Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи»
«Бэтмен. Книга 3: Смерть семьи» Скотта Снайдера и Грега Капулло
Первая публикация – 4 апреля 2016 года
В третьей книге Скотта Снайдера про Бэтмена действуют уже не Совы, а Джокер, оставляющий своему заклятому недругу недвусмысленное «любовное послание».
Сборы «Бэтмена против Супермена» (рецензия 2016-го года!) неуклонно падают, что, однако, не помешает ленте в любом случае остаться в списке самых кассовых фильмов года. На волне споров о картине (критики её обругали, но многие зрители хвалят) особое внимание, что естественно, привлечено непосредственно к комиксам про супергероев, которые, как мы уже рассказывали, легли в основу блокбастера Зака Снайдера, повлияв на него и сюжетно, и атмосферно.
Отвечая на читательский запрос, издательство «Азбука-Аттикус» усиленно наращивает темпы: когда мы только начинали обозревать переведённые на русский язык графические романы DC (а это было как раз накануне премьеры «Человека из Стали»), они выходили с периодичностью один на квартал; спустя три года комиксы выстреливают уже с такой частотой, что за всеми и не угнаться.
Тем не менее, даже в этом изобилии не стоит пропускать линейку книг однофамильца кинорежиссёра Скотта Снайдера, влияние которого на современную индустрию комиксов также довольно весомо. Во всяком случае, третий том его с Грегом Капулло истории про Бэтмена вполне обоснованно заслужил высшие оценки рецензентов, высветив новые стороны давно знакомых героев.
"Но я не смог так долго быть вдали от тебя. Скучал. И вот я здесь, стучу тебе в окошко. Ищу тебя, моя тень. Зову на улицу поиграть. Ну как, выйдешь? Поиграешь со мной, как в былые времена?"
В отличие от первых двух книг – «Суда Сов» и «Города Сов» - в «Смерти семьи» во всю свою мощь развернулся Джокер. Бесследно пропав на целый год, самый страшный злодей Готэма вновь возвращается с чередой кровавых злодеяний – убивая как несметное число полицейских, так и ближайших помощников глав всех мафиозных семейств. Причём ужас, им творимый, вполне сочетается с его столь же ужасающим внешним видом: сперва он срезал с самого себя лицо, а теперь пользуется им как маской (бррр!).
Легко догадаться, что основной объект затеянной им игры – Бэтмен и всё его довольно многочисленное «семейство» друзей-союзников: Робин, Найтвинг, Бэтгёрл, Красный Колпак, Красный Робин. Джокер намерен причинить чудовищную боль каждому юнцу из этой отважной пятёрки – и сполна насладиться тем моральным опустошением, что накроет в таком случае его стародавнего противника.
"Ты слишком медлителен, чтобы играть со мной. Раздобрел. Размяк. Ах, Бэтссс, в твоём королевстве что-то здорово прогнило. {…} Я вернулся, чтобы спасти тебя! Спасти от тех, кого ты называешь своими союзниками. От твоих прихлебателей. Тех, кто сделал тебя таким вялым. Тех, кто делает тебя таким слабым. Я здесь, чтобы избавиться от них. Избавиться поодиночке…"
Но Снайдер не останавливается исключительно на кровавой мести, достойно выписывая тонкую вязь психологических мотивировок и признаваясь в одном из интервью: «Я хотел, чтобы в конце истории остались эмоциональные и психологические шрамы и раны».
«На этот раз Джокер хочет истребить нас всех, да? – уточняет Найтвинг. - Семейное дело?» Но в том-то и суть, что Бэтмен по натуре своей – одиночка и по-прежнему не готов делить хоть с кем-то свои заботы и переживания. «Отец, ты не можешь нас постоянно опекать. Мы хотим сражаться за тебя», - бесстрашно уверяет поддерживаемый всей командой малыш, но угрюмый взрослый решительно стоит на своём. «У тебя секреты от нас, но не от него», - справедливо полагают подростки, и Джокер, ставший по замыслу нового автора в чём-то похожим на Питера Пэна, это подозрение умело использует в своих целях: "…Неприятная правда состоит в том, что в глубине души, под всеми своими масками, Бэтмен любит меня больше, чем вас".
Примечательная особенность «Смерти семьи» состоит также в том, что в весьма заметной своей части эта повесть - очевидный и почтительный реверанс в сторону легендарного романа Гранта Моррисона «Бэтмен. Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле». Не столь, конечно, мудрёный, но уважительно заимствующий сюжетный ход, связанный с посещением главным героем печально известной психбольницы, которую Джокер умудрился со всеми потрохами «подобрать» под себя.
Заманивая Бэтмена в свой «королевский замок», злодей подготовил для него по-своему понимаемое «любовное послание», пригласив поучаствовать в веселье «весь твой ближний круг, всех тех, кто больше всего тебя любит» - в том числе Кобблпота, Эдварда Нигму, Харви Дента и многих прочих. И заходя на очередной круг сотворённого Джокером ада, герой как мантру повторяет: "… Напоминай себе, что он всего лишь человек. Такой же, как ты. Помни: у него есть плоть и её можно рвать; у него есть кости и их можно ломать".
Помимо собственно комикса издание традиционно включает в себя галерею обложек, карандашные эскизы и наброски, варианты цветового решения и шестистраничные примечания. Подводя под ними черту, их автор Дмитрий Кирносов резюмирует: "…Возможно, со временем «Смерть семьи» тоже займёт место среди классики комиксов о Бэтмене как образец динамичного напряжённого сюжета, который можно не спеша обдумать, когда книга уже закрыта".
Если эти слова и оспорить, то только в том смысле, что эта книга стала классикой уже прямо сейчас. Нешаблонный накал страстей, нестандартные сюжетные ходы, порой пугающие до жути эпизоды, тайны и обманы, своеобразная «любовь» и невообразимая ненависть – всё это на порядок возвышает новую книгу над прочими современными романами о супергероях, что нам доводилось обозревать в последнее время.
"Если ты думаешь, что, завязав мне глаза, сможешь меня запугать…" - "Ха-ха-ха-ха! Ты правда считаешь, что я… Хахаха! Добрый сэр, глаза вам никто не завязывал". - "Но…" - "Я их выжег. Аммиаком".