Максим Марков | 39 ММКФ: документальное кино
Обзор документальный фильмов конкурса 39-го Московского Международного кинофестиваля: пять - из конкурсной программы, ещё четыре - из внеконкурсных. Отзывы написаны непосредственно после просмотра кинокартин - кратко, честно, субъективно; расстановка - от лучшего к худшему (что, впрочем, довольно условно).
Девушка пытается понять, разобраться, действительно ли её любимая тётя участвовала в том, в чем её сейчас обвиняют: пытала людей во времена диктатуры Пиночета.
Лучший фильм документального конкурса, самый мощный. Очевидная рифма к "Свободе дьявола", но даже мощнее - благодаря личному участию режиссёра, благодаря неоднозначности поднятого вопроса. Благодаря тому, что ни то что зрители, но даже сама автор не могут с абсолютной точностью понять, где же тут правда, врёт ли сейчас эта тётя, обеливая себя, или же её действительно оклеветали. И в этой неоднозначности - великая сила картины.
Серия интервью об ужасающей жестокости и смерти: в кадре - родственники пропавших без вести жертв, выполнявшие приказы убийцы и полицейские, убивавшие уже этих убийц; все - в балаклавах, но рассказы их, как можно понять, честные и правдивые.
Ужас, ужас.
Единственное, что можно поставить фильму в упрёк - без синопсиса не понятны ни география происходящего, ни причины этого беспощадного мира. Но где-то вот так люди живут. Понимая, что жизнь их, в принципе, ничего не стоит.
Большая удача конкурса.
Сергей Дебижев - о причинах русской революции: как, кем, зачем, почему.
Очень мощно выстроенный видеоряд с огромным количеством остроумно использованной хроники. Верно ли, про что - разбираться лучше знающим людям, но волей-неволей (опять же) ощущаешь перекличку с сегодняшним днём - и главный вывод читается следующим образом: развал империи спонсировался Англией, Германией и Америкой - читай, Госдепом.
Но так или иначе - очень познавательно и интересно. Масса пищи для размышлений в год, что называется, славного юбилея.
"Сырой материал" Главоггера, собранный воедино уже после его смерти. Принципиальной идеи нет: образ мира (преимущественно Африки), образ странствий. Много интересных кадров, того, чего не увидишь, наверное, нигде более, но отсутствие сюжета расслабляет и угнетает одновременно. То есть, это всё вроде бы и здорово, но...
Мешанина из закулисной жизни Парижской оперы. Очень обстоятельно, но в итоге занудно. Обрамляющая линия - история талантливого 21-летнего певца из Оренбурга. Бонусами: визит президента, живой бык на сцене, проблемы с хором, юные скрипачи, репетиции, глажка костюмов, уборка зала... Поклонникам прекрасного.
(Приз за лучший фильм документального конкурса.)
Портрет Ассанджа от автора аналогичного портрета Сноудена - приблизительно в той же скучной манере. Мне не показалось, что герой и тема раскрыты, а фигура режиссёра выглядит не борцом, а втёршейся в доверие тётушкой с камерой. Но как лишняя пара мазков для полноты картины - не помешает.
Портрет женщины, добившейся значительных успехов в Голливуде - и причастной к успеху множества великих фильмов 70-х. Помимо прочего она, например, хранит на стене в рамке своё собственное письмо, в котором гарантирует, что "Звёздные войны", сценарий которых она прочитала, станут лучшим фильмом для детей всех возрастов.
Ничего особенного, портрет как портрет, но какие-то весёлые крупицы всплывают. В частности, режиссёр Роб Коэн, оказывается, был тем чуваком, кто в должности скрипт-ридера откопал сценарий "Аферы".
Но русский вариант названия - ужасающий.
Монологи Олега Каравайчука - преимущественно о том, как деградировало за последние годы Комарово. Как можно понять, это была задумка самого композитора - показать эти заборы, рассказать о срубленной ели. Вылилось же всё, естественно, в портрет самого мэтра - с его воспоминаниями, с его любовью к Вагнеру, с его чудачествами на концерте. И понятно, что всё это необыкновенно ценные вещи, но как кино - это довольно скучно. Традиционный портрет великого человека, не более того.
Лёша фиксирует свою жизнь на камеру, не стесняясь самых интимных подробностей. Лёша - голубой, и парней у него было больше, чем у иных девушек. Лёша едет в Плёс на кинофестиваль "Зеркало", где легко и быстро совращает приёмного сына хозяйки местной гостиницы.
Я тоже был на том кинофестивале - 2013-го года, где в жюри были Эдер и Лозница, и тоже попадал под взгляд камеры в руках Дмитрия Кубасова (не попав, по счастью, в эту картину). Тогда говорили, что это будет хроникальный фильм о фестивале (даже название было - что-то типа "Тарковский. Контекст"), и надо же, во что в итоге всё это вылилось...
Фестивальные кадры использованы в кадре весьма активно: вот Лунгин выпивает с членами жюри, вот Эдер не знает (как?!.), что Герман умер, вот Файнс знакомится с продюсером фон Триера. А вот муж Марины Тарковской Гордон учит оператора снимать обнаруженных вдоль дороги бабочек. При этом диалог Лунгина и Бокова о Суздале, увековеченном в кино Тарковским, идёт встык за сценой со звуками плотской любви - что вызывает, разумеется, особенное волнение в зале (как и тост за Андрея Арсеньевича, поднимаемый на пьянке в гостиничном номере). Знают ли они, ведают ли?..
Раскрыта ли тут гомосексуальная тема?.. Кто знает... Документальный это в итоге фильм или игровой - не помешали бы комментарии. Достойное ли имени Тарковского получилось кино? Да навряд ли.
https://t.me/mumluk