Максим Марков | Весточка из Кремля
Вы будете, наверно, поражены и вы будете, возможно, смеяться, но «Утомленные солнцем-2. Предстояние» - это не только нисколько не великое кино (хотя лично я до конца надеялся), но - что самое страшное! – это еще и не о великой войне.
Почему это не великое кино – это долгий затянется разговор; я подробнее все позже в рецензии скажу, пока лишь сбивчивые мысли с лету. Но почему не о великой войне – это сразу. Война здесь есть, но в том виде, в каком она здесь показана (а не в том, в каком мы про нее знаем) – она еще совершенно не великая. Потому как этот фильм - ни на секунду ни о Победе. Этот фильм (именно этот – что будет в «Цитадели» мы пока не знаем) о том, что на страну напали, а жители этой страны – в силу своей глупости, тупости, жадности, себялюбия и тщеславия (перечислять можно еще долго – разве что трусости здесь нет, вот это правда) – не могут ничего с этим поделать.
Здесь нет ни одного подвига. Но есть аргументируемо доказуемое осознание того, что подвигов на войне нет, а есть проявление невыносимо тяжкого человеческого идиотизма в гремучей смеси со столь же печальным человеческим эгоизмом. Подвиг здесь – это не подвиг, а свидетельство дурости. Смелость и решительность одного дурака оборачивается катастрофой и гибелью многих – но не фрицев, своих, невинных.
Не хотелось, но волей-неволей приходится сравнивать «Утомленных» с «Обитаемым островом». Судя по всему, как там, так и здесь, слава, подвиги и собственно «великая война» начнутся только во второй серии, через полгода.
И специально ждать и приурочивать именно этот фильм к празднованию 65-летия Победы – простите… Хорошо, таков был трагический 1941-й. Начало войны, неразбериха, никто не знал, что делать и что будет. Так покажите этот фильм на 21 июня – к скорбной дате! Вот там он к месту. А выпускать это сегодня, к юбилейному маю, да еще и делать при этом проникновенное лицо… Это, простите... Это, простите, значит в наглую смешивать рекламные бюджеты всенародного праздника и своей одной отдельной картины.
Более того – это уже о «великом кино». Вознамерившись увлечь проблемами войны молодежь, Михалков порой впадает в совершенно бездонных объемов пошлость. То и дело демонстрирует исключительного мужества чудеса практически циркового уровня, балансируя между взаимоисключающими стихиями – одной рукой залезая в карман к молодежи (за деньгами, за платком, за партбилетом?) и пытаясь говорить с ней на ее языке, а другой ногой упорно удерживая равновесие высоконравственным и высокохудожественным настроем. Ключевой момент: обгорелый танкист разводит Надю показать сиськи. Увидев, умирает от восторга. Падает снег, звучит печальная музыка.
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: еще неделька и самопальные ремейки этой сцены гигантской волной захлестнут ю-тьюб, всячески способствуя «вирусной» рекламе нетленного шедевра (сам был бы первым – дайте девушку). А там, глядишь, и ребята из «Комедии», если действительно шутники и не постесняются, возьмут да и обстебут этот момент в «Самом лучшем фильме - Три Дэ» (или «Три Тэ»? я запамятовал).
И вот что особенно горько. Противопоставляя свой фильм фильму Спилберга «Спасти рядового Райана» (это очевидно, да и не скрывалось в интервью), Михалков проигрывает не только в спецэффектах (весьма убогих), но и в главном – в истории. У подлюг-американцев история – закачаешься! Монолит! У ай-да-нас она разваливается на куски – и сквозной мотив Отца и Дочери ее никоим образом не скрепляет. А ведь сколько лет это вынашивалось, писалось!.. Неужто на бумаге кому-то казалось, что, будучи воплощенным в три часа экранного времени, это всё будет «ай-молодца»?.. Что режиссерский гений и проникновенная актерская игра вывезут все и спасут?..
Тиму Бертону будет, конечно, очень тяжело вручать этому кину «Золотую пальмовую ветвь» да хоть за что – за фильм в целом или утешительные за сценарий или актерам. Его заранее жалко.