Максим Марков | «Мать» Марка Донского (наши в Каннах)
Сейчас выходит в прокат корейская «Мать», а я вспомнил про нашу. Которая тоже участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля.
Вообще-то, «Матерей» у нас несколько. Во-первых, оригинал: повесть Горького о женщине, сперва не понимавшей сына, а потом подхватившей его знамя и продолжившей его Борьбу – с классом угнетателей и буржуев. Затем – целых четыре экранизации. Первая – 1919-го года – с самого что ни на есть революционного с пылу с жару (реж. Александр Разумный). Вторая – 1926-го, Всеволода Пудовкина с Верой Барановской, немеркнущая классика, не раз фигурировавшая в списках лучших фильмов мирового кино (причем на очень высоких местах. Третья – 55-го года, в постановке Марка Донского с Верой Марецкой. И четвертая – 1990-го, Глеба Панфилова с Инной Чуриковой.
Из них в Каннах (по понятным причинам) были показаны две последние. Панфилов даже получил приз за выдающиеся художественные достижения (тот год был особенно удачным для нашей страны – Лунгину тогда же дали приз за лучшую режиссуру; а победили «Дикие сердцем»). Но так вышло – ужасный мой пробел в образовании! – что из этих четырех фильмов я смотрел только один. Третий. Снятый в 55-м, он прибыл в Канны в 56-м (занятно, что в том году мы тоже получили награду за режиссуру – его взял, забавное совпадение, упоминавшийся в прошлом посте Сергей Юткевич). И хотя ничего там не завоевал, но есть несколько деталей, которые заставляют к этому фильму приглядеться.
Если честно сказать, не лукавя, он совершенно не какой-то там выдающийся. Но! Режиссер Марк Донской (1901-1981) – из числа великих основоположников Славы Русского Кино во всем мире. Он начал снимать с 1926-го, и далеко не все его работы сейчас известны. Но поставленная им в 1938-40 годах трилогия по тому же Горькому - «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» - как говорится, обессмертила его имя. Потом были фильмы «Как закалялась сталь», «Сельская учительница» с той же Марецкой (вот ее и сейчас показывают), «Алитет уходит в горы», две картины ленинской темы - «Сердце матери и «Верность матери»… Но самый важный вклад Донского в кино, пожалуй, это «Радуга» (1944) – практически напрочь забытый нашим телевизором (хотя однажды мне и удалось его посмотреть) действительно Великий фильм о Великой войне (снятый к тому же непосредственно в разгар событий). Иногда путают, говоря, что он первым из наших получил «Оскара» - это не так, хотя бы потому, что тогда у премии не было соответствующей иноязычной номинации. «Радуга» получила в какой-то мере тогдашний аналог золотого божка - премию Национального совета кинообозревателей США; тоже круто.
Но самый незабываемый факт, о котором всегда говорится при упоминании Донского: итальянцы, после войны покорившие весь мир своим неореализмом – одним из крупнейших течений в истории кинематографа! – называли Донского своим непосредственным предшественником и учителем! В то время как у нас, как водится, не все о такой вот его славе даже ведали… Так что «Мать», даже пусть и не блестящая, чрезвычайно интересна как часть фильмографии по-настоящему крупного Режиссера.
Второй важный момент Вера Петровна Марецкая, великая актриса, легенда русского театра и кино ХХ века. «Закройщик из Торжка», «Дом на Трубной», «Живой труп», «Свадьба», «Она защищает Родину», «Сельская учительница» (того же Донского)… И главное - Александра Соколова в «Члене правительства». Даже если вы фильма (что скорее всего) и не смотрели, но самую крылатую фразу из него наверняка хоть раз в жизни да слышали: «Вот стою я перед вами – простая русская баба…» По большому счету, Марецкая могла бы в кино больше и не играть – этого монолога вполне бы хватило, чтобы золотом ее имя высечь на скрижалях истории.
Третье: ее сына здесь играет великий Алексей Баталов – тогда еще молодой и «зеленый». Но при этом – уже дважды (!) к тому времени появлявшийся на каннском экране: годом ранее в конкурсе участвовала «Большая семья», где у него была первая крупная роль, а в 1946 показывали «Зою», где он дебютировал. А спустя два года после «Матери» здесь покажут «Летят журавли» - ну и… Вы, в общем, знаете. Еще занятно, что у Пудовкина Павла Власова (собственно сына) играл его дядя, тоже крупный актер Николай Баталов.
Ну и четвертое – уже не принципиально важное, но тоже любопытно: одного из подпольщиков в фильме играет Олег Борисов.
А чтобы вы были в курсе, развитие в фильме происходит следующим образом. Сын – пламенный революционер. Мать – глупая забитая женщина, о которой сын может сказать разве что сочувственное: «Когда она смотрит со страхом и недоумением, мне жалко ее». Когда в дом приходят соратники сына по партии, мать, что-то слышавшая, недоуменно спрашивает: «Вот это и есть запрещенные люди?» - «Они самые» - «Может, водочки им купить?» - «Да нет, мать, это лишнее. А за самовар спасибо». Постепенно, волей-неволей вертясь в рабочей среде, мать проникается нужными настроениями. И вскоре удостаивается особенной похвалы: «Ты, мать, хороший человек». Дальше – больше. Желая поддерживать родимую кровинушку не только морально, но и делом, мать принимается раздавать агитационные листовки из корзины с едой. И вот уже сын радуется от всего сердца: «Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. Спасибо, мама, спасибо, родная». Так вот простая русская женщина несколько неожиданно для себя оказывается посреди большого рабочего бунта.
Вот еще несколько сильных – определяющих – фраз, чтобы окончательно добить вас восклицательными знаками. Возглас героя: «Когда же будут матери, которые насмерть пошлют своих детей с радостью!». Восторженное откровение встречного: «Говорят, у него мать есть, тоже в партии. Такая – просто чудеса!» И финальный выкрик-призыв: «Морями крови не угасят правды, душу воскресшую не убьют!»
Все это необязательно, наверное, смотреть - тем более что со дня на день, наверное, должны снять соответствующий нынешнему духу времени перевертыш, в котором Мать окажется не героиней, а напротив, злодейкой, с которой необходимо бороться бравым жандармам и белогвардейцам. Но вы просто знайте, что вот такое кино у нас было.
* ***
Между тем, если вам интересно, продолжаем заявленное в прошлом посте голосование по двум категориям. 1. Какой бы наш фильм за все времена вы бы назвали наиболее достойным «Золотой пальмовой ветви» (вне зависимости от того, участвовал он в конкурсе или нет)? 2. Если предположить, что вручалась бы такая «Пальма пальм» - за лучший фильм, когда-либо побеждавший в Каннах, чтобы это был за фильм? («Летят журавля» не участвуют)