоубийственный ход - открываясь потенциальному преступнику и не скрывая при этом своих подозрений.
Схватка двух юных умов - оба героя оказываются ровесниками и одновременно поступают в университет, набрав на экзаменах одинаково самый высокий балл, - это то, что непременно захватит читателя ещё на добрых четыреста страниц.
"Если я и вправду рассержусь и буду до конца биться за победу, он заподозрит во мне Киру? С другой стороны, если я проиграю, он решит, что я сделал это нарочно, поскольку боялся быть похожим на Киру. Так что без разницы! {...} Ведь кто первый подаёт, тот и выигрывает. {...} Победа остаётся за тем, кто атакует".
Но и на этом мангаки не останавливаются и вводят в сюжет ещё одного игрока - псевдо-Киру, который, в отличие от Лайта, "обладает глазами Бога смерти" и более широкими возможностями для убийства. Убивая в прямом эфире уже не только преступников, но безвинных телеведущих и выполняющих свою работу полицейских, он, тем не менее, продолжает декларировать стремление к лучшему миру:
"Я не хочу убивать невинных. Я ненавижу зло и люблю справедливость. Мы с полицией не враги, мы на одной стороне. Я хочу построить мир, лишённый всякого зла. И если мы вместе этого захотим, у нас обязательно всё получится. {...} Дайте мне немного времени. Скоро мир станет таким, о котором раньше все только мечтали. В новом мире будут жить только добрые, хорошие люди".
Но разве есть в этой смертоубийственной истории место любви - тем более любви с первого взгляда?.. Цугуми Ооба и Такэси Обата с присущей им гениальностью вновь доказывают, что для них нет ничего невозможно. Так возле Лайта, и без того не страдающего от отсутствия поклонниц, появляется ещё одна влюблённая в него девушка - известная фотомодель Миса Аманэ, "соведущая ночной передачи на телевидении", чьи снимки украшают молодежные журналы.
Даже L признаётся, что является её фанатом, однако сам Лайт как будто бы и не рад новому знакомству, в сердцах восклицая: "Чёрт. Она мне сейчас мешает даже больше, чем L".
"Я не хочу, чтобы Лайт встречался с другими девчонками. Если я увижу тебя с кем-то ещё, я убью её!"
Продолжая со всем пылом заполнять свою "Тетрадь смерти", авторы постепенно оставляют в стороне всю прежнюю "достоевщину" и философию, принимаясь раскручивать сюжет уже в рамках неизменно захватывающих жанров - то превращая его в напряжённый детектив, то в хладнокровный триллер, то в жгучую лав-стори с комедийным оттенком.
Присутствуют здесь и лёгкий эротизм (Лайт, например, для отвода глаз прячет под корешком "Мировая архитектура" мужские журналы), и критика современных медиа ("Ты сам виноват. Ты игнорировал все наши предупреждения и пытался сделать из Киры телезвезду. Теперь расплачивайся"). Не забыт и опутывающий всю книгу мистицизм - среди прочего, тут нам открывается, что может лишить жизни ... бога смерти: "Бог смерти может быть убит, если он полюбит человека. {...} Человеческий мир нельзя принимать близко к сердцу, иначе это тебя убьёт".
Но и за всем за этим нет-нет да и проскользнёт то одна фраза, то другая, вновь преображая "развлекательную" мангу в "серьёзную". Чего стоит, например, мысль, вслух высказанная отцом главного героя - шефом департамента полиции, участвующим в поисках Киры: "Сила, позволяющая человеку убивать других, - вот настоящее зло. И человек, обладающий такой силой, глубоко несчастен. Неважно, как ею воспользуются, но счастье, основанное на убийстве, не может быть настоящим".
И вот как отвечает на это его сын - не в глаза, разумеется, а чуть позже: "Честно говоря, я никогда не считал, что тетрадь, которую я случайно нашёл, принесла мне несчастье. Наоборот, я безумно счастлив, что обрёл такую силу. Я создам новый, лучший мир".
И разве не возникает здесь - пусть и не вполне очевидно - той "слезинки ребёнка", о которой говорил Достоевский словами уже не Раскольникова, а Ивана Карамазова?.. Ведь жертвами как Киры, так и псевдо-Киры становятся уже не только отъявленные негодяи, но и люди, явно не заслуживающие преждевременной смерти, люди, которых совершенно точно кто-то будет оплакивать...
Так вечные темы проникают в безмерно увлекательный сюжет, спрятанный под стильной чёрной обложкой с надписью "Death Note. Black Edition. Книга 2".
Первая публикация – 11 декабря 2017 года