Максим Марков | Бумажные комиксы. «Чудо-Женщина» Брайана Аззарелло: «Железо и Война»
Новая книга про Чудо-Женщину лишний раз свидетельствует, что наследие Зевса не всегда идёт на пользу тому, кто им обладает.
"У Зевса в двадцатом веке было семь детей. Ты - последняя известная".
Второй том графического романа Брайана Аззарелло про Чудо-Женщину - "Железо и Война" - открывается как будто бы шутливым прологом ("кое-что из прошлого супергероини"), в котором ёрнический тон, впрочем, быстро сменяется серьёзным: речь идёт о том, как Арес, бог Войны, каждое полнолуние обучал 14-летнюю Диану боевым навыкам. Поначалу наставник был горд своей юной ученицей, "ибо Диана превзошла отважного Одиссея и могучего Ахиллеса - вместе взятых", но заканчивается эта история едва ли не проклятием: "Ты - моя величайшая неудача, Диана с Фемискиры!"
А всё потому, что преподанные ей Аресом уроки жизни –
- "Сталь в руках подобна истине и точно так же должна разить. Безжалостно, безошибочно и неумолимо",
- "Не поднимай меч на человека, если не готова его убить. Таков закон воина",
- "Воин знает, что смерть - цена войны, но воин никогда не готов принять смерть. Воин всегда сражается насмерть",
- "Да не дрогнет твоя рука, воин! Врагов надо уничтожать, или они вернутся и отомстят тебе! Нельзя оставлять им эту возможность!"
- не смогли затоптать в душе девочки ростки милосердия.
Завет "Истинный воин не знает пощады!" оказался не про неё. Когда надо драться - она будет драться, но когда придётся решать - добить или отпустить, - она скорее выберет второе, не опасаясь мести, но получая взамен уважение противника. Даже когда тот - о чём будет рассказано впоследствии - вежливо попросит: "Я приложу все силы, чтобы тебя убить. Так что имей совесть: будь достойна моих усилий".
Основное же повествование романа продолжает вертеться вокруг сына Золы, "последыша Зевса", которого пророчество называет "наследником трона". У него ещё и имени-то нет ("Джек. Или Дэниел. Мой любимый сорт", - предлагает свои варианты пристрастившийся к выпивке Арес), а в нём уже видят "угрозу вселенной", того нового бога - "последнего в роду", - что "может положить конец времени": "Конец всему. Жизни в этом мире. В другом. Раз и навсегда".
Хотя Диане, конечно, кажется, что пророчества склонны преувеличивать, и дело не в чьих-то словах, а в родительской любви и толковом воспитании: "Но я знаю: дети не рождаются плохими. Мы рождаемся разными. У каждого есть тут груз, который нас тяготит. Однако зло - это то, чему нас учат. Мы должны добиться, чтобы ребёнка не воспитали злым".
Ситуацию усугубляет то, что во льдах Антарктики пробуждается Перворождённый, которого Зевс, не готовый к отцовству, повелел в своё время убить. Но мольбы матери Геры не прошли мимо жрицы, предрёкшей младенцу, что он станет "безраздельным владыкой Олимпа", - и та сохранила ему жизнь, хотя и не облегчила существование. Возможно, именно этот великан - потенциальный источник всех будущих проблем, тот самый "потомок Зевса, который убьёт Бога и захватит трон".
"Пророчество ничего не говорило о последнем в роду". - "Пророчество изрекли семь тысяч лет назад. Времена, хе... меняются. У тебя, мой суровый племянник, есть враг". - "Покажи, кто он, и его не станет".
"Фразу "Пути богов неисповедимы" на самом деле придумали мы... Чтобы скрыть нашу предсказуемость".
В своём романе Брайан Аззарелло одновременно играет и с древнегреческими мифами, и с современностью, накладывая одно на другое и получая порой весьма любопытный результат. Олимпийские боги тут обсуждают дела за коктейлями возле бассейна и жарят мясо для барбекю, а когда ещё одна дочка Зевса начинает прислушиваться к миру (она подобно ветру слышит всё на свете), то до неё доносится не только вечное "Люблю" или "Полегче", но, например, и "В этом чемоданчике ровно сто…" или "Платье полнит".
Науськанная Посейдоном гигантская акула тут нападает на вертолёт, а в бой по приказу Ареса дружными рядами вступают солдаты всех войн - от богатырей и крестоносцев до индейцев с японцами. И когда Диана взасос целует слегка зарвавшегося космического мужлана Ориона, то одновременно, пользуясь его огорошенностью, хватает его за яйца с однозначной угрозой: "Я без твоего уважения проживу, а вот проживёшь ли ты без них?" - "Не хотелось бы..." - "Тогда уважай меня, или я их тебе оторву". Вот она – сила феминизма в действии.
"Не надо говорить, будто я что-то за тебя решаю. Мы оба знаем, это не так. Тут замешаны куда более древние силы".
Фильм "Чудо-Женщина" с Галь Гадот в заглавной роли стал сенсацией американского кинопроката и с результатом 412 миллионов долларов занимает сейчас вторую строчку по сборам среди всех картин 2017-го года: на такой успех, говорят, не рассчитывала даже выпускавшая ленту студия. У нас результаты этого кинокомикса скромнее: не столь велика и послушна пока что фанатская база. Но выпускаемые «Азбукой-Аттикус» графические романы рано или поздно сделают своё дело - и когда через два года мы увидим продолжение сольника (не берём в расчёт ту "Лигу Справедливости", что выходит уже через месяц), зрителей наверняка окажется больше. В том числе благодаря и трудам Брайана Аззарелло.
Специально для тех, кто ценит толстые издания графических романов ещё и за приложения, "Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война" включает в себя двадцать два листа дополнительных материалов с двумя синопсисами Аззарелло, рисунками Горана Суджуки и Клиффа Чанга, а также с полным черновиком финальной главы, который, разумеется, весьма любопытно сравнить с итоговой версией.
Первая публикация – 18 октября 2017 года