Максим Марков | Бумажные комиксы. «Валериан» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера: 2
«Валериан. Полное собрание. Книга 2» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера
Люк Бессон старается "снимать фильмы, которые сам бы хотел посмотреть в кинотеатре". Его "Валериан" - экранизация великого комикса, второй том полного собрания которого вышел сейчас на русском языке.
Во второй книге полного собрания комиксов про Валериана и Лорелин читатель, по словам сценариста Пьера Кристена, "попадает в самое сердце исследования космоса". Перед нами на роскошных иллюстрациях Жан-Клода Мезьера - не просто несколько уникальных планет, но потрясающее разнообразие ландшафтов, их наделённые непременно особенной внешностью (и уж тем более характерами) жители.
Сочетание остроты поднимаемых тем ("гендерная война на уничтожение", "экология политики", "диалектика подчинения и восстания") с изумительным богатством изобразительного ряда - то, что отличает данный цикл, давно уже признанный классическим, от иных графических романов. "Если Мезьер - король рисунка, то Кристен - виртуоз слова", - нельзя не согласиться со столь лестной характеристикой, выданной создателям "Валериана" автором вступительной статьи Стэном Баретсом.
"Путешествовать можно в будущее или куда-нибудь ещё, но мораль - в настоящем. Именно в этом Кристен находит смысл своей работы. Поэтому время самого Валериана, этого парадоксального путешественника во времени, не прошлое или будущее, а настоящее. В центре пространственно-временной головоломки всегда находится современная нам Земля. В фантастических комиксах Кристена намного больше от современности, чем от гипотетического будущего".
В первой из трёх представленных здесь повестей - "Беззвёздная страна" (1972) - Валериан и Лорелин, "молодые ПВ-агенты, посланники Галаксити, столицы Галактической Земной империи", оказываются "где-то на задворках Вселенной", где "заканчиваются границы изученного космоса, за которыми - чёрная давящая пустота". Их новая миссия - спасти Укбар-4 от летящей прямо на него загадочной планеты, "которая мчится в пространстве, сорвавшись с орбиты".
Но для этого им сперва предстоит остановить войну, испокон веков идущую здесь между мужчинами и женщинами под предлогом защиты "вечных духовных ценностей" и борьбы "с дремучей жестокостью" противоположной стороны. Нюанс в том, что захириане живут в замкнутом мире - и даже не ведают о существовании иных звёзд и планет, как не чувствуют и того, что несутся сейчас навстречу собственной гибели...
"У этой девчонки просто талант попадать в невероятные ситуации!"
"Поверить не могу! Её опять сцапал какой-то монстр! Это уже смахивает на дурную привычку!"
"Добро пожаловать на Алфлолол" (1972) приглашает нас на планету Технорог с её богатейшими ресурсами - например, "здесь добывают редкие металлы, необходимые для строительства летательных аппаратов", но и не только. Около двух веков назад "люди стали хозяевами планеты и нещадно эксплуатируют её" ("Технорог - это передний фронт земной экспансии") - как вдруг сюда возвращаются хозяева, которые, оказывается, всего лишь улетали со своего Алфлолола в "небольшое путешествие" сроком в четыре тысячи лет.
Коренные обитатели доставляют нынешнему губернатору и его коллегам немало хлопот, потому как именно сейчас "производство начало набирать обороты" - и останавливать работу, а уж тем более покидать планету, никто вовсе не собирается. Валериан с подругой оказываются в эпицентре назревающего конфликта...
"Когда они пролетают над огромными плавучими станциями, расположенными в магнитном океане, огромными шахтами, пробурившими горы, цехами, протянувшимися до горизонта, над ровными рядами гидропонных плантаций, пассажиры корабля не могут скрыть потрясения.
- Но... Что же случилось с нашим миром? Я его совсем не узнаю..."
В свою очередь "Хозяйские птицы" (1973) приводят героев на странный одиночный астероид, служащий кладбищем для множества космических кораблей. Местные жители и попавшие сюда путешественники озабочены решением единственного имеющего значение вопроса: как в полной мере обеспечить пропитание Хозяина, которого никто из них не видел, но который ежедневно потребляет огромное количество разнообразной пищи, поставляемой ему со всем концов их небольшой планеты. Это рабство чистой воды, что, разумеется, нестерпимо в глазах свободолюбивых ПВ-агентов: "Мы не можем оставить их тут на верную гибель".
"- Я считаю, что Хозяин существует, потому что.... Э-э-э-э... Мы верим, что он существует. А не то...
- Тсс... Тсс... Это идеализм! Он существует... Хммм... Потому что система производства работает на него..."
Конечно, самое главное в этом томе - собственно приключения Валериана и Лорелин, но не менее важны и любовно подобранные дополнительные материалы: их значение тем выше, что они не завершают книгу, как это чаще всего принято, а открывают её, не позволяя пройти мимо.
Это и вторая часть беседы с авторами комикса, в которой также принимает участие кинорежиссёр Люк Бессон - благодаря его недавнему фильму к столь замечательной работе спустя десятилетия вновь приковано внимание многочисленных читателей. Это и упомянутая выше статья Стэна Баретса, посвящённая творчеству придумавшего сюжетную канву Пьера Кристена.
"...Вечные темы автора: определённые непреходящие ценности гуманизма, неприятие войны, тоталитарных систем и агрессии, воспевание любви к свободе и к человеку, сочувствие к простым людям и недоверие к власть имущим. Всё это - постоянные составляющие творчества Кристена. Добавим к этому самое важное - любовь к путешествиям".
Кристен, в своём ключе переработавший естественные влияния ("каждый автор как бы вырастает из предыдущего поколения"), поясняет здесь, что "в научной фантастике существует два основных течения":
"Первое - это пессимизм. Оно основывается на ядерной угрозе, страхе перед природными катастрофами или всемирным злом и несчастьями. Представители же второго течения, наоборот, верят в рационализм и будущее. Они считают, что человечество никогда не исчезнет. "Валериан" занимает промежуточное место между этими двумя основными течениями".
Закончим наш рассказ ещё одной цитатой - словами всё того же Пьера Кристена: "Нас часто спрашивали о том, для детей ли наши комиксы или для взрослых. Но сами мы никогда не задавали себе такого вопроса! Читать "Валериана" можно в подростковом возрасте, а потом перечитать через пять лет и увидеть его совершенно иными глазами. {...} Единственной заслугой "Валериана" и его создателей является то, что мы всегда старались избегать стереотипов".
Первая публикация – 5 декабря 2017 года