Максим Марков | Мастер-класс Микеле Плачидо

01.09.2016 13:04


Главным гостем кинофестиваля «Bridge of Arts», что прошёл на прошлой неделе в Ростове-на-Дону, стал Микеле Плачидо – по-прежнему популярный в наших краях итальянский артист, представивший в конкурсной программе свою новую режиссёрскую работу: фильм «Выбор». Увы, несмотря на то, что по другую сторону камеры Плачидо оказался ещё в начале 1990-х, как режиссёра мы его практически не знаем: не помню, чтобы его ленты выходили у нас в прокат, хотя их наверняка можно при желании разыскать в сети. Тем не менее, его ростовский мастер-класс по теме «Режиссура» собрал немало слушателей. На ютьюбе уже выложена полная запись этой встречи, я же предложу вам её краткий конспект – это, предупрежу, не точные цитаты, а скорее пересказ услышанного.


- Андрей Кончаловский прислал мне сценарий «Грех»: русский режиссёр хочет изобразить итальянского художника Микеланджело. Вскоре мы встретимся в Венеции, а затем поедем в Альпы, чтобы там выбивать из мрамора работы Микеланджело. Я счастлив, для меня это круче «Оскара».

- В молодости я посещал Академию театрального искусства, на меня повлияли Шекспир, Чехов, Достоевский, великая греческая трагедия. Я работал даже с Джорджо Стрелером. Но кинорежиссёр Лина Вертмюллер предсказала мне: «Ты будешь много работать в кино. Ты средний актёр, но смотрят только на тебя». Марио Моничелли говорил похожие слова про Мастроянни – что на того зрители смотрели куда больше, чем на другого актёра, который технически был намного лучше. Может, в этом вопросе мне помогла моя фактура. Но всё же в основе своей я театральный актёр, а не киношный.

- С актёрами я работаю жёстко, я верю, что знаю актёра, знаю его слабости. Сейчас я много работаю в театре с молодыми актёрами. Часто пишу им монологи – и они тоже сами себе пишут, порой это лучше, чем читать текст из уже готовой пьесы. В каждом хорошем тексте - от Чехова до Шекспира - один и тот же рассказ: о Добре и Зле. Но Чехов мне нравится больше всего, потому что он говорит о нашей глупости. Все великие герои – такие же, как и мы: хрупкие, нежизнеспособные.


- Однажды я сказал своим артистам: «Возможно, кто-то из вас убьёт женщину, другой наложит на себя руки, у кого-то возникнут финансовые проблемы - и он не сможет закончить курс. Уверен, многие из вас ненавидят своего соседа, а кто-то в кого-то влюблён. И мы должны работать вот с этим». Так мы занимаемся психоанализом. Невнимательный преподаватель всего за несколько лекций может разрушить молодую личность. Мой подход прежде всего очень человечный. Но всё же надо понимать, что талант - либо есть, либо его нет.

- В кино я использую театральные методы. Режиссёр выступает в качестве дирижёра. Каждый мой актёр делает изыскания не только в своём герое, но в каждом герое рассказываемой истории. Это позволяет мне никогда не показывать, что один актёр лучше другого. При необходимости мы перемешиваем все карты – и разыгрываем партию в любом случае.

- Я не уверен, что могу кого-то назвать «живой легендой», но мне близок режиссёр итальянского происхождения Мартин Скорсезе.


- Актёром быть легче. Тебя забирают на машине, рядом с тобой всегда 5-6 человек: захочешь что-то выпить, съесть, что угодно – всё принесут; это большая привилегия. Заниматься режиссёрской деятельностью намного труднее. Нужно первым вставать и последним ложиться. Быть режиссёром - это настоящая страсть, особенно если ты делаешь тот фильм, который ты любишь, а не кино исключительно для финансового успеха. Это больше, чем быть просто звездой.

- Мой первый фильм – это история африканского парнишки, который приехал в Италию, чтобы найти эмигрировавшего сюда брата; тот устроился здесь на работу собирать помидоры и откладывал деньги, чтобы уехать учиться в Болгарию (там были сильные вузы, многие студенты из Африки приезжали учиться в Болгарию, но это стоило денег). Почему я сделал этот фильм? Потому что однажды один африканский парень рассказал мне свою историю. Я предложил её продюсерам, никто не захотел этого делать. Тогда сделал я. Таким образом я начал заниматься режиссурой.


- Артисты без актёрского образования - это возможно, прежде всего - в кино. У нас в Италии есть в этом плане большая школа – достаточно вспомнить великого режиссёра Витторио де Сика, он выиграл два или три «Оскара» (считать всё – так четыре: ММ), два из которых – за фильмы с актёрами, которые не были профессионалами, которых он буквальным образом подобрал с улицы. Это течение называлось «неореализм». И в моём первом фильме все актёры не были профессионалами, я тоже их всех набрал с улиц. Я влюблялся в этих людей из-за того, что они были простые, но в то же время обладали какой-то энергетикой – поэтому я их брал и снимал в своих фильмах. Например, у меня есть картина, где задействовано одиннадцать героинь, которые работают на фабрике. Некоторых из них играли профессиональные актрисы, других - настоящие фабричные работницы; вместе они проделали хорошую работу.

- Я проникнут русской литературой и несколько лет назад хотел поработать над образом Льва Толстого. Это очень современный персонаж, прежде всего из-за того, что сейчас происходит в нашем мире. Это актуально: возвращение к сельскому хозяйству, необходимость посвятить себя бедным людям, эмигрантам. Мне хотелось бы сделать фильм о Толстом или по Толстому.


- Я начал своё выступление с того, насколько был важен русский театр для моего образования. Я очень хорошо помню тот спектакль по пьесе Чехова, который Никита Михалков поставил в Италии с Марчелло Мастроянни. Я видел в Италии и другие русские спектакли, особенно в 1970-80-х годах - например, чеховскую трилогию Кончаловского. Моё мнение: современное искусство начинается в русском театре. Эти характеры, персонажи той эпохи – это первые театральные характеры, которые мы узнаём и сегодня. Поэтому театр начинается здесь, причём буквально здесь: Чехов ведь родился в нескольких километрах отсюда. Я хорошо знаю историю самого Чехова, кем были его отец, его мать, его братья и сёстры – все эти театральные характеры родились уже в его биографии. Когда Чехов переезжает в Москву и знакомится со Станиславским – в этот момент рождается русский театр. Но помимо Чехова и Станиславского, я очарован и всеми остальными актёрами той эпохи, тем, как они жили.

- Мне было бы очень сложно снять фильм о России, как было бы тяжело и любому другому режиссёру, который не рождён в этом месте. Я не из этой среды, и для хорошего фильма должен прожить здесь по крайней мере два-три года. Правда, я уже говорил, что есть персонажи Толстого, которые меня просто завораживают, которые необыкновенно современны… Кстати, вот прямо сейчас мне пришла в голову идея о том, как было бы здорово поставить фильм о Художественном театре, показав, как Чехов присутствовал на репетициях Станиславского. Вновь повторю, что это был прекрасный, выдающийся период! Время, когда создавался современный театр – а на подходе была русская революция.


- К сожалению, все страны сейчас подчинены американскому кинематографу, включая Россию. Но Россия должна быть пламенем культуры – идти не против Америки, но вместе с ней. Но, к сожалению, этого нет. И кто страдает от этого прежде всего? Молодёжь. Они не знают своей собственной культуры: финансирование теперь очень маленькое, и на национальном уровне делается всё меньше фильмов. И это – большая, серьёзная проблема. Российскому правительству, да и всей Европе – Италии, Испании, бывшей Югославии – нужно навострить уши. Франция - единственная страна, которая защищает свою культуру. Поэтому так важны сейчас даже маленькие фестивали – они дают фильмам возможность быть увиденными за пределами своей страны. Только благодаря им мы узнаём больше о кино других стран - как это было в те времена, когда по всей Европе награждались русские фильмы, чехословацкие, польские, фильмы из стран социалистического блока.

- Я сам заседал в жюри два раза. Но считаю, что каждый фильм – уникален. Не бывает того, чтобы один фильм был прекраснее другого. Красивое бывает страшным, а страшное бывает красивым. Ни один режиссёр не повторит фильм другого режиссёра. Единственное, что тут можно отметить – это скука, но это, может быть, мои личные рамки. Фильм может идти хоть семь часов – но талант режиссёра заключается в том, чтобы эти семь часов прошли как один миг. Я немножко против тех судей, что раздают премии – но иначе сделать нельзя. Хотя лично я давал бы лучше приз зрительских симпатий – потому что так мы действительно понимаем, что публика любит, и на основании этого можем задуматься. А то, что решают судьи – это решение часто бывает очень ограниченным, ведь их всего 6-8 человек, к тому же они часто настраивают одного против другого, и не всегда можно понять, кто же из них говорит более умные вещи.


- Мой новый фильм «Выбор» - фильм непростой. Это фильм, который я посвятил женщинам. Раньше я делал фильмы о мафии, криминальные ленты, но мне очень нравится размышлять над тем, что представляет из себя Женщина, разгадывать её загадку. Этот фильм поставлен по театральному тексту Луиджи Пиранделло, но я переложил его на сегодняшний день. Это история любви. Пара счастлива – но в один прекрасный день жена подвергается насилию. Она пытается сохранить этот секрет, но потом понимает, что беременна – и это при том, что у пары ещё нет собственных детей. И здесь начинается фильм. Как будущая мать она чувствует, что должна защитить ребёнка, но с другой стороны, как жена, она должна разделить этот выбор со своим мужем… Чем это кончится? Посмотрите фильм.

3160

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
  • 1
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
  • 1

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
    № п/п | название фильма | кол-во просмотров
  • 1
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
  • 1
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×