Максим Марков | Бумажные комиксы. «Чудо-Женщина» Гранта Моррисона и Яника Пакетта
«Чудо-Женщина: Земля-1. Книга-1» Гранта Моррисона и Яника Пакетта
21-го октября Чудо-Женщина была официально назначена Почётным послом ООН по борьбе за права и возможности женщин и девочек. Как раз кстати - обновлённая история её происхождения от Гранта Моррисона.
Ключевой героине комиксов уже 75 лет - церемония в ООН как раз приурочена к этому юбилею. Заодно это отличная реклама выходящего будущим летом блокбастера Пэтти Дженкинс: Галь Гадот в роли Дианы (впервые актриса предстала в этом образе прошлой весной), Крис Пайн – Стив Тревор, Конни Нильсен - повелительница Амазонии Ипполита.
Российский книжный рынок не отстаёт от мировых событий, и после набравшей силу «Лиги Справедливости», где Чудо-Женщины – лишь одна из героинь, выходит её совсем свежий, 2016-го года, сольник: нарисованная Яником Пакеттом история Гранта Моррисона из цикла «Земля-1». Если про Супермена и Бэтмена мы всё давно уже знаем во многом благодаря многочисленным фильмам, то судьба Чудо-Женщины в России хорошо известна, пожалуй, разве что фанатам. Новая книга начинает с азов, тем она и интересна.
«Лишь Амазония вечна. Наш рай нерушим».
Три тысячи лет назад амазонка Ипполита победила полубога Геракла и призвала соплеменниц сбросить мужское иго и навеки уйти из мира мужчин: «Окутаем себя непроницаемой завесой и будем жить мирно. В мире, где нет мужского следа». Обустроились девушки на Райском острове – который не отмечен на наших картах, хотя известно, что находится он где-то в Бермудском треугольнике.
У них всё в порядке с модой, архитектурой и современными технологиями, их культура процветает. Единственно, чего там нет, так это «козлиного запаха», «резкого и неестественного»: запаха мужчины. Принцесса Диана, кстати, по преданию была вылеплена матерью из глины; её «кожа пахнет пирожными и пижмой», а природными способностями она превосходит всех своих сестёр-амазонок.
«Этот остров – твой мир. Рай для женщин, дар Афродиты. Неужто тебе по душе другой?»
Но вот за ночь до Луны-охотницы и Празднества Дианы близ берега терпит крушение самолёт с американским флагом. Вечно юная бунтарка, давно стремящаяся вырваться из-под чрезмерной опеки матери, не только берёт отравившего «благоуханный воздух» Стивена Тревора, капитана авиации Воздушных сил США, под свою защиту, но и улетает с ним, нарушив все древние законы и обеты.
«Мужчина проник на Райский остров! За ней! Найти его!»
О «варварском запустении» за пределами острова Диане было известно урывками – порой ей удавалось застать Ипполиту около «волшебного шара», передающего последние новости: «На Ближнем Востоке идут бои… Грядёт коллапс экономики… Неравенство…»
«Безумный глас мужского мира. Звуки гиблой земли за нашими идеальными берегами. Жуткий рокот мужской ночи – кошмар нескончаемой войны. Мужчины не меняются – но вечно меняют свои требования. Их «мужественность» - болезненное извращение природы. Генетически ущербные люди. Вечно желающие того, чем не могут владеть».
Реальность оказалась и того хуже. Диана с ужасом выясняет, что в «безумном мужском мире женщины порабощены, сломлены и искалечены», «трясутся перед щенком-мужчиной» и умирают, зачастую – «одни, в страхе». Разумеется, теперь она уверена, что «мир мужчин должен смиренно покориться милостивой власти Чудо-Женщин Амазонии», - и хорошо бы, если б все признали их «любящую власть», надев на шеи ошейники.
У неё нет сомнений, что все эти перемены (или «феминистский джихад» по словам Тревора) изменят оба мира к лучшему: «Я надеюсь доказать, что амазонкам не надо больше таиться. Это наш долг – улучшить жизнь женщин повсюду. Что пришло время поделиться нашей великой культурой со всем миром».
«Коль суждены бои – я одержу верх, но никогда не стану только орудием или воином. Я хочу быть больше того, для чего создана!» - «Ты будешь такой, как Судьбы решили». – «Яростной, юной, неукротимой и бесподобной». – «Прекрасной, сильной и мудрой Чудо-Женщиной. Диана имя тебе».
Посвящая свою книгу «всем чудо-женщинам», Грант Моррисон не выдумывает ничего принципиально нового – лишь вписывая популярную героиню в современный контекст, где женщины хотят самостоятельно вершить своей судьбой, не оставаясь всего лишь чьим-то придатком («Не твоя, и ничья вообще»). Это не новая история, а «новое прочтение образа» Чудо-Женщины, «чьи сила и благородство, - как сказано на обложке, - всегда современны и всегда – вне времени».
Судя по решению ООН, эта книга вышла как нельзя вовремя.
Первая публикация – 21 октября 2016 года