Максим Марков | 39 ММКФ: игровой конкурс
Обзор фильмов конкурса 39-го Московского Международного кинофестиваля: краткий, честный, субъективный. Отзывы написаны непосредственно после просмотра кинокартин, сведения о призах добавлены в скобках по итогам их оглашения. Расстановка - от лучшего к худшему (что, впрочем, довольно условно).
Пекинский репортёр приезжает в родную деревню, где его бывший одноклассник поймал редкую птицу, признаваемую национальным достоянием. Однако удачливому ловцу подсказывают, что если край признают теперь заповедным, то придётся закрыть цементный завод - едва ли не единственный источник доходов для местных жителей.
Проблематичное социальное кино, не стесняющее показать Китай не как великую, а как нищую страну со своими проблемами. Одна из лучших картин игрового конкурса, напоминающая, что не всё ещё в нём потеряно. Тоже достойный претендент на Гран-При.
(Так и вышло.)
Аргентинтская девушка оказывается в водовороте студенческого бунта середины 1970-х. Понимая при этом, что как политика, так и потеря девственности - всё едино, всё - вызов семье и обществу.
Довольно тяжёлый в восприятии фильм, решённый (как мне показалось) преимущественно на крупных планах (что позволило избегнуть исторических деталей), но в то же время - самое, возможно, важное, что нам здесь в эти дни показали. Потому что понятно: чьё-то прошлое - это и чьё-то будущее.
Если этот фильм возьмёт вскоре Гран-При - я против не буду.
(Мой личный фаворит получил в итоге разделённый напополам Приз жюри российской критики.)
Памятуя о том, с какими фильмами нынешний председатель жюри побеждал два раза в предыдущие годы, смело можно утверждать, что перед нами - один из фаворитов, явный претендент на Гран-При.
"Простецкая" и "безыскусная" история парня, семья которого выращивает баклажаны и никак не может расплатиться с долгами. Попытки левых заработков, мечта стать водителем фуры, жизнь как есть - всё то, что на ММКФ традиционно особо в чести.
(Приз за режиссуру.)
Корейский полицейский попадает в ловушку спецслужб - за деньги, машину и операцию для сына соглашаясь разрабатывать подставное дело. Но "обычный человек" тут не он, а журналист, борющийся за правду и свободу...
Сеул, конец 80-х - а как похоже на нашу страну!.. Со стороны отборщиков ММКФ этот фильм - ещё большая провокация, чем предыдущий с шуткой про Путина (показанная перед этим внеконкурсная лента "Пински"). Тут не до шуток: гэбист, мент и репортёр; выбор между честью и соблазнами, народный бунт, вызванный бесчинствами спецслужб и враньём пропагандосов... Пересечения бросаются в глаза.
Хотя сама по себе картина очень неровная. Во многом даже посредственная. Но вот этот посыл: нет беспределу кгб - он хорошо прошибает.
(Приз за лучшую мужскую роль.)
У богатенького мажора неожиданные трудности: папу-министра почему-то арестовали, все родственники и друзья внезапно куда-то испарились - и приходится ему теперь выживать "на дне", познавая новые для себя уроки жизни. Причём - что составляет особенность ленты - под пристальным взором видеокамеры, невидимый обладатель которой хотел, видимо, сперва снять один фильм - а получился совсем другой.
Эта особенность с камерой - на которую все так или иначе реагируют - решающая фишка картины, обеспечивающая ей поначалу явные зрительские симпатии (главный герой - ещё один претендент на мужской приз). Но хорошо начавшись, история в какой-то момент принимается явно буксовать, не зная, куда ещё развиваться, - и это заметно, и от этого начинаешь уже скучать.
Хотя в любом случае для конкурса ММКФ - и нынешнего, и вообще - такое кино как глоток свежего воздуха.
Брутальное датское кино о мести: у положительного врача убивают провалившего ограбление банка 20-летнего брата, на полицию надежды нет - и он берется вершить правосудие самостоятельно. В программе, среди прочего, - сожжение живого автомеханика и выдавливание глаза, всё, как в лучших каннских фильмах. Слегка томительно, но полностью в рамках жанра.
Явный претендент на награду за мужскую роль.
Пока родители предаются то банальным половым связям, то реальному (с финскими "оргиями") разврату, их сыновья-подростки предоставлены сами себе.
Такой скандинавский вариант "Нелюбви", но более живой и естественный.
Не самый лучший финский фильм из всех, что были когда-то в московском конкурсе (а бывали тут прям очень крутые), но так-то неплохо, тема сисек раскрыта.
И, конечно, это явный плевок в сторону загнивающего Запада: вот смотрите, совсем там они охренели, голыми с детьми вместе моются, суются туда и сюда, лижутся с чужими бабами при жёнах!.. Ну да, они вот такие.
Умница-мажорка с филфака вместо Парижа (где собиралась копаться в архивах Ходасевича) окунается в мир московского разврата и порока в компании двух девчат из Ростова. Блеск и нищета, как называется, со всеми предсказуемыми вытекающими.
Хлынина молодец, Устинова раскрывает тему сисек, новенькая Адамович - весомый потенциал. Перельман же как режиссёр выдаёт глянца, но не добирает трагедии. Качественное, но совершенно не "фестивальное" кино - очевидно, что сюда попало в первую очередь по российской льготе.
Героиня Марины Неёловой готовится к собственным похоронам.
Первое, что очевидно: фильм закрывает будущие никовские номинации за лучшие женские роли. Кому, как не Неёловой, давать за главную, кому, как не Фрейндлих (в совокупности с "Большим") - за второго плана?.. Тут просто к гадалке не ходи. И в этом - не только производственный расчёт, но и действительно плюс: надо давать нашим великим артистам достойные их роли - пусть играют, пусть получают, пусть живут. Уже за одно это - спасибо.
В остальном же это всё мило, но не более того. Владимир Котт в этом отношении режиссёр весьма, как мне кажется, средних дарований. Он в принципе понимает многое про кино, но никогда не блещет. Ремесленником его, впрочем, не назовёшь, но и большим талантом - тоже. Здесь, например, ему не хватает мужества честно заявить, что умереть бывшей учительнице в первую очередь хочется от невозможности жизни в такой "деревянной России" - он избегает острых углов, выдавая в целом благостную и даже смешную картину про пенсионерские причуды. Отчего послевкусия у фильма, скорее всего, никакого не будет. Да, повторюсь, мило - но не более того.
(Приз зрительских симпатий.)
Некая ясновидящая (?) мадам рассказывает царю (?) сказку про убитого в лесу царевича. Убить его мог разбойник - мечом, либо царевна - луком, либо он сам себя - кинжалом.
Мда... Комментировать это кино сложно, а потому лучше пока не будем. Единственно, это явно фильм не для всех.
(Специальный приз жюри, один из двух Призов российской критики, Приз жюри Федерации киноклубов.)
Тяготы жизни семилетнего мальчика с матерью-наркоманкой - со всеми подробностями.
Так как вы всё равно этот фильм смотреть не будете (да и не стоит), поделюсь финальным спойлером: оказывается, это реальная история (на титрах - фотографии этих самых наркоманов, вы видели когда-нибудь такое?), и она как бы не про зло тяжёлых препаратов, а про близость к каждому Иисуса Христа. Но понимаешь это, опять же, только в самом конце.
(Приз за лучшую женскую роль.)
Первый пока что фильм из разряда "когда же эта фигня уже закончится". Запредельно тоскливая повесть о бывшей учительнице, "подвисшей" в своей личной и профессиональной жизни из-за того, что никак не может забыть погибшего вот уже три года назад кавалера. Слёзы и печаль, ничего более.
(Приз жюри ФИПРЕССИ.)
Режиссёр уходит от жены к молодой актрисе, устав от жизни, превратившейся в "однообразный артхаусный фильм". Каковым это кино и является. Уныло, монотонно, бессодержательно, тоска. Худший участник конкурса, возвращающий ММКФ в относительно недавние времена, когда конкурсную программу ругали по-справедливости.
Фигня в художественном плане, третья спекуляция Константина Фама на теме Холокоста. Даже хуже "Брута" - хотя куда уж дальше. Если в первой серии про туфельки еще был оригинальный взгляд, вторая и нынешняя части - откровенно плохо, до позорного.
Не всем "еврейским фильмам" все-таки должны давать "Оскары"...
https://t.me/mumluk